В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Новая жизнь старого цирка

Неприметная харьковская улочка, более похожая на переулок, каждый вечер становилась шумном и оживленной. Мужчины и женщины, юноши и девушки, старики и дети устремлялись в расположенный на этой улочке цирк. И так продолжалось ни много ни мало, а около ста лет...

ЛЕВ НА ПАРКЕТЕ

Начатый строительством в 1881 году и открытый в 1886 году харьковский цирк-театр перевидел все, что можно было увидеть за столь долгую жизнь. В нем гастролировали цирковые знаменитости, наши и зарубежные, в нем ставились различные спектакли, в том числе играли украинские труппы Суходольского и другие.

В советское время Харьковский цирк поставил немало пантомим, тематических спектаклей и выпустил множество аттракционов. Именно на харьковском манеже начинали свой творческий путь народные артисты СССР И. Бугримова и В. Дуров, народные артисты РСФСР А. Буслаев и А. Александров-Федотов, заслуженные артисты РСФСР П. Маяцкий и М. Эльворти-Подчерников и г. д.

Здесь были созданы детские пантомимы «О мальчике Лене, клоуне Максе и красном знамени», «Путешествие в Индию» и «Девочка в джунглях» (сценарист Л. Галкин, режиссер Е. Зискинд). Здесь родились тематические представления «Юбилейные сюрпризы» и «Калейдоскоп». Здесь были выпущены иллюзионные аттракционы А. Шага-Новожилоаа и А. Фурманова, а также номера И. Ольховиковой, Э. Корчагиной и многих других.

В культурную жизнь Харькова старый цирк, долгие годы служивший ему верой и правдой, вписал не одну яркую страницу.

Но вот в январе 1974 года погасли огни на фронтоне, слетела со стендов нарядная реклама, отчего они сразу
приняли будничный вид и «центром циркового притяжения» сделался дворец из бетона и стекла, раскинувшийся на одной из харьковских набережных.

Я присутствовал на последнем представлении в старом цирке и помню, что тогда были и цветы и речи, было довольно торжественно и немного грустно. Но грусть оказалась преждевременной! Старый цирк остался цирком, так же как цирковой ветеран, даже выйдя на пенсию, не мыслит своего существования без манежа.

И вот теперь, попав в поблекшее снаружи здание, вы тем не менее обнаружите внутри его цирковую жизнь. На манеже встретите медведей, а поднявшись а верхнее фойе, где раньше прогуливалась во время антрактов публика, натолкнетесь на табличку: «Осторожно, хищники!» И вы впрямь встретите тут шаркающего по паркету... льва.

В свое время наш журнал высказывался за создание 8 Харькове учебного цирка, поскольку старое здание не подлежало сносу. Жизнь подтвердила реальность этого предложения — с прошлого года в старом цирке создан филиал Всесоюзной дирекции по подготовке новых цирковых программ, аттракционов и номеров.

Разъяснять потребность в новых номерах и особенно аттракционах при непрерывном росте цирков в нашей стране вряд ли есть надобность. Возглавлять харьковский филиал было поручено кандидату искусствоведения Евгению Моисеевичу Зискинду, многие годы работавшему главным режиссером Харьковского цирка.

Но вернемся к льву на паркете. Разумеется, лев не фланирует по фойе без присмотра, он огорожен клеткой. Но эта ажурная клетка необычна по форме, она не круглая, а... квадратная. Я, честно говоря, таких не видел.

— Это потому,-— поясняет Евгений Моисеевич,— что номер Виктора Ярославцева «Лев и атлет» готовится нс для
манежа, а для сцены. Он будет выступать в труппах «Цирка иа сцене».

Такое направление надо всячески приветствовать. Дело в том, что многие программы «Цирков на сцене» в силу специфичности своей работы стали походить на эстраду. Представить себе цирк без животных невозможно, а в большинстве таких групп, перефразируя Крылова, можно сказать: «крупнее моськи зверя нет»... Работают, правда, подвижники вроде И. Монастырского, выводящего на сцену прекрасно обученных медведей, но таких — единицы. В городах же, где цирки еще не построены, появление на сцене льва будет выглядеть эффектным аттракционом. Отрадно отметить: уже сейчас видно, что композиция номера Виктора Ярославцева обещает быть интересной. Успешно достигается и «взаимопонимание» между партнерами.

Так что лев шастает по фойе вовсе не зря...

В ТРИ СМЕНЫ


Здесь не только для цирков на сцене готовятся номера, но и для «Цирка на воде» тоже. Усовершенствован номер акробатов-зксцентриков А. Влазнова и В. Сергунина, а также создан иллюзионный номер Т. Кузнецовой. Несомненно, эти произведения внесут жанровое разнообразие в «водяное действо».

Но основная задача филиала — крупные работы. Обычный номер можно подготовить в любом из постановочных цирков, а вот масштабные произведения циркового искусства вроде аттракционов с хищниками создашь не всюду.

Еще в период становления филиала, когда старый цирк перестал быть единицей производственной, но нс оформился в единицу учебную, в Харькове были подготовлены два аттракциона — Бориса Денисова с группой львов и Луиджи Безано и его дочери Аллы с новой труппой гималайских медведей.

«Счет по крупному» продолжается и сейчас.

Изящество и женственность юной •Ольги Борисовой органично сочетаются с решимостью и мужеством. Ее сегодняшняя репетиционная работа с десятью львами (а их будет двенадцать) обещает интереснейший аттракцион. Младшая Олина сестра Лариса на командование «царями зверей» пока не претендует, но с группой собачек управляется хорошо.

—    Я далеко не старик, — говорит отец девочек, популярный дрессировщик заслуженный артист РСФСР Владимир Борисов, — но считаю, что цирк прежде всего — искусство молодых. И чем раньше молодость заявит о себе — тем лучше!

В дни моего пребывания в Харькове филиал готовил «Дрессированных медведей» В. Пузанова, «Воздушную гимнастку с орлом» Г. Агееву, «Па-де-труа» на лошадях под руководством С. Ярославской, «Воздушный полет» артистов Галаган, «Акробатический этюд» О. Захарюк и В. Ярославцева, новые трюки для иллюзионного аттракциона А. Фурманова, а также номера воздушной гимнастики: один — в исполнении Ж. Рыжковой и В. Панюшкина, другой — сестер Савич.

Кроме работы репетиционной в филиале проводятся и учебные занятия. Манеж занят двадцать четыре часа в сутки. Амфитеатр реконструирован, на месте кресел сейчас размещен необходимый для репетиций реквизит, да и вообще каждый сантиметр здания (а оно невелико) используется до предела.

—    Три раза в неделю по два часа проводятся занятия по хореографии, — говорит балетмейстер Я. Додин, давно и успешно работающий в Харьковском цирке.
—    Так же регулярно занимаются артисты и ОФП,— добавляет известный на Украине гимнаст и тренер Н. Пылаев и расшифровывает: ОФП — это общефизическая подготовка. Занятия проходят групповые и индивидуальные.
—    Как же вы устраиваетесь в такой тесноте? Где? — спрашиваю я.
—    В верхнем фойе, — отвечает Додин,— а вместо балетных станков используем буфетные стойки, оставшиеся от прежних времен...
—    Иногда, — добавляет Пылаев,— я приглашаю артистов для индивидуальных занятий в зал высшей школы спортивного мастерства, там мы отрабатываем отдельные злементы.

Надобность в систематических занятиях очевидна и, надо думать, не за горами то время, когда балетные уроки станут неотъемлемой частью работы каждого цирка! Общефизическую подготовку, проводимую опытным тренером, тоже трудно переоценить. Советская спортивная наука достигла крупных успехов, особенно в сохранении нужной формы спортсмена, в профилактике травм и многого другого, с чем цирку уже давно пора познакомиться.

Наличие этих двух дисциплин, плюс, естественно, работа режиссеров над постановкой отдельных номеров наполняют учебный цирк подлинно творческой жизнью.

СДЕЛАНО В ХАРЬКОВЕ


Конечно, новое дело всегда трудное. Не составляет исключения и харьковский филиал.

—    Отобрали мы на базе великолепную ткань для костюмов, а выкупить не можем, поскольку банк не принимает перечислений!

Подобные жалобы нередки в директорском кабинете.

—    У нас задумана основательная здания, — рассказывает Е. Зискинд.— Старые пристройки мы снесем и возведем на их месте современные службы, включая душевые павильоны для... животных. Манежей будет два, так как одного уже сейчас не хватает.

Честно говоря, нам пока многого не хватает! Филиал не имеет даже примитивных мастерских, чтобы отремонтировать какую-нибудь мелочь, а их в цирковом хозяйстве тысячи. Нельзя же с каждым пустяком бегать на завод! Необходимо расширение штатного расписания, увеличение постановочной части. Нам нужны костюмеры и грузчики, униформисты и столяры. А их нет!

Конечно, тут много еще от «болезни роста», о филиале еще не все а городе знают. Приходится разъяснять, доказывать, обосновывать...

А жизнь в филиале тем временем бьет ключом. В десять часов вечера я заглянул в директорский кабинет, где Зискинд и Пузаков в который уже раз обсуждали в деталях номер Пузакова. Мысль очень интересна — турнисты и медведи. Но ведь надо сделать так, чтобы не было ничего, хотя бы отдаленно напоминающего другие аттракционы: Беляковых, например, или Безано. Ни одной деталью, ни одним трюком — все только новое! Формально рабочий день Зискинда давно закончился, но для творчества не существует нормированных часов. Вот и не гаснет свет в директорском кабинете.

Похвально, что ныне действующий цирк оказывает постоянную помощь цирку репетиционному, да иначе и не может быть — дело-то создается общее!

Кавалер ордена Октябрьской революции, заслуженный работник культуры УССР многолетний директор Харьковского цирка Ф. Д. Яшинов справедливо говорит:

— Создание в Харькове филиала Всесоюзной дирекции мы расцениваем как проявление заботы партии и правительства о развитии циркового искусства. И мы обязуемся не ронять давно и хорошо зарекомендовавшую себя фирменную марку: «Сделано в Харькове».

ЮРИЙ БЛАГОВ

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100