В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

О ненужном украшательстве

Эстраду, как известно, любят многие. Особенно молодежь. Да и люди постарше тоже не прочь посмотреть по телевизору интересный концерт, послушать по радио полюбившуюся песню.

Правда, бывать на концертах удает­ся не слишком часто. То некогда, то билеты не достанешь... В общем, если и выбирается человек на концерт, то для него этот день, вернее вечер, необы­чен, — это как бы праздник. А ведь праздники не каждый день бывают. Нет слов, телевизор, радио, магнитофон — все это хорошо. Но все это никогда не сравнится с непосредственным общением зрителя и артиста, не создаст ощу­щения той волнующей близости, когда от любимого исполнителя вас отделяет всего лишь несколько шагов. Придя на концерт, вы весь в ожидании чего-то нового, радостного, неожиданного.

И вот начинается концерт. Но разрешите перед «началом концерта» сделать небольшое отступление. Не правда ли, каждому из нас всегда приятно быть в обществе людей, умеющих держать себя скромно, с достоинствам, не развязно. Это относится ко всем, кто окружает нас, а к артистам особенно. Почему особенно? Да потому, что они, артисты, творцы нашего праздника, нашего хорошего настроения. Говоря так, мы имеем в виду не только мастерство артиста, но и манеру его исполнения то­го или иного номера, его поведение на эстраде.

Итак, начинается концерт. Как обычно, его открывает конферансье. Откровенно говоря, можно спорить о репертуаре наших конферансье, который не всег­да бывает удачным, но манера их поведения в большинстве случаев не вызыва­ет особых нареканий. Случается, правда, что конферансье Апломбов из «Необык­новенного концерта» Образцова нет-нет да и появляется на некоторых наших эстрадных площадках — эдакий образец пошлости, скудоумия, дурного вкуса. Но, повторяем, это не так уж типично сегодня. Поговорим в данном случае о вокалистах эстрады, об их исполнительской ма­нере. Вот на сцену выходит известный певец. Он прекрасно знает, что он «люби­мец публики». И знает, даже уверен, что его хорошо примут. Но как-то невдо­мек ему, что, исполняя ту или иную песню, вовсе не обязательно пританцовыватъ, размахивать руками, томно закатывать глаза.

Кому нужно такое кривляние? Зачем любую ритмическую песню превращать в поношенный твист, зачем развязно ходить по сцене с микрофоном в руках, а потом снисходительно и как-то картинно (вернее, картонно) раскланиваться со зрителями? Иногда смотришь на иного артиста и думаешь: «Ну зачем тебе все это? Песня у тебя хорошая, и поешь ты ее хорошо — так неужели нужно еще пританцовывать и всхлипывать через каждые три такта?!» Песня не терпит де­шевки и суеты, ей противопоказаны украшательства, продиктованные отнюдь не безупречным вкусом. Бывает, наблюдаешь за тем иди иным певцом и видишь такую метаморфо­зу. Вначале это скромный, темного робеющий солист. Держится он на сцене не очень уверенно, но поет искренне. И, знаете, это приятно. Приятно, что песня доносится до вас в ее первозданной красоте, что поет ее человек от всей души, поет сердцем. И вы во власти этой песни, во власти певца, ее исполняющего.

И вот однажды, спустя несколько месяцев, вы снова попадаете на концерт того же певца. Он ли это? Куда девались скромность, искренность, задушевность? Безукоризненно и очень модно (даже утрированно модно) одетый, само­уверенный и небрежный, он поет ту же песню, которая когда-то так пленила вас. Но как поет? Правда, голос певца окреп, звучит, может быть, даже лучше, чем прежде, но... пропало обаяние, исчезли простота и скромность. Взамен поя­вились развязность, бессмысленность движений и жестов, стремление к дешевым эффектам — все го, что тех неприятно поражает нас в исполнительской манере иных зарубежных певцов. И концерт для вас уже не праздник, не встреча с желанным другом-артистом, а горькое разочарование.

Нет, мы вовсе не хотим сказать, что все наши исполнители «аргументируют» свои песни суетливыми жестами, твистом и шейком. Были и есть артисты, заставляющие слушателя силой своего искусства, таланта, искренности жить той песней, которую они исполняют. Вспомните Клавдию Шульженко, Леонида Уте­сова и других наших лучших эстрадных исполнителей — они никогда не при­бегали и не прибегают к дешевым «украшательствам». И потому их песни всег­да находили горячий отклик в сердцах слушателей. Хочется сказать некоторым певцам и особенно молодым: учитесь достойно и со вкусом держать себя на сцене, не думайте, что развязность прибавит вам ус­пеха, поможет завоевать симпатии зрителей. Скорее, наоборот.

Все, о чем мы только что говорили, продиктовано беспокойством, которое вы­зывают некоторые талантливые певцы, сменившие искреннюю, скромную манеру исполнения на более броскую, но вместе с тем и более примитивную. Песням это вредит, певцам — тоже. И хочется по-дружески посоветовать вокалистам нашей эстрады: будьте более взыскательны не только к репертуару, но и к тому, как, в какой манере доносите вы свои песни до слушателей. Не гонитесь за модным и пустым укра­шательством песни. Не надо!

Журнал Советский цирк. Июль 1968 г.

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100