В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Однажды в Челябинске

Фрагмент аттракциона «Морские забавы» под руководством М. ИВАНОВАПредставление закончилось. Я не спеша шел в гостиницу и думал: что же можно написать об этой программе? Написать o том, что перед началом я не смог купить программку?

Ока­залось, что их в этом сезоне вообще не было. Ну нет так нет. Ничего не поделаешь. Пришлось записывать участников представления со слов инспектора ма­нежа. C изрядным напряжением слуха (без этого я бы ме разобрал ни одного слова, раздававшегося из хрипящего ми­крофона) мне удалось записать все фамилии.

Фрагмент аттракциона «Морские забавы» под руководством М. ИВАНОВА.

Правда, в пяти случаях я ошибся, но спасибо, что за кулисами расписание прогрaммы оказалось на месте. Или рассказать o том, что почти половина зала была пуста, a вторую половину запол­нили одни дети? Ну это тоже можно объяснить: все-таки пятница, рабочий день, a представление — дневное.

A как объяснить то, что артисты поз­воляют себе работать, мягко говоря, Кое-как? Ни одной улыбки я не дождал­ся ни от акробатов-прыгунов c подкидными досками под руководством B. Вольного, ни от И. Леонтьевой — руководительницы номера «Игра c северными жи­вотными», да и другие исполнители вы­ходили на манеж c хмурыми, озабочен­ными лицами. Правда, есть ответ и на этот вопрос: артисты придавлены грузом неустроенного быта. Цирковая гостиница из-за неисправности отопления не рабо­тает. Все участники программы расселе­ны по разным городским гостиницам, где нет ни кухонь, ни других условий, необ­ходимых для длительного проживания.

Вот и приходится им весь день проси­живать в цирке, в своих маленьких гар­деробных готовить обед, чинить костю­мы, воспитывать детей, которые носятся по всему зданию.

Ответ-то есть, a оправдания нет. Артист есть артист. Зрителя абсолютно не интересует, что там творится y него за кулисами.

Можно было 6ы, конечно, и опустить предшествующие строки, если бы все это не оказывало такого существенно­го влияния на качество работы артистов.

Но, может быть, стоит просто написать рецензию на программу? Тогда рас­сказывать об увиденном я бы начал, наверное, так: после краткого стихотворного пролога, приглашающего нас пройти в «Город-цирк», начинается тра­диционная дивертисментная программа.

Первым номером выступает воздушная гимнастка на трапеции М. Суворова. Здесь я призадумался. A что про нее сказать?

Вышла. Поднялась на трапeцию. Раска­чалась. Сделала один обрыв. Еще покачалась. Сделала второй. И так пять раз.

(Разницу между этими трюками могли бы заметите, пожалуй, только специа­листы). Спустилась и ушла. Все y нее как обычно: классическая трапеция, спортивный купальник, бодрая музыка. Кстати, музыкальноe сопровождение программы действительно было на высоте (дирижер Л. Карев).

Ну, a что же было оригинального, выдающегося в следующем номере? Вспоминаю — выступала T. Панова c дрес­сированными собачками. У артистки слиш­ком пышные формы и слишком декольтированное мини-платье. Собачки попрыгали, побегали и убежали. Ни оригинального реквизита, ни нового осмыс­ления трюков, ни занимательного сюжета, ничего этого не было.

Затем Л. и A. Гайчюнас показали игру с лассо и хлыстами. Опять шаблон. Я припомнил сразу несколько точно таких же номеров. Она крутит лассо, за­тем ассистирует. Он кидает топоры в цель, хлыстом разбивает воздушный шарик, выхватывает цветок, гасит свечу, переби­вает летящую ленту. Перечень аналогичных безликих номеров, участвовавших в этой программе, можно продолжить. Это и стандартный «Каучук» В исполне­нии Л. СМетанинОй, и акробаты-вольти­жеры Воробьевы, и акробаты-прыгуны c подкидными досками под руководством B. Вольного.

Неужели все так неинтересно? Да нет, конечно, не все. Заслуживают внима­ния воздушные гимнастки H. и Л. Пет­ровы, работающие на «бамбуке». Они легко и изящно исполняют сложные, оригинальные трюки. Жаль только, что их аппарат был закреплен в статичном положении, так как вращаться вокруг манежа из-за несовместимости c подвеской другого номера он не мог. Лю­бопытна работа O. Голубовой c голубя­ми, хотя, как мне кажется, номеру не хва­тает динамичности.

«Игра c северными животными» под руководством И. Леонтьевой, честно говоря, не очень-то похожа на игру. Хо­телось 6ы побольше именно веселого общения артистки c животными. Есть здесь над чем подумать и художнику.

Второе отделение открывал полет c 6атутом «Верховина» под руководством Д. 3верева. Внешне все тут вроде бы благополучно: и темповая работа, и пол­ный охват манежного пространства, и да­же звучное название. Но, позвольте, неужели за все годы существования это­го жанра смогли додуматься лишь до то­го, чтобы одеть исполнителей в нацио­нальные костюмы и подобрать подходя­щую музыку? Ведь и ловиторки, и 6атут, и комик в номере были известны еще на заре жанра...

Приятно смотрится выступление танц­жонглера H. Улановой. Порадовало уже то, что реквизит y нее был необычной формы, да и работа подкупала своей непринужденностью и жизнерадост­ностью.

Завершал программу аттракцион «Морские забавы» под руководством на­родного артиста Дагестанской АССР M. Иванова. Вот это действительно цирк! Есть чему подивиться, над чем посмеять­ся. И люди и медведи являются здесь полноправными партнерами. Живот­ные самостоятельно ходят по наклон­ному канату: цепочкой, один за другим четыре медведя боком ползут по нему, a один без всякой помощи идет c завязанными глазами при приглушенном Свете. Cложные трюки, исполняемые канатоходцами, пронизаны легким юмо­ром. Кок, например, идет по канату балансируя на голове торт, другой участ­ник съезжает по наклонному канату сидя в ведре, a также поднимается по нему, отбивая головой мяч. С большой изобре­тательностью и вкусом придуман рекви­зит, найдены образы исполнителей и взаимоотношения между ними.

Немалая нагрузка в представлении легла на плечи коверных — Геннадия и Анатолия Ракитиных. И вот опять... C од­ной стоpоны, вроде бы все при них. И ма­стерское владение акробатикой, жонг­лированием, игрой на музыкальных ин­струментах, дрессировкой, и умение на­лаживать контакт c публикой, и симпа­тичные образы: Анатолий — молодой, обаятельный, Геннадий — мешковатый, добродушный и в то же время лукаво-озорной. C другой стороны, совершенно не оригинальный, однобокий репертуар. Все репризы практически сводятся к исполнению акробатических, жонглерских или иных трюков, причем некоторые репризы вообще бессодержательны. K примеру, такая: на манеж, читая жур­нал, выходит клоун. Не отрываясь от чтeния, он совершает ряд акробатических эволюций и уходит. Что? Для чего? зачем? Непонятно.

Портится впечатление и от набивших оскомину штампов, таких, например, как сдувание соринок со шляпы, a затем вытирание ею ботинок. Как же от них из­бавиться? — спросят артисты. A не попробовать ли выйти на улицу, взглянуть на мир «глазами клоуна». Ведь из девяти реприз, исполненных коверными, только в одной был прямо-таки микро­скопический намек на актуальную тему. Клоун вывозил на манеж коляску c лаю­щей собакой под аккомпанемент песни: «У меня сестренки нет, y меня братиш­ки нет», a дальше... опять трюки ради трюков.

На столкновении характеров можно было 6ы построить множество забавных клоунских миниатюр, a если учесть, что Ракитины — отец и сын, то просто на­прашивается сделать им несколько реприз, построенных на взаимоотношениях отцов и детей. Это могло бы быть и со­циально, и злободневно, и смешно. Ведь именно таких, актуальных выступлений ждет от клоунов публика, в особенности взрослая.

Большинство участников программы составляет постоянный коллектив, руко­водимый M. Иванoвым. Много писалось о том, что в коллективах легче оказы­вать творческую помощь артистам. Здесь же творческая помощь явно необходима.

На следующий день я вновь пошел в цирк, чтобы проверить свои оценки. На сей раз это был субботний день, вечернее представление. Зал был полон, но опять-таки ни одного взрослого без ре­бенка не было. Артисты работали c боль­шим настроением, чем накануне, но, что ни говори, суть программы от этого не изменилась...

 

ЛЕОНИД ПЕРВОВ

Журнал Советская эстрада и цирк. Июль1986 г.

оставить коментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100