В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Одной дорогой

Спорт и цирк... Они близки и дороги мне с детства. В моем родном городе Кирове есть площадь имени Степана Халтурина.

Как ни странно, именно она объединила во мне интерес к спорту и цир­ковому искусству. На площади рядом с обкомом партии и самой большой городской гостиницей расположен ста­дион «Динамо», а напротив него «Юрта чудес». Так мы, ребята,   называли   цирк   шапито. С зеленого поля этого стадиона качался мой путь в спорте. В цирк, откуда по вечерам доносились влекущие звуки бодрой музыки, я попала все же раньше. Сюда я пришла с отцом восьмилетней девочкой. Боль­шой любитель циркового искусства, он в ту пору увлекался классической, или, как тогда говорили, французской борь­бой. Этот вид зрелища не понравился мне. Борьба прерва­ла тот красочный мир волшебства, в котором я находилась во время первых двух отделений программы. Но с тех пор, когда я видела на площади брезентовое сооружение или просто слышала слово «цирк», у меня возникали яркие впечатления   о   первом   посещении   шапито.

Для многих моих това­рищей по спорту цирк сыграл большую роль. Под его влиянием они стали заниматься        физической культурой. В этом отноше­нии цирковое искусство всегда было и остается луч­шим пропагандистом спорта. Но меня все же приве­ло на стадион не посеще­ние цирка, а занятия гимна­стикой на уроках физкуль­туры в средней школе. Цирк же я полюбила как яркое неповторимое зрели­ще. Эти два моих интереса не мешали друг другу.

М. Исакова, заслуженный мастер спорта СССР, неоднократная чемпионка мира по скоростному бегу на коньках среди детей.М. Исакова среди детей

Нередко после окончания тренировок, прямо со ста­диона, перебежав площадь, я с товарищами попадала в цирк и, что греха таить, — чаще всего без билета. Мы пробирались на самый верх (здесь было легче укрыться от билетера), усаживались на ступеньках и с замиранием сердца следили за происходящим на арене. Особенно мне нравились ловкие акробаты и бесстрашные воздушные гимнасты и полетчики. На другой день, играя в волейбол, баскетбол или выполняя гимнастические упражнения, я ло­вила себя на том, что и мне хочется двигаться свободнее, увереннее, четче и красивее, как это делали вчера вече­ром   артисты   цирка.

Надо сказать, что в школьные годы не давала мне так­же покоя мечта стать театральной актрисой. Я была неиз­менной участницей всех школьных спектаклей и концертов. Причем мне нравились роли озорные, дающие возмож­ность посмешить и развеселить зрителей. Говорят, мне это удавалось, ведь недаром в моей характеристике, выданной после окончания школы, было написано: «рекомендуется для поступления в театральное училище». Как известно, актрисы из меня не вышло, о чем я, впрочем, и не жалею. Но тогда при каждом удобном случае дома и в кругу друзей я старалась не упустить возможности «попредставляться»:   позабавить   и   посмешить.

Вот почему во время посещения шапито я с особенным удовольствием смотрела клоунаду, слушала сатирические куплеты. С тех пор прошло немало лет, но не тускнеет моя лю­бовь к цирковому искусству. С каждым годом я все больше и больше убеждаюсь в том, что спорт и цирк — родные братья. Мне вспоминается начало 30-х годов. Тогда было осо­бенно сильным влияние спорта на цирк. Многие мои това­рищи покидали стадионы и физкультурные площадки и   приходили   на   арену. Это было отрадным явлением. Спортсмены влились в цирковые программы, которые были одно время ослаб­лены в связи с прекращением гастролей иностранных ар­тистов. На манежах появились исполнители редких, рекордных трюков. Но эти годы показали также и то, что чрезмерное увлечение, если так можно выразиться, «офизкультуриванием» цирковых номеров привело к тому, что цирк на время потерял одно из самых притягательных своих свойств — пропала яркая зрелищность его представлений. Людям, пришедшим из спорта, недоставало еще умения преподнести зрителям свой номер. И многие из них учились у старых артистов цирка сложному актерско­му   мастерству.

И сегодня спорт продолжает поставлять для манежа артистов. В армянском цирковом коллективе есть, напри­мер, артист Вардо Беньяминов. В сравнительно недалеком прошлом он был спортсменом--велогонщиком, воспитан­ником моего мужа Владимира Гончарова. Вардо был непло­хой физкультурник, имел первый разряд. Но его увлекло искусство цирка. Он оставил спортивный велотрек и начал работать в аттракционе заслуженного артиста РСФСР П. Маяцкого «Шар смелости». Впоследствии он вместе со своей партнершей и женой Надеждой Беньяминовой под­готовил номер «Акробаты с першами на переходной лест­нице», номер очень сложный и интересный.

Многие любители цирка видели на манеже дрессиров­щика экзотических животных Степана Исаакяна. Но мало кто знает, что он тоже пришел из спорта и что первое время работал в цирке мотогонщиком на вертикальной стене. Несомненно, и в дальнейшем цирк будет получать для себя   кадры  из  физкультурных   обществ.   Тем  более  что сейчас многие спортсмены достигли большого профессио­нального мастерства и не только не отстают от артистов цирка в исполнении редких, рекордных трюков, но иногда кое   в   чем   идут   впереди. В свою очередь и цирковое искусство, как мне кажет­ся, немалое влияние оказало и оказывает на спорт, в ча­стности на развитие самого красивого и изящного его вида — художественной гимнастики. Еще недавно такой сложный трюк, как двойное сальто-мортале, исполнялся только на арене. Теперь он входит в программу спортив­ной акробатики. Здесь также видно воздействие цирка.

На моей памяти есть и такие случаи, когда мастера манежа приходили в спорт. Вот и сейчас на стадионе «Юных пионеров», где мы растим достойную смену спортсменов, тренером по акробатике работает Виктор Александрович  Антипин, в прошлом артист цирка. Спортсмены могут много почерпнуть от мастеров ма­нежа. В этом я убедилась сама, неоднократно побывав в цирке на репетициях артистов, в частности тех же Беньяминовых. В своей повседневной работе над собой они дей­ствуют по принципу — все для номера, ни одной минуты впустую. Не перестаешь удивляться, сколько напряженного тру­да, сил и упорства требует цирковое искусство! Ведь и чет­кость, и изящество, и непринужденность исполнения но­мера — это результат постоянных и многочисленных репетиций.

На языке спортсмена слово «репетиции» — это не что иное, как серьезные, непрекращающиеся тренировки, тре­бующие синтеза сил, ловкости и воли. Причем мысленно, сравнивая тренировки одних и репетиции других, а затем их выступления на спортплощадке и на арене, прихожу к выводу: артисту цирка бывает все же труднее. Ведь он должен работать на манеже каждый вечер. Ему приходит­ся испытывать большую физическую нагрузку, чем спорт­смену. С каким же умением нужно равномерно распреде­лять свои силы, чтобы быть всегда в отличной форме.

Вот почему из всех видов искусства цирк ближе всего моему сердцу, а к его мастерам я чувствую особую сим­патию. Думаю, что не ошибусь, если скажу, что нет такого спортсмена, который бы не любил цирка.
 

Мария ИСАКОВА, заслуженный мастер спорта СССР, неоднократная чемпионка мира по скоростному бегу на коньках

Журнал Советский цирк. Март 1965

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100