Огонь, который прекращать нельзя
Было время, когда мне говорили с плохо скрываемым пренебрежением: «Куплетист!». И я отвечал: «Да, куплетист!» Отвечал с гордостью.
Ибо нет жанров, которые сами по себе были бы «высокими» или «низкими». Можно и шишкинских медведей довести до уровня базарных лебедей, что довольно успешно и сделали бездарные копиисты. А можно и балалайку сделать созвучной самой высокой классике, что великолепно доказали, скажем, Нечипоренко или Рожков. Оттого что в нэповские годы куплеты были растасканы по ресторанам распивочно и навынос, они в умелых руках не переставали быть грозным оружием.
Куплетист! Куплетистом был великий Беранже; куплетом не гнушались ни Николай Некрасов, ни Николай Добролюбов; великолепные куплеты писали и цену им знали такие замечательные русские поэты, как Дмитрий Минаев и Василий Курочкин. А гениальная «Зимняя сказка» Генриха Гейне — разве это не поэма куплетов? А шансонье — жанр, который так любил и ценил В. И. Ленин! Остроумный, сжатый, энергичный куплет грозен, когда ему дают достойное его силы содержание. К сожалению, многие и поныне считают, что раз куплет мал, то и содержание надо ему давать небольшое. И возникают дешевые куплеты о тещах, кухонных драмах, и уже готовы тезисы о дешевизне самого куплета. А он живет. Живет, невзирая ни на какие теории. Живет, как городская частушка. Он так же остроумен и смел, неожидан, хитер и крылат, этот маленький снаряд, начиненный колоссальной взрывной силой каламбура, гиперболы, гротеска...
Каждый раз перед выступлением с волнением смотрю сквозь щелочку в занавесе на зал: поймут ли меня? дойдет ли политический смысл моей сатиры? Но, пожалуй, это волнение — тоже своего рода пережиток прошлого. Давным-давно прошли те времена, когда я давал комментарии к своим выступлениям. Теперь в них нет нужды: пою ли я о Чомбе или о новом фашистском Адольфе — фон Таддене, их узнают мгновенно и реагируют именно так, как нужно. Об этих и других моих «персонажах» любой зритель и в зале Дома ученых и в Зеленом театре ВДНХ знает не меньше меня.
Вы спросите: зачем тогда я? А затем, что людям важно не только знать политическую механику, но важно еще» и еще раз почувствовать свою нравственную победу над врагом, свое моральное превосходство. Зачем Кукрыниксы и Б. Ефимов рисовали Гитлера и всю его свору? Конечно, не затем, чтобы лишний раз изобразить эти омерзительные лица, а чтобы, высмеяв их, возбудить еще большую ненависть к врагу, желание во что бы то ни стало разбить ненавистную гадину.
Куплет сродни карикатуре: он делает врага смешным. А. В. Луначарский писал: «Смех убивает. Если публицист зовет вас... осмеять врага, то это значит, что вы окончательно и бесповоротно осудили его, как нечто вами превзойденное... Действительный, здоровый, победоносный тон, гомерический смех — есть праздник полной победы». Вот зачем нужна политическая сатира. Я вспоминаю, как недавно мне пришлось выступать перед солдатами наших войск, расположенных в Берлине. Какое это было особенное чувство — петь для них о тех, кто готовит провокации против мира, и при этом знать, что твои «герои» этому залу знакомы особенно близко потому, что они недалеко, рядом, за берлинской стеной. И могу поручиться, что такого успеха, как там, я просто-напросто не помню.
Меня очень часто спрашивают: «Почему в таком необходимейшем жанре на эстраде — в политической сатире — вы фактически один? Почему разговор об артистах - «международниках» чаще всего замыкается на вас: Илья Набатов и др.»? Если бы я мог ответить! Это — моя боль и мое недоумение. Я хочу, чтоб были политические куплетисты наряду со мной, политические фельетонисты — на эстраде и в цирке. Да, и в цирке, хотя некоторые и считают, что политическая сатира с цирковыми номерами не монтируется. Это неверно! Вспомните традиции Дурова и Лазаренко, их выступления всегда были политически острыми. Мы с Леонидом Набатовым написали два обозрения на международные темы для артистов цирка М. Волынского и Л. Брусилова. Отзывы прессы свидетельствуют об успехе этих артистов. Не удивительно: и на эстраде и на манеже политическая сатира — желанная гостья.
Я ежедневно ощущаю, какая огромная потребность в политической сатире на эстраде. У нас есть талантливые куплетисты, и как обидно, что порой их незаурядный талант разменивается лишь на то, чтобы — который раз — стрелять по воробьям. Конечно, нас волнуют и не могут не волновать бытовые неурядицы и то, что встречаются хамы, и то, что иные мальчишки, увлеченные зарубежными обносками, выменивают на них свою совесть и будущее. Но неужели это все, что волнует нас? Неужели вне эстрады должны быть темы высокого политического и гражданского звучания? Сейчас, испытывая серьезные потрясения и сталкиваясь с крупными провалами во внутренней и внешней политике, империализм, и прежде всего империализм США, наряду с авантюрами в военно-политической области все больше усилий направляет на подрывную идеологическую борьбу против социалистических стран, коммунистического и всего демократического движения.
«...В этих условиях, — говорится в Постановлении апрельского Пленума Центрального Комитета КПСС, — непримиримая борьба с вражеской идеологией, решительное разоблачение происков империализма, коммунистическое воспитание членов КПСС и всех трудящихся, усиление всей идеологической деятельности партии приобретает особое значение, является одной из главнейших обязанностей всех партийных организаций. Их долг состоит в том, чтобы вести наступательную борьбу против буржуазной идеологии, активно выступать против попыток ггротаскивания в отдельных произведениях литературы, искусства и других произведениях взглядов, чуждых социалистической идеологии советского общества. Партийные организации должны направлять все имеющиеся средства идейного воспитания на укрепление коммунистической убежденности, чувства советского патриотизма и пролетарского интернационализма у каждого коммуниста и советского человека, идейной стойкости и умения противостоять любым формам буржуазного влияния». Мне видится в этих указаниях боевая программа для всей армии наших идеологических бойцов, в том числе и для артистов эстрады. В первую очередь — для сатириков.
Куплеты мы сочиняем с Леонидом Набатовым (это мой постоянный соавтор). И, получая сотни писем из коллективов художественной самодеятельности (пишут и артисты с периферии: крайне нужны злободневные и острые тексты), мы понимаем, что эти письма вызваны вовсе не нашими личными достоинствами как авторов, а насущной потребностью в жанре. Увы! Мы не можем превратиться в бюро по рассылке куплетов, как не могу я стать только автором куплетов. Но почему это мало кого волнует? Посмотрите сборники для художественной самодеятельности. Где там эстрадная политическая сатира? Право, мне временами начинает казаться, что некоторые наши редакторы и издатели полагают, что главными и чуть ли не единственными врагами в мире остались плохие управдомы и пьяницы-водопроводчики...
Мне кажется, что здесь сказывается влияние инертной позиции, занятой некоторыми работниками телевидения, радио, студий грамзаписи. В самом деле, перед войной была выпущена единственная пластинка с двумя сатирическими песенками на международные темы — одну исполнял Л. О. Утесов, другую — я. Сейчас же их не выпускают вовсе. А разве на тех же магнитофонных лентах не могут быть размножены политические куплеты? Я часто использую мелодии популярных песен для своих куплетов. В этом нет, думается мне, ничего предосудительного. На мотив песни - из фильма
«Кавказская пленница» я пою:
Без водородной бомбы,
Без Чан Кай-ши, без Чомбе,
Без палачей афинских,
Без воплей хунвейбинских
Пусть вертится быстрей земля...
И легкая, запоминающаяся мелодия нисколько не снижает патетический накал куплетов, не умаляет идею, которую они несут. Скажу откровенно, мне приятно было услышать однажды, как группа молодых людей распевала на мотив «Черного кота» мои куплеты о Чомбе. Легкий мотив помогает усвоению самих куплетов и, если угодно, увеличивает их эмоциональное воздействие.
Меня нередко упрекают, что я нарушаю привычную, камерную манеру исполнения куплетов. Да, манера у меня другая, но этого требует жанр. Я стараюсь соблюдать тональность, которую нес Н. Смирнов-Сокольский в своих политических фельетонах. Мне не надо заботиться, чтобы каждое четверостишие непременно вызывало смех. Пусть куплеты будят протест, гнев, порой, может быть, и слезы. Не оставлять слушателя равнодушным — вот функция куплета. Случается мне выступать после какого-нибудь модного певца. «Вы не боитесь? — спрашивают меня. — Слышите, какие овации?» А я выхожу, пою свои куплеты, напоминаю слушателям, что в мире еще далеко не все спокойно.
Люди хотят слышать с эстрады не только развлекательные песенки. Публика жадно слушает о том, чем живет сейчас мир. Мне часто кричат из зала: «Скажи про Китай» или «Ну, как во Вьетнаме?» Зрители не хуже меня знают, как дела во Вьетнаме, но сатира помогает им проникнуть еще глубже в суть явления, способствует формированию мировоззрения человека, лишний раз взывает к его гражданской совести. Задача сатирика не выругать, а высмеять зло и остро. Если куплет остер, его подхватят и унесут с собой. Так, одно время я то и дело слышал свой каламбур: «Мистер Бедел нигде не пообедал».
Да, сейчас, когда так резко обострилась идеологическая борьба, когда идеологические диверсии приняли столь утонченные формы, нам ни в коем случае нельзя забывать о таком остром оружии, как куплеты. Нести в двух-трех строках куплета огромное содержание — функция эстрады. Здесь наше искусство сродни искусству плаката: лаконично, ярко, броско и главное — идейно направленно. И заметьте, эта форма очень близка, понятна народу, любима им. Международные события, острейшая, неутихающая борьба идеологий, непрекращающиеся происки поджигателей войны дают богатейший материал для политической сатиры. Пренебречь, не воспользоваться им было бы непростительно.
И потом не следует забывать, что политическая сатира — это не только отклик на одно какое-то событие. На этот жанр тоже распространяется действие закона типичности. Песни, спетые о событии, не отмирают вместе с ним — они остаются и как память об истории и как могучее средство воспитания советского патриотизма, того самого, о котором очень точно было сказано Владимиром Маяковским: «У советских собственная гордость — на буржуев смотрим свысока».
Нам нужны мастера сатиры. Я убежден, что во ВГИКе и ГИТИСе должны быть спецкурсы по политической сатире, что мы должны планомерно готовить специалистов в этой области. На мой взгляд, куплетист должен писать сам, чтобы всегда быть во всеоружии, и осведомленность его должна быть необычайно высокой, потому что ошибаться даже в незначительном ему нельзя.
Мы ни на минуту не можем забывать, что в мире идет непрекращающаяся идеологическая война. О главном направлении удара в этой борьбе нам вновь напоминают апрельский и июльский Пленумы ЦК партии. И сегодня, когда я пою свои куплеты на международные темы, я, как старый солдат, чувствую себя в строю великой армии мира.
Журнал Советская эстрада и цирк. Ноябрь 1968 г.
оставить комментарий