В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Ольга Польди. Режиссура нового формата

Хорошо помню, как несколько лет назад, в очередной раз, побывав на выпускных экзаменах ГУЦЭИ, был приятно поражён внезапными переменами.
Обычно довольно скучноватый и консервативный по форме, так называемый «выпускной экзамен» молодых артистов цирка, вдруг засиял яркими неожиданными красками, сделался живым, актуальным и приобрёл некую особую, как теперь говорят, стильность. С манежа вдруг повеяло раскрепощённостью и юношеской непосредственностью.
Представление выпускников ГУЦЭИ- 2001 года «Века нового весна» можно без малейших оговорок признать выпускным спектаклем.
Это и был спектакль! Со своеобразным сюжетным ходом, развитием и кульминацией, с интригой, неожиданными сюрпризами и …, самое главное – выглядящими по-особому свежими, много обещающими исполнителями.
Стало очевидно , что многозначительный официозный консерватизм, обычно сопровождавший выпуски циркового Училища предыдущих лет, вовсе не обязателен и, конечно же, менее интересен, чем то, что мы увидели в тот год на учебном манеже.
Самое поразительное, что для подобного чудесного превращения не понадобились невероятные сверх усилия, привлечение богатых спонсоров и многотысячных инвестиций. Всё оказалось гораздо проще.
Просто… за год до этого в Училище появилась молодой балетмейстер-постановщик Ольга Польди. Она-то и выстроила весь этот фейерверк молодости, который больше обычного привёл в настоящий восторг публику выпускного экзамена в ГУЦЭИ.
Просто, настало время, и в отечественном цирке появилась группа творцов, принадлежащих новому поколению. Ольга Польди – одна из ярчайших и талантливейших представителей этой новой формации цирковой режиссуры.
Окончив хореографическое отделение Краснодарского института культуры, затем Высшие курсы балетмейстеров-хореографов в Санкт-Петербурге, Ольга Польди на протяжении пятнадцати лет работала в цирке: старшей балериной в иллюзионном аттракционе под руководством И.Э.Кио, и в коллективе под руководством Е.Б. Майхровского. С коллективом последнего связаны её многочисленные хореографические постановки цирковых номеров.
Вкус молодого режиссёра оттачивался под воздействием мастеров манежа, принёсших заслуженную славу отечественному цирку в 70-е - 80-е. Это были времена «большого стиля», было «чему», и было у «кого» учиться и оттачивать мастерство.
К середине 90-х появились явные признаки «пробуксовки», чтобы не сказать кризиса «большого стиля» в отечественном цирке. Круто поменялась жизнь, а с ней – изменялось, вернее, должно было измениться искусство режиссёров цирка. Многие мастера старого поколения оказались в растерянности — от жизни, от смуты времени — и не понимали, что дальше делать, как выбираться из всего этого.
Одной из первых неизбежность изменений почувствовала небольшая горстка молодых постановщиков цирковых номеров. Среди них со своим отличительным почерком и небанальным взглядом на модернизацию пластики в цирковой режиссуре заявила о себе Ольга Польди.
Новая музыка и новые ритмы требовали обновлённой хореографии, иной пластики движений в манеже. Ольга взялась за работу с поистине подвижническим энтузиазмом. Для программы «Века нового весна» ею, в роли балетмейстера, в содружестве с режиссёром В.Логвиновым были поставлены более десяти цирковых номеров. Сразу же обозначился отличительный авторский стиль постановщика: стремление воплотить на манеже классический цирковой образ с помощью трюков, вплетаемых в современную музыку, модернистскую хореографию и постмодернистскую пластику.
Успешный постановочный дебют в ГУЦЭИ не остался не замеченным. Один из самых, пожалуй, интересных и ярких режиссёров того времени, художественный руководитель Центра циркового искусства Александр Осипов, пригласил Ольгу Польди на должность главного балетмейстера.
Дуэт оказался на редкость успешным, или говоря современным языком, креативным.
Креатив – это не сам творческий процесс в общепринятом понимании. Скорее, именно изобретение, обнаружение нового нехоженого пути в творчестве и чёткое осознание мотиваций и способов достижения конечной цели процесса.
Первой крупной совместной работой Александра Осипова и Ольги Польди стал номер турнистов Рокашковых. История создания номера напоминает историю Золушки. В исполнении Анны Ахматовой, это звучит незабываемо:
… Когда б вы знали, из какого сора
Растут стихи, не ведая стыда,
Как желтый одуванчик у забора,
Как лопухи и лебеда. …
Групповой номер турнистов под руководством Сергея Рокашкова, и был как раз теми «лопухами и лебедой», «одуванчиком у забора».
Из шести партнёров, по штатному расписанию, на тот момент в номере оставалось лишь четверо. В прошлом – спортсмены-гимнасты, достаточно высокого технического уровня. До какого-то момента артисты работали в так называемой «салонной манере» – когда комбинация следует за комбинацией с нарастающей сложностью трюков. В какой-то момент оказалось, что прежний номер кончился, а новый – ещё не родился.
Рокашковы, слава богу, почувствовали, что с их устаревшей «салонной стилистикой», «салонными» костюмами, мизансценами, композицией, и манерой подачи, работать больше нельзя, невыносимо. Подобный стиль безнадёжно устарел. Оставшаяся от номера четверка очень хотела продолжать работу, поэтому уже много месяцев обивала всевозможные пороги творческих структур в поисках своего режиссёра. Только ведь, как говорится, скоро сказка сказывается…
Как бы то ни было, такой режиссёр отыскался. На счастье артистов, им оказался Александр Осипов. Вот как об этом вспоминает Ольга Польди:
«Александр Александрович предложил начать с прочтения рассказа Рэя Брэдбери «Чудесный костюм цвета сливочного мороженого».
Я очень этому удивилась, но рассказ прочла. О чём он был? О дружбе, о любви, наивном очаровании молодости, которая страстно ищет жизни, любви и красоты… В общем, замечательная, слегка сентиментальная история шестерых молодых мексиканцев и одной прекрасной юной девушки. Всё действие вертится вокруг чудесного, как всем кажется, летнего костюма, по словам Брэдбери: «светлого-светлого, как луна в августе».
Но, дело там, как вы понимаете, – не в костюме, конечно. Все дело в тональности, в атмосфере, мотивациях и нюансировках, скорее всего вымышленных писателем событий.
После прочтения рассказа Александр Александрович сформулировал мою задачу: придумать схожую, созвучную прочитанной историю и выразить её в композиции, мизансценах, переходах, позах, пластике исполнителей. Помня, разумеется, о трюках.
Кстати, он всегда настаивал, что, выходя в манеж, артист цирка должен обязательно «рассказать» зрителям удивляющую и увлекающую «историю»: о чувствах, о страданиях, о любви, о жизни, о чём угодно. Но история должна быть обязательно по-цирковому выразительной и интригующей.
Это было его, Александра Осипова, режиссёрским кредо, творческим методом, если хотите. Пока «история» не придумается, не сложится в ясную «картинку», он не приступал к работе с артистами.
Легче всего в тот раз было определиться с музыкально-ритмической основой номера. Единодушно сошлись на классическом аргентинском танго. Танго, в понимании тонких знатоков, – это всегда любовная драма. Эту «драму» в стиле танго Александр Александрович и я старались выстроить для артистов Рокашковых», - завершает свой рассказ Ольга Польди.
О чём «история» Рокашковых? Наверное, о любви и соперничестве!
Трое мужчин-друзей и… одна женщина. История в ритме танго, история любовного… четырёхугольника!
Предвижу скепсис: можно ли говорить, применительно к цирковым турнистам, о сложных внутренних переживаниях и чувствах? Оказалось можно! Постановочная работа Александра Осипова и Ольги Польди с артистами Рокашковыми позволяют утверждать подобное! Это тот нечастый случай в цирке новейшего времени, когда артисты знают кто они, зачем вышли в манеж, что должны делать, а постановщики номера точно знают, как научить артистов достичь желаемого результата. Если всё это совпадает с возможностями артистов, их самоощущением…
Тогда, и только тогда, всё получается.
Номер Рокашковых три года назад на Всемирном Конкурсе в Париже «Цирк будущего» был удостоен Золотой медали, а год спустя – Бронзового клоуна на Всемирном конкурсе в Монте-Карло.
В последние годы абсолютно состоявшийся номер Рокашковых работает в одном из лучших цирков Европы, немецком «Ронкалли». Характерная деталь: всякий раз по окончании сезона крупнейшие европейские импресарио устраивают настоящий аукцион, стараясь заполучить к себе Рокашковых.
Особая сюжетная «история» легла в основу создания воздушного номера в исполнении Виктории Кисловец. Юное и нежное создание в мечтах и поисках счастья. Все основания у шестнадцатилетней исполнительницы для этого имелись сполна. Нужно было нащупать нерв выступления гимнастки на ремнях с весьма незаурядной трюковой основой. Трюк не то, чтобы отодвигался на второй план, но должен был стать более значимым, выразительным.
На этой работе Ольга также выступала в содружестве с режиссером Александром Осиповым. Уже с полуслова, понимая друг друга, режиссёр и балетмейстер больше года искали единственно верный ключ к раскрытию замысла. Своеобразной нитью Ариадны послужила музыкально-поэтическая композиция Инны Желанной. И конечно, незаурядное дарование юной Виктории Кисловец, отмеченное «Серебряным клоуном» на международном юношеском конкурсе «Первая рампа» в Монте-Карло.
Национальной премией «ЦиркЪ» была отмечена работа этого же дуэта над номером в исполнении Е.Сквирской. Премией Ассоциации итальянских цирков был удостоен «Оригинальный жонглёр на скрипке» в исполнении А.Савина. Двух международных наград удостоилась Ю.Колосова с номером «Хула-хупы в воздухе на цепях». Победительная серия работ во всех отношениях блистательного и неподражаемого постановочного дуэта Александра Осипова и Ольги Польди трагически прервалась гибелью Александра Александровича Осипова в мае 2002года.
Ольга долго не могла прийти в себя. Спасла новая работа.
На этот раз, она поддержанная мужем – заслуженным артистом России, режиссёром цирка, известным в цирке, потомственным артистом Яном Польди, - принялась снова за работу. Это был номер эквилибристов с першами на штейн-трапе под руководством А.Бондаря. Добрый десяток лет назад, поставленный в так называемом классическом стиле замечательным педагогом ГУЦЭИ Л.М. Петлицким, номер нуждался в существенной переработке. По сути, номер создавался заново. Надо было убедить молодых партнёров отказаться от «рекордсменской» подачи, пусть даже эффектных трюков акробатики и эквилибристики, переведя номер в сферу интригующей, увлекательной игры.
О том, что сложнее сделать заново, чем что-либо переделывать – знают все. Но только Ольга и Ян Польди знают – насколько сложнее! Работа стоила того, и номер получился куда более интересным, динамичным и современным.
Не согласиться на «переделку» номера Илоны и Руслана Садоевых, у семейного дуэта Ольги и Яна Польди, что называется, рука не поднялась: столь очевиден был исполнительский талант и перспективы этих артистов. Но столь же очевидными оказались и «проблемы с ребятами», как выразился Ян Николаевич.
Главное на что обратили внимание постановщики номера, была своеобразная «пафосность», самоуверенная «высокомерность» поведения артистов на манеже. Сделали трюк – комплимент, завершили комбинацию – комплимент. Постановщики были изначально убеждены, что сегодня «это» не работает! Подобная манера и стиль выступления безнадёжно устарели. Оставался пустяк: убедить в этом исполнителей и предложить собственное решение.
Оставив артистам их взрывную энергетику, врождённую эмоциональность и незаурядный трюковой арсенал, режиссёрам удалось-таки через артистов – их пластику, актёрскую игру, трюковое наполнение номера «рассказать» зрителям волшебную историю о невероятных чувствах, переживаниях, фантазиях и мечтах. Удивительно волнующую и проникновенную музыкальную тему номера написал Михаил Экимян. Получилась история драматического выбора молодых людей между Любовью и Волей…
Должен признаться, что, пару лет назад, начав работу над созданием номера акробатов-прыгунов «Живой огонь» под руководством Юлии Негрей, я не мыслил другого хореографа-постановщика, нежели Ольга Польди. Она, как мало кто из режиссёров чувствует сегодняшнее время и современный исполнительский стиль. Ситуация осложнялась тем, что Ольга Польди, пожалуй, самая востребованная творчески активная личность в сегодняшней цирковой режиссуре. Но время поджимало, пора было начинать работу, и я вынужденно прибегнул к провокации:
«Оля, может, ты боишься работать с большим групповым номером?»
Знаете, каков был ответ?
«После работы с Садоевыми, мне ничего уже не страшно!», - ответила Оля и согласилась со мной работать.
О собственной работе, как водится, no comments. Для особо любопытных ссылка: номер «Живой огонь» с похвальной регулярностью демонстрируется по выходным на кабельном телевидении каналом ТV5 MONDE EUROPE.
Оригинальный и самобытный номер воздушных гимнастов Оксаны и Виталия Бобровых стал обладателем серебряной награды II Международного циркового конкурса в Москве и бронзовой награды на Международном конкурсе в Будапеште.
Эквилибрист Эдуард Гелазаров отмечен серебряной медалью Всероссийского конкурса артистов эстрады в номинации «оригинальный жанр».
Комплименты, признания, поздравления…
Всё это им, неутомимым и нескончаемо талантливым – Ольге Польди и Яну Польди. А что я слышу в ответ:
«У Лауры Барон костюм не готов и музыка не сведена, как следует…»
«С Мишей Ивановым вроде всё получается, хотя он остаётся немного зажатым…» «Для Виолетты Барон не можем ткань подобрать…»
«Современная цирковая режиссура – это другой, в сравнении с прошлым веком способ рассказывать новые цирковые истории».
Пока такие подвижники-энтузиасты в нашем цирке есть, можно не особенно беспокоиться.
Но, почему-то беспокойно. Сколько их? Попробовал сосчитать: раз, два.., и обчёлся.

Владимир Сергунин, кандидат искусствоведения

обсудить на форуме

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100