От руководителя зависит многое
В прошлом году я ушел из Армянского циркового коллектива, где проработал более пяти лет. В отличие от некоторых артистов, стремящихся перейти из постоянных трупп в конвейер, мною руководило не эгоистическое желание обрести «свободу» и чаще бывать в дальних ответственных поездках.
Совершенно другие причины заставили меня сделать этот шаг. Я вынужден был попросить о переводе в конвейер, хотя прекрасно понимаю, что с коллективами связано будущее нашего цирка. Кстати говоря, точно таких же взглядов на постоянные цирковые труппы я придерживался и пять лет назад, когда мне предложили войти в состав Армянского коллектива. До этого вместе с его артистами мне довелось работать в двух цирках. В программе были тогда заняты такие превосходные мастера манежа, как жонглер Нази Ширай, эквилибрист В. Арзуманов, исполнители акробатического этюда А. Минасов и Т. Константинова, воздушная гимнастка Е. Аване-сова, эквилибристы Н. и В. Беньяминовы. Мне, молодому артисту, было лестно выступать с ними.
И вот преисполненный самых лучших побуждений, желая отдать себя целиком новому делу, пришел я в Армянский коллектив. И сразу же столкнулся со странным положением: в то время как на манеже шла хорошая программа, за кулисами царила отнюдь не творческая атмосфера. У меня сложилось впечатление, что коллектив засорен случайными людьми. Отдельные его участники совершенно не уделяли времени репетициям, не экспериментировали и не искали нового, не принимали сколько-нибудь заметного участия в общественной жизни.
По сути дела, я не увидел здесь главного — коллектива, творческого объединения мастеров арены. Вместо него были механически собранные исполнители отдельных номеров, выступавшие в постоянной цирковой программе. Фактически артистами никто по-настоящему не руководил, не было даже художественного совета, а местный профсоюзный комитет ограничил свою деятельность сбором членских взносов.
Официально считалось, что труппу возглавляет В. Арзуманов. Он проработал на манеже несколько десятков лет, и, видимо, лишь поэтому решили, что он вполне подходит на роль художественного руководителя. При всем нашем уважении к В. Арзуманову, как великолепному исполнителю сложного эквилибристического номера, мы не могли не видеть, что с возложенными на него обязанностями он явно не справляется.
Помню, как неприятно поразила нас реакция т. Арзуманова на первые же шаги вновь созданного художественного совета. Решив начать свою работу с улучшения качества программы, мы назначили репетицию парада. На репетицию не явилось несколько человек, в том числе и супруга художественного руководителя. Зная, что создание творческой обстановки в коллективе немыслимо без строгой трудовой дисциплины, мы обратились к директору Львовского цирка М. Браймайстеру с просьбой призвать к порядку тех, по чьей вине была сорвана репетиция. И вот тут-то наш художественный руководитель возмутился. Мы, члены совета, вдруг стали в его глазах «мальчишками» и «партизанами», которые якобы покушаются на права худрука. И это вместо того, чтобы увидеть в нас своих помощников, свою твердую и надеждую опору!
Вольно или невольно, но В. Арзуманов стал противником наших добрых начинаний. Привыкнув жить по старинке, он не поддерживал творческие искания артистов, а иногда даже мешал им. Так, канатоходец Г. Григорян задумал интересный номер, который несомненно украсил бы нашу программу. Сценарий утвердили на режиссерской коллегии Союзгосцирка, и уже шел разговор о том, чтобы направить артистов в студию для репетиционной работы. Но Арзуманов всячески препятствовал этому, и в итоге коллектив лишился прекрасного номера.
Равнодушие, а подчас лаже недоброжелательное отношение нашего художественного руководителя к творческим поискам артистов испытал на себе и я. Как говорится, без отрыва от производства я учусь в ГИТИСе, собираюсь стать режиссером. И мне, естественно, казалось, что именно в коллективе должны быть созданы все условия для овладения новой профессией: делай парады, репетируй с артистами, улучшай старые и создавай новые номера. Но таких возможностей не оказалось.
Когда мы увидели, что все наши попытки улучшить творческую обстановку разбиваются о стену равнодушия, мы стали просить репертуарно-художе-ственный отдел главка назначить нового руководителя. Нам обещали. Но так и не выполнили обещания. Из коллектива стали уходить артисты. Его, в частности, покинули Н. Ширай и Л. Енгибаров. Но я все же медлил, все надеялся, что коллективом, наконец, займутся. Прошел год, другой, третий — обстановка оставалась прежней. Тогда ушел и я. Это не бегство и не капитуляция перед трудностями. Просто я хочу нормально работать, чего, по сути, не мог делать, находясь в армянском коллективе.
Сейчас, когда я пишу эту статью, Арзуманов уже не возглавляет армянский коллектив. Да и сам коллектив, насколько мне известно, почти распался. И если я снова возвращаюсь сегодня к событиям давно минувших дней, то делаю это с единственной целью: мне хочется, чтобы при создании новых кол-- лективов учли наш печальный опыт.
От руководителя коллектива, от его умения организовать и сплотить людей, увлечь их интересной творческой работой зависит многое.
Р. КАСЕЕВ, артист цирка
Журнал Советский цирк. Май 1966 г.
оставить комментарий