Отдел рекламы и пропаганды советского циркового искусства - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Отдел рекламы и пропаганды советского циркового искусства

Мы всегда с интересом рассматриваем яркие, красочные плакаты за стеклянными окнами-витринами.

Знакомые лица: Карандаш, Олег Попов. Ирина Бугримова... У двери — табличка: «Отдел рекламы и пропаганды советского циркового искусства». О работе отдела пойдет речь в статье.

Сотрудники отдела — люди творческие. Они всегда в поиске новых средств пропаганды цирка. Но, пока в отделе решается вопрос о новой рекламе, основную рекламную службу несет плакат.

Сегодня мы можем говорить о том, что искусство рисованного плаката достигло больших высот. Выставка циркового плаката 1969 года, приуроченная к 50-летию советского цирка, и выставки в последующие годы продемонстрировали художественные завоевания этого искусства. Постоянный успех на международных выставках, отмеченный призовыми местами и медалями, лишь подтвердил его. Цирковой плакат уверенно заявил о своей жанровой самостоятельности. Призванный стать зеркалом другого вида искусства, он сам стал искусством. Таким же динамичным, удивляющим, как и то искусство, которое он отражает. Художникам, работающим в жанре циркового плаката, удалось средствами графики выявить, насколько эффектен, красив тот или иной трюк. Сложился целый коллектив художников, успешно работающих в жанре циркового плаката: П. Андреев, В. Белкин, К. Иванов, Е. Каждан, Л. Модина, А. Петухов, И. Смирнов, М. Хейфиц, Е. Цинк, М. Федоров и другие.

Наряду с рисованными существует другой вид плаката — фотоплакат. В нем используется композиция кадра заснятого на пленку самого яркого момента выступление с нарисованными шрифтами. Безусловно, возможности фотографии очень велики. Все зависит от автора, его видения, его техники, и мы знаем немало случаев, когда фотография отражала суть номера. Тем не менее дело это очень сложное. Да и сам монтаж изображения, шрифтов, цвета достаточно сложен. При этом важно найти композицию, передающую динамику циркового номера.

Среди фотоплакатов немало удачных, показывающих возможности жанра, но, к сожалению, удачными можно назвать далеко не все.

В последнее время в работе отдела отчетливо проявилась тенденция к выпуску преимущественно фотоплакатов. Причин несколько: основная заключается в том, что раньше среди рисованных плакатов были работы с чрезмерно усложненным графическим языком, решенные в условной манере, не отражающей сущности номера.

Сейчас фотоплакат частично вытеснил рисованный, но, думается, что предавать его забвению нс стоит. На выставках циркового плаката, которые организует отдел, подавляющее большинство в экспозиции составляет рисованный. Причем речь идет о международных и всесоюзных выставках.

Много лет работает в отделе художественный совет. В него входят художники, руководящие работники Союзгосцирка, специалисты издательств. Художники говорят, что они всеми силами оберегают цирковой плакат от безвкусицы, от примитивизма. И все же еще появляются плакаты недостаточно высокого художественного уровня.

Кроме плаката отдел выпускает множество других изданий, посвящены цирковому искусству. Это и брошюры о ветеранах циркового искусства. Начиналась серия книжкой о народном артисте СССР Владимире Дурове (автор Я. Островский).

Изданы брошюры о народных артистах СССР Ирине Бугримовой, Карандаше, Юрии Никулине, Олеге Попове. Всего таких брошюр о видных мастерах манежа за годы существования отдела выпущено более пятидесяти.

Отдел выпускает также буклеты, посвященные отдельным цирковым номерам. Купив такой буклет и прочитав его до последней строчки, вряд ли кто решит с ним расстаться. Даже не такой уж рьяный любитель искусства мамежа будет хранить его у себя долгое время. Как правило, буклеты красиво изданы, богато иллюстрированы цветными фотографиями. Большинство из них написано со знанием дела. Среди авторов брошюр, буклетов — писатели В. Ардов, Ю. Благов, М. Ганина, В. Поляков, журналисты Н. Кривенко, Н. Румянцева, Р. Славский и другие.

Брошюры и буклеты продаются о цирках перед началом и в антрактах представлений. Раскупаются они мгновенно, но вот только нс все желающие могут их приобрести. И в этой связи естественно возникает вопрос: почему недостаточен тираж буклетов и брошюр, почему не всегда вовремя они присылаются в цирки. С этими и другими вопросами мы обратились к заведующему отделом рекламы Владимиру Ивановичу Коломийцу.

— Действительно, трудности у нас есть, и немалые. Вы обратили внимание, как мы называемся? «Отдел пропаганды рекламы советского циркового искусства при Художественно-производственном комбинате Союзгосцирка».

Не прямо при Союзгосцирке, о через художественно-производственный комбинат. Двойное подчинение. Есть пословица: «У семи няней дитя без глазу". Так вот и мы.

В комбинате наш отдел числится под названием «непромышленная группа». Комбинату такую группу иметь — обуза. У них свои дола, у нас свои. И при том абсолютно разные. Они делают реквизит, шьют костюмы, мы пропагандируем искусство цирка. Что же нас связывает? Административное решение, пожалуй, больше ничего. Обращаемся за чем-либо в комбинат, а нам говорят: обращайтесь в главк. В главке же говорят: решайте в комбинате, это его дело. И еще. Планы на выпуск плакатов и буклетов составляются Союзгосцирком поздно, затем несколько раз меняются. Из-за этого в большей степени нс представляется возможным получить постоянную полиграфическую базу.

—    Вы считаете, что работа отдела нуждается в реорганизации?

—    Безусловно. Раньше наш отдел подчинялся непосредственно Союзгосцирку. К этому состоянию, на мой взгляд, и нужно вернуться. Хочется иметь свой статус-кво, как его имеют , например, рекламные бюро Москонцерта, рекламные бюро ряда министерств. В работе нашей много сложностей. Порой энергия уходит впустую на то, чтобы обойти эти многочисленные сложности. Мы должны иметь реальные фонды на бумагу, что крайне необходимо для выполнения плана. Сейчас бумагу нам выделяет отдел снабжения Союзгосцирка. Но даже из этого количества часть бумаги к нам не поступает. Отсюда и незначительные тиражи. В ряде случаев мы вообще не можем выпустить запланированное издание.

И еще одна проблема. Отделу совершенно необходимо иметь закрепленный за ним грузовой транспорт для вывозки тиражей из местных типографий. Сейчас же приходится, как правило, по нескольку дней ждать, пока выделят нам машины. А в итоге график срывается.

Всю подготовительную работу по изданию того или иного буклета, брошюры отдел проводит в намеченные сроки. Но проходит длительное время, прежде чем, например, какой-либо буклет увидит свет. А он об определенном номере. Хорошо, если номер за этот период сохранился в целости и сохранности. Но бывает порой иначе.

—    Можно ли сократить сроки выхода в свет буклетов?

—    Часть нашей продукции, в том числе и буклеты, печатается за рубежом. Поэтому сроки растянуты. Но если бы Союзгосцирк обеспечил нас в нужном количестве качественной бумагой и добился бы лимитов на издание буклетов и другой продукции на отечественных полиграфических комбинатах, то производственный цикл сократился бы, и очонь значительно. А сейчас артисты звонят в отдел, нервничают. Звонят и директора цирков. Все претензии к нам. И правильно, что они адресованы нам,— за рекламу отвечаем мы. Но ведь для нашей работы и условия должны быть созданы. Тогда-то и появится у отдела возможность трудиться так, чтобы претензий со стороны артистов, директоров цирков было гораздо меньше.

Все же, несмотря на трудности, у работников отдела много творческих планов. Задумано, например, подготовить издание аннотированного справочника о номерах циркового конвейера. Он мог бы стать хорошим материалом при формировании программ. В этом издании будут содержаться сведения более чем о двух тысячах номеров. Директора цирков могли бы заранее знать все необходимые данные о номерах, которые присылают к ним.

В издательстве «Искусство», с которым отдел также сотрудничает, готовится к выпуску ряд книжек, и среди них такая значительная, как «Артисты советского цирка» объемом в двадцать пять печатных листов, а также другие.

В отдел часто приходят письма не только от советских любителей искусства манежа, но и из-за рубежа, в которых они просят прислать календари, брошюры, значки, книги о цирке, выпускаемые нашим отделом. Зарубежные туристы хотят приобрести в качестве сувениров цирковые плакаты, и по этому поводу работники Интуриста обращаются в рекламный отдел.

Кстати, в Польше учитывается международный интерес к плакату, и там они продаются как сувениры. Может быть, соответствующим организациям, учитывая большой интерес к советскому цирку. тоже нужно подумать о продаже в качестве сувениров ряда изданий, которые выпускает отдел рекламы.

Отдел делает большое нужное дело, и потому он ждет постоянной помощи и внимания со стороны руководства Союзгосцирка. Только тогда отдел рекламы и пропаганды циркового искусства сможет более оперативно и успешно решать стоящие перед ним задачи.

Б. СЕРЕБРЕННИКОВ

оставить комментарий


 

НОВОЕ НА ФОРУМЕ


 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования