В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Палитра манежа

Б. В. ИОГАНСОН,
народный художник СССР

Б. В. ИОГАНСОНСамых различных людей может связывать какое-нибудь одно увлечение. Ну скажем, академика медицины, занятого большими научными проблемами, и водителя такси — увлечение коллекционированием почтовых марок. Инженера-физика, человека, погруженного в точные науки, и артиста эстрады — страсть к шахматам. Примеров явного несходства характеров и профессий и одинаковости увлечений можно привести множество. Мы говорим — туристы, шахматисты, рыболовы, охотники, не имея в виду, что люди занимаются только шахматами, только туризмом, только рыболовством или охотой.
Так и цирк. Он объединяет в общую группу любителей цирка людей разных наклонностей, темперамента, общественного положения, возрастов. И каждый находит  в  нем  что-то свое.
Я принадлежу к числу любителей и поклонников цирка. Мое пристрастие к цирку, так сказать, «историческое».
У нас, художников, любое увлечение почти всегда находит отклик в творчестве, на полотнах. Я тоже «зафиксировал» свою привязанность к нему на полотне, то было очень давно, когда еще был студентом училища живописи, ваяния и зодчества. Не следует думать, что от увлечения, от замысла до его исполнения один шаг. Между ними лежит еще изучение, без которого не родилось  ни  одно  полотно.
Вот и мне, прежде чем написать эти полотна, пришлось посмотреть на цирк не только глазами зрителя, но и чуть пристальнее...
Цирк! Яркое, пестрое, немножко суматошное, но всегда такое красивое зрелище. И недаром так много художников избрали цирк героем своих полотен. А. Тулуз-Лотрек, Э. Дега, Б. Кустодиев, Ф. Богородский, В. Лебедев, К. Коровин, Д. Даран, В. Тарасенко. Список можно продолжить. Цирк у них разный: грустный, скептически-насмешливый, беззаботно-веселый, откровенно-гротесковый... Но всегда это буйная фантазия красок.
Красочная сторона привлекает в цирке и меня. И естественно, воспринимая исполнение тех или иных номеров, я невольно — уже как профессионал — отмечаю цирковое художественно-оформительское решение всего представления.
Надо сказать, что оформление цирка значительно изменилось за последнее время в лучшую сторону. Предстоит еще много поработать, чтобы оформление полностью отвечало требованиям, предъявляемым жизнью.
Жаль, что в цирке мало работает крупных мастеров. В свое время представления здесь оформлял выдающийся художник В. Ф. Рындин. Однако сейчас, за исключением 2—3 художников-энтузиастов  своего дела, трудно назвать имя крупного мастера кисти, который бы посвятил себя цирку.
Худ. А. Фальковский
Худ. А. Фальковский
Худ. А. Судакевич
Худ. А. Судакевич
Худ. М. Зайцева
Худ. М. Зайцева
Худ. Н. Кристи
Худ. Н. Кристи
Худ. А. Судакевич
Худ. А. Судакевич
Худ. М. Зайцева
Худ. М. Зайцева

Дело здесь, конечно, не в специфике, а в том, что, идя порой на поводу у шаблонного мнения, некоторые художники иногда не заботились о цельности изобразительно-цветовой, художественной гаммы. Если подходить к этому с точки зрения изобразительного решения циркового представления, где все, начиная от грима и кончая костюмом униформиста, должно отвечать одной художественной идее, то здесь не всегда все обстоит благополучно. Мне могут возразить, что такое невозможно, потому что специфика» уже готовых номеров, которые соединяются воедино почти перед самой премьерой, не позволяет этого сделать.
Думаю, что надо искать форму работы художника в цирке. Возможно, должен быть введен своеобразный художественный контроль, когда, например, художник манежа мог бы встать и наложить вето на выступление в сногсшибательно-вульгарном туалете какой-нибудь, скажем, дамы с собачками. Это не значит, конечно, что перед цирковым представлением следует заново перешивать все костюмы. Но строже контролировать эскизы костюмов, эскизы аппаратуры, не позволять никому в самодеятельном порядке вносить в них свои дополнения. Связать же в представлении внешний облик номеров можно даже какой-нибудь одной тщательно продуманной и характерной деталью. Можно для объединения найти и другие художественные формы.
Мало уделяется внимания различным эффектам. Я ни разу не видел, чтобы цирковое представление в целом было решено в единой цветовой гамме. Даже такая подвижная вещь, как свет, в цирке чаще всего откровенно формальна. Затемнение, внезапный полный свет, одновременное мелькание всех цветов прожектора — вот, пожалуй, и весь нехитрый набор световых эффектов. Насколько богаче свет в театре. Ведь светом можно создавать иллюзию горных массивов, дождливого дня, тумана, цветущих долин.
Давно назрел и в ряде цирков за. рубежом успешно решен вопрос создания цирков с двумя площадками — или два манежа на различных уровнях, или же сцена на месте современного форганга. Расширение сценической площадки, естественно, расширит возможности пластического оформления. А появление значительного портала сцены, появление большой вертикальной плоскости, естественно, даст возможность попробовать работу и с задниками и с кинопроекционной аппаратурой.
Чехословацкие друзья изобрели новый вид театрально-зрелищного спектакля — «Латерна магика». Экран и действующий актер. Одновременно с выступающим перед экраном артистом в определенные, режиссерски выверенные моменты появляются укрупненные фрагменты его выступления. Скажем, работает жонглер, и на большом экране мы видим крупнопланово те молниеносно мелкие движения, которыми этот актер перебрасывает предметы. Это все, конечно, обогатило бы изобразительную сторону циркового представления. И все эти вопросы конструктивной переделки и дополнения сценических площадок цирка должны поднимать режиссеры  и  художники.
В наше время цирк уже не довольствуется сравнительно небольшим цирковым манежем. Ему мало арены. Он рвется на стадион. Оформление грандиозных по массовости цирковых спектаклей на стадионе имеет свои особенности. Художник цирка может здесь попробовать сбои силы в монументальном, в подчеркнутом, графико-пластическом и цветовом -повышенном оформлении. И тогда можно добиться фантастического эффекта.
Художник в цирке должен быть тесно связан с режиссером. По сути дела, они должны работать рука об руку — вместе создавать определенную гамму произведения как ритмическую, так и художественно-пластическую И только в этом случае мы сможем дать цирку высшую  похвалу — зрелище едино.
Мне, конечно, трудно определить все конкретные пути работы художника в цирке. Это должен, вероятно, сделать коллектив художников, работающих в цирке, для цирка, любящих цирк. Так давайте подумаем вместе.

Журнал ”Советский цирк” февраль 1962г

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100