В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

| 18:01 | 22.06.2015

Памяти Арнольда Григорьевича Арнольда

Арнольд Григорьевич АрнольдУшел человек, ушел навсегда. Те, кто был знаком с Арнольдом Григорьевичем Арнольдом, кто дружил с ним на протяжении долгих лет, тяжело переживают жестокую утрату.

И не потому, что в смерти друга ты частично умираешь сам. Не потому, что слова, с душевной болью сказанные у его гроба, немного относятся и к тебе. Нет, не потому. Все мы потеряли товарища, с которым от .первых дней Советской власти шагали, вместе, рядом, в искусстве.

Арнольд сам был искусством. И искусство его заключалось в том, что в искусстве он всегда брался за невозможное и всегда' — методом самого высокого искусства — добивался успеха.

В искусстве Арнольд был многогранен. Уже в самой ранней юности его видели на сцене Соловцовского театра. И с какими партнерами?! Николай Радин, Елена Шатрова, Павла Вульф, Степан Кузнецов, Елена Полевицкая и Михаил Тарханов — вот неполный список ярчайших звезд труппы русской киевской драмы того времени. Затем крупнейший художник советского кино Сергей Козловский становится наставником Арнольда на дороге большого искусства эстрады. Он обучает мальчика... танцам! В 19-м году двадцати двухлетний Арнольд уже возглавляет Киевский цирк, сам сочиняет и сам ставит пантомиму и отдельные номера.

Через три года на наших эстрадах блистает танцевальная пара — Люси и Арнольд. Жажда познания всех областей искусства приводит Арнольда в кино. Он снимается у Козинцева и Трауберга, у Григория Александрова, преподает движение и пластику во вновь созданных артистических учебных заведениях, откуда впоследствии выходят многие корифеи нашего кинематографа.

Влюбленность Арнольда в искусство, эстраду сближает его с Леонидом Утесовым. Старые друзья объединяют свои силы: Арнольд режиссирует, Утесов руководит первым советским джазом. Невозможно перечислить все дальнейшие работы Арнольда: у железнодорожников — с Покрассом, в Московском цирке — с Эмилем Теодоровичем Кио. Вместе с Лавровским он создает «Балет на льду», а затем, уже самостоятельно, — единственный в мире «Цирк на льду». Неудержимая фантазия готовит все новое и новое, планы — на первый взгляд утопические — вскоре материализуются, становятся вполне реальными. И вот вдруг — конец. Невероятно...

Полвека дружбы, это — целая жизнь. Арнольд почти ни с кем не был на «ты» — всегда предельно корректный, вежливый, ироничный. Его высокая фигура аскета импонировала собеседникам.

Страстный любитель острых ощущений, Арнольд был постоянным зрителем футбольных матчей и хоккейных баталий, конно-опортивйых состязаний и схваток на ринге. Не умея (плавать, он в «Черном пирате» падал в воду, запросто входил в клетку со львами. Дружил с великими актерами оперы и театра, жонглерами и художниками. Верный слуга эстрады и цирка, Арнольд обожал литературу, знал ее отлично, был равным в кругу выдающихся писателей.

—    Франциско Писарро — великий конкистадор, он завоевал Перу, сказал однажды за ужином Олеша. — Вы, Арнольд, — его вылитый портрет!

—    Нет, Юра, — усмехнулся Бабель. — Писарро был просто грабитель и убийца. Арнольд же — благороден, он, скорее, д’Артаньян!

Зощенко тихим голосом подвел итог:

—    По-моему, Арнольд больше всего похож на Арнольда! Этого вполне достаточно, чтобы заслужить ваши метафоры и развеять ваши сомнения...

Пятьдесят лет рядом. Дружить с Арнольдом вовсе не значило встречаться с ним ежедневно. Бывало, что мы не виделись месяцами. Но был фундамент вернейшего товарищества, заложенный полвека назад, были счастливые, совместно проведенные дни. Поэтому, когда после долгого перерыва мы пожимали друг другу руки, беседа сразу же принимала такой характер, будто она была прервана лишь накануне.

И вот мы с ним расстались. Пусто стало в проходе Московского цирка. Арнольд больше не будет стоять, прислонившись к правой стороне центрального входа. И не с кем будет вспомнить о великом прошлом, о великих прошлого, о молодости нашей... Ушла ярчайшая личность, неповторимая в своем сложном искусстве, ушел настоящий человек.

Кто знал вас, дорогой Арнольд Григорьевич, тот любил вас, и поэтому — никогда не забудет!

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100