В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Двухголосье"

Оксана и Виталий Бобровы.Так называется номер, который на XXXI конкурсе циркового искусства в Монте-Карло представляли молодые артисты "Росгосцирка", Оксана и Виталий Бобровы.

"В их работе кроме красоты и легкости движений изумляло доведенное до невероятной точности чувство темпа – особенное шестое чувство, вряд ли понятное где-нибудь кроме балета и цирка, но необходимое при всех трудных и согласованных движениях под музыку. Все, что они делали, было одновременно согласовано и, по-видимому, так легко и просто, что даже у цирковых артистов, глядевших на них, исчезало представление о трудности и опасности их упражнений".
Каждый раз, когда я смотрю выступление Оксаны и Виталия Бобровых, вспоминаю эти строчки Куприна. Мне кажется, это о них, об их номере, счастливо соединившем в себе поражающие воображение трюки, обаятельных исполнителей и, что не менее важно, – композицию. Ведь не смотря на сложнейшие авторские комбинации, акцент артисты все же делают не на это. Через все выступление они передают нам свое мироощущение, свое отношение к вечным ценностям жизни.
Путь на арену был для них, в общем-то, типичным – так начинают многие артисты. Виталий Бобров еще в школе увлекся спортивной гимнастикой. В своем родном городе Волгограде выполнил норматив мастера спорта, поступил в институт физкультуры. Встреча с давним другом, артистом цирка, изменила всю его дальнейшую жизнь. "Ты же готовый цирковой акробат, попробуй себя в манеже", – посоветовал тот. И Виталий решился: была – не была. В цирке его взяли в группу гимнастов на турниках.
А в Кривом Роге жила Оксана, дом ее находился рядышком с цирком, и потому вместе с родителями не пропускала ни одну программу. "Так и заболела цирком", – смеется она. После окончания школы поехала в Москву, в цирк. Здесь просмотрели, что она умеет, и – приняли. Начались каждодневные репетиции в номере "Эквилибристы на мачте". Однажды Оксану увидела Марианна Волжанская. Высокая, гибкая, симпатичная девушка сразу приглянулась ей и вот Оксана получает предложение войти в номер "Звездных канатоходцев". Предложение работать в таком знаменитом ансамбле было лестным для молодой артистки. Но кроме того, что предстояло овладеть искусством эквилибра, хождения по проволоке, надо было еще преодолеть страх высоты, на которой работали артисты. Впрочем, могло ли это ее остановить! Через две недели репетиций Оксана вошла в номер полноправным участником и проработала в нем два года.
Может, блистала бы в "Звездных канатоходцах" и по сей день, но так случилось, что в цирковой гостинице "Арена" Оксана познакомилась с Виталием. А вскоре они поженились.
Специфика цирка такова, что супруги, работающие в разных номерах, могут не видеться друг с другом много месяцев. Вот и номер, в котором выступал Виталий, вскоре отправился в Италию. Туда же, купив туристическую путевку, отправилась Оксана. Но отнюдь не для того, чтобы любоваться красотами архитектуры. Все время проводила она в небольшом городке Пискера дель Гарда, в развлекательном парке "Гардалэнд". В расположенном здесь, в шапито, проходили гастроли Московского цирка.
Артистический директор цирка Жан Франко разрешил Оксане и Виталию репетировать, и вместе начали они создавать свой номер. Воздушную фантазию. Впрочем, арсенал для полета фантазии был весьма скудный – с купола сиротливо свисала веревка. Ее и сделали "стартовой точкой" будущего номера.
"А что, если это будет корд-де-парель в сочетании с воздушным полетом?!" И начали репетировать – ранним утром и поздними ночами. Через два месяца были готовы контуры будущего номера, его трюковая часть. Впрочем, все это было сделано так добротно, что тот же Жан Франко (его Бобровы называют своим крестным отцом) разрешил на свой страх и риск показать выступление на зрителе. Номер оказался таким необычным для итальянской публики, что на всем протяжении выступления не стихали жаркие аплодисменты и даже овации. То был 1997 год. Год рождения дуэта Бобровых. А вернувшись в Россию, они начали работать с этим номером – "Парный корд-де-парель" - на манежах многих городов.

Тут надо сказать о том, что корд-де-парель – жанр в какой-то степени консервативный. До Бобровых в этом жанре работали только соло, и, в основном, девушки. Если и был партнер, то в лучшем случае он выполнял некую декоративную функцию, раскачивая канат, на котором выступала гимнастка.
И вот они вдвоем создали необычный номер, соединивший в себе воздушный полет и корд-де-парель. Статичный доселе жанр видоизменился, обрел динамику, стал зрелищнее.
Первоначально все выступление шло под популярные мелодии Элтона Джона из мультфильма "Король-лев". Артисты появлялись перед публикой в экстравагантных костюмах, которые сами и сшили – в стилизованных леопардовых шкурах. Над сюжетом особенно не думали – это была неприхотливая сценка, хоть и насыщенная непростыми трюками.
Позже номер сопровождали и другие композиции - музыкальные фрагменты артисты компоновали на своем магнитофоне.
Был успех, были аплодисменты публики и признание коллег. Были и награды – на II Всероссийском фестивале циркового искусства в Саратове номер Бобровых удостоился приза "За новаторство и мастерство".
Но была и неудовлетворенность, желание сделать выступление более осмысленным, внести в него некую сюжетную линию, которая бы одухотворила все выступление, придала смысловую окраску каждому трюку.
И артисты обратились к помощи режиссеров – Ольги и Яна Польди., которые из имеющихся трюков отобрали самые выразительные, и даже предложили несколько новых комбинаций. Но главное – выстроили художественную концепцию, в которой каждый трюк являлся бы средством раскрытия человеческих взаимоотношений, повествования о возвышенной любви. Получилось волнующее произведение, интересно решенное и композиционно, и по трюкам, которые подчеркивали созданный образ двух влюбленных. И все это было до такой степени органично воплощено Оксаной и Виталием, так выявило их яркие артистические индивидуальности, что понимаешь: произведение могло родиться только с этими исполнителями.
Артисты считают, что особую эмоциональность, романтическую и глубокую, придает номеру новое музыкальное сопровождение. Композитор Михаил Экимян специально для Бобровых создал композицию, которая органично вписалась в выступление, подчеркивая и эмоциональный настрой, и все нюансы сюжетной линии.
Несомненным, на мой взгляд, достоинством номера является отказ артистов от привычной схемы: трюк – комплимент. И это, несомненно, обогащает выступление, делает его цельным и притягательным для зрителей.
Много новых возможностей открылось с появлением лебедки. До сих пор артисты работали на неподвижном канате, и с этим было связано немало трудностей. Виталий взбирался по канату, затем поднимал партнершу. Все это замедляло действие, затрудняло работу. С лебедкой совсем другое дело - в выступлении появились темп, динамика. Теперь артисты могли работать на любой высоте, придавать движению каната любую амплитуду.
Можно перечислять сложные трюки, которые демонстрируют артисты. Но как передать то сочетание достижений человеческого тела и внутреннего состояния, одухотворенности, все то, что незримыми нитями связывает исполнителей с публикой?! Как рассказать о сопереживании зрителей каждому движению артистов, каждому их жесту?
За те несколько минут, что идет номер, артисты успевают сделать четыре подъема – по диагонали, по кругу, и финальный – по прямой плоскости. И все эти подъемы-спуски насыщены сложными комбинациями – трюки в каче, отрывные трюки. Каждый из них связан с риском. Но артисты этого не показывают. Они живут в созданных образах, языком цирка передают вечные человеческие чувства – от отчужденности до взаимопонимания и любви, до гармонии, когда два голоса сливаются в один. И настрой номера, эмоционально окрашенного взаимоотношением двух человек, передается в зрительный зал.
Особенно эффектен парный обрыв – рискованный трюк, фирменный в арсенале артистов. Партнер обрывается с каната, затем падает партнерша и в последнее мгновенье Виталий ловит ее в ногах. Несколько метров свободного падения, доли секунды, в которых умещается целая гамма зрительских эмоций – от страха до восторга.
Однажды на одном из представлений в этом финальном обрыве Оксана сорвалась – нога запуталась в канате. К счастью, в самый последний миг успела схватиться за веревку. После представления, когда разошлась публика, артисты снова и снова повторяли этот трюк.
Вообще, они – фанатики цирка, который для них не просто работа и любимое дело, это образ их жизни. Наверное, оттого мысли о номере не покидают их и в редкие часы отдыха, и даже… ночью, когда во сне вдруг является новый трюк. И как бы фантастично он ни выглядел, на следующий день нужно обязательно его попробовать – получится или нет. Так уже было не раз и многие из тех, приснившихся трюковых комбинаций сейчас используются в работе.
Сегодня номер "Двухголосье" признан одним из лучших в нашем цирке. Еще одно подтверждение тому - серебряный приз 2-го Всемирного фестиваля циркового искусства в Москве в 2005 году. И вот теперь, "Бронзовый клоун" в Монте-Карло.
Но артисты и не думают почивать на лаврах. Они продолжают совершенствовать исполняемые трюки, работают над более органичным воплощением в образ.
И в этой неуспокоенности видится залог новых успехов Оксаны и Виталия Бобровых.

Николай АРАКЕЛОВ.
"Парад-Алле".

см. фото

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100