В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Парад акробатики

Нынешним летом в Москве был проведен первый чемпионат мира по акробатике. В соревнованиях, проходивших во Дворце спорта Центрального стадиона имени В. И. Ленина, приняли участие спортсмены десяти стран.

Большого успеха на первом чемпионате мира добились хозяева помоста. Советские спортсмены завоевали восемнадцать золотых, пять серебряных и одну бронзовую медаль. Они лидировали в шести из семи видов программы по многоборью и в одиннадцати — по отдельным упражнениям. Хорошо выступили представители Болгарии, Польши, ФРГ, США, Венгрии.

Достижения советской школы акробатики общеизвестны. Наша стране—пионер спортивной акробатики. Еще в 1939 году состоялись первые всесоюзные соревнования по разработанной тогда же классификационной программе. С тех пор регулярно проводятся национальные чемпионаты, а с недавнего времени — розыгрыш Кубка СССР, включающий прыжки мужчин и женщин, смешанные парные выступления, мужские силовые композиции и групповые выступления.

Сегодня спортивной акробатикой в СССР занимаются сотни тысяч человек. Среди них — много школьников. В детские группы спортивных клубов и школ принимаются мальчики и девочки в возрасте восьми-девяти лет. Особенно популярна акробатика в городах Российской Федерации — Волгограде, Тольятти, Воронеже, Ставрополе, Ярославле. Лучшие советские акробаты добились почетного права защищать спортивную честь своей страны на первом международном форуме. Все они выступили с подлинным блеском.

Известно, какое значительное место занимает акробатика в цирковых программах. Конечно, она здесь подчинена другим законам, построена на особый, отличный лад. Тем не менее с акробатикой спортивной у нее есть и немало общего. Не удивительно, что в дни мирового чемпионата во Дворце спорта а Лужниках среди многочисленных зрителей можно было видеть мастеров цирка. С пристальным вниманием следили они за этими увлекательными соревнованиями. Именно здесь наш корреспондент А. БАСМАНОВ встретился с народным артистом РСФСР В. ДОВЕЙКО, который сказал:

— Я с захватывающим интересом следил за состязаниями прыгунов-спортсменов на первом мировом чемпионате в Москве. Вот уж поистине ошеломляющий темп, чистота исполнения, сложность элементов. В связи с этим хочется напомнить, что современная акробатика, какой мы ее знаем сегодня, родилась на манеже. Ни кто иной, как русский артист Александр Иосифович Сосин ровно шестьдесят лет назад впервые в мировой акробатике выполнил двойное сальто на дорожке.

Горжусь тем, что мне лично удалось внести посильный вклад в копилку достижений советской цирковой акробатики.

Много сделали для ее развития М. Птицын и Р. Калачева, братья Яловые, Маслюковы, Федосовы, Запашные, Быковские, Р. Касеев, Замоткины и другие известные мастера арены.

Долгие годы цирк лидировал в прыжковой акробатике. Именно на манеже рождались и исполнялись новые уникальные трюки и комбинации, а цирке можно было увидеть большинство «звезд» этого жанра. Надо, однако, признать, что сейчас положение изменилось. Пришло время, когда мы, цирковые артисты, можем почерпнуть для себя много интересного у представителей спортивной акробатики. Ведь именно в спорте теперь созданы наилучшие условия для воспитания и выдвижения талантливой молодежи. В специализированных школах с воспитанниками работают не только опытные тренеры, но и специалисты сопутствующих видов спорта, балетмейстеры, им деятельно помогают врачи, массажисты. Такая целенаправленная, продуманная система подготовки кадров, естественно, дала прекрасные результаты. За сравнительно короткий срок в спортивной акробатике появилась целая плеяда выдающихся мастеров, прежде всего в области прыжковых упражнений. Во Дворце спорта мы увидели поистине великолепную четверку: Юрия Зикунова, Василия Скакуна, Надежду Маслобойщикову и Наталью Тимофееву. Их превосходство над другими участниками турнира было неоспоримо. Это — лидеры советской команды. Но мы знаем, что их «подпирает» добрый десяток перспективных молодых прыгунов, каждый из которых обещает вырасти в ближайшем будущем в первоклассного мастера.

Закономерным кажется и тот факт, что именно в спорте впервые был создан новый тип прыжковой дорожки. Придумал ее Василий Скакун. Напомню, что такая дорожка, в основание которой уложены пружинящие лыжи, приобретает трамплинные качества. Это сразу же дало возможность исполнять такие сложные упражнения, которые на обычной дорожке неосуществимы. Прыжки становятся выше, стремительнее, красивее, разнообразнее.

Важно отметить, что новый тип дорожки способствует популяризации прыжковой акробатики среди молодежи, привлекая ее внимание к этому увлекательному, эффектному зрелищу.

Довольно скоро после появления дорожки трамплинного плана ею заинтересовались артисты цирка. Насколько мне известно, первым здесь был руководитель номера гуцульских акробатов В. Максимов. В его труппе успешно выполнял двойное сальто с пируэтом артист В. Родзянко.

К сожалению, на фоне достижений спортивной акробатики в прыжках цирк начинает проигрывать. Но, думается, у нас есть широкие возможности, чтобы ликвидировать наметившееся отставание. Надо больше приглашать в цирк молодежь, хорошо проявившую себя в спортивных секциях. Нужна нам и помощь ведущих тренеров.

Печально, что сегодня в цирке фактически нет артистов, выступающих в жанре партерной прыжковой акробатики. Для сравнения вспомним, сколько их в воздушной гимнастике! Среди них немало очень хороших. Кто же отвечает за подобную диспропорцию? Почему так получилось? На эти вопросы, увы, ответа нет.

А ведь не так уж сложно оборудовать дорожку Скакуна в ГУЦЭИ или в здании Всесоюзной дирекции по выпуску новых цирковых программ и номеров. Все дело в инициативе, в ответственности за порученное дело. Ведь есть же у мае прекрасные знатоки прыжковой акробатики! Даже и без содействия спортивных тренеров (хотя, повторяю, это очень желательно) они могут добиться многого.

В училище сейчас работает педагогом большой мастер прыжковой акробатики И. Федосов. От него, несомненно, можно ждать создания в этом жанре новых интересных номеров и аттракционов. К сожалению, И. Федосов пока держится как-то в тени. Разве не долг дирекции училища помочь большому мастеру в полной мере раскрыть свои возможности?

По прыжкам в партере цирк, к нашему огорчению, отстал от спорта. Зато по другим видам цирковая акробатика значительно шире и разнообразнее того, что мы увидели в Лужниках. Да и уровень мастерства в цирке во многих случаях весьма высок. Тут нам, как говорится, стыдиться нечего.

Прекрасное впечатление оставила мужская силовая четверка из Подмосковья в составе Юрия Золотова, Шамиля Вильданова, Александра Макарова и Владимира Слепокурова. Спортсмены строят колонну из четырех, где «верхний» (В. Слепокуров) исполняет стойку на одной руке на голове партнера. Можно лишь пожалеть, что такой комбинации не увидишь на манеже.

Особого разговора, как мне кажется, заслуживают выступления женских пар и троек. Хотя а цирке номера подобного рода существуют давно, спортивные тренеры, на мой взгляд, внесли в эти выступления нечто свое, необычное. Они умело сочетают силовые упражнения, вольтижную работу и прыжки с танцевальными движениями.

Победительница турнира советская тройка из Тольятти в составе Тамары Дубровиной, Людмилы Гуляевой и Татьяны Саблиной убедительно показала новые возможности в избранном ими жанра акробатики. .Девушки исполняли упражнения синхронно, пирамиды у них получались «воздушными», а это очень ценно. В разумном, гармоничном сочетании силовых и темповых элементов — залог успеха акробаток. Ну, а сложность? Вот один из исполненных ими трюков: верхняя делает стойку на головах двух нижних, затем обе нижние переходят в положение «шпагат».

Хорошо бы увидеть на арене такие же сложные по трюкам и не менее красивые по пластике номера.

В чемпионате также участвовали мужские и смешанные пары. Но хотя и здесь победители были сами по себе очень хороши, в целом ничего нового, примечательного для сопоставления со схожими по жанру цирковыми номерами они не показали. В цирке же есть несколько прекрасных артистических пар (мужских и смешанных), и их достижения по-прежнему, несомненно, являются эталоном.

Суммируя свои впечатления, могу сказать, что на первом чемпионате мира по акробатике, проведенном в Москве, мы, артисты цирка, увидели много интересного. Можно не сомневаться в том. что выступления акробатов на помосте во Дворце спорта в Лужниках послужат действенным стимулом для новых творческих поисков мастеров манежа.

Также наблюдавший за соревнованиями режиссер В. ПЛИНЕР добавил:

— Первый мировой чемпионат удался на славу. Его участники поразили не только зрителей, но и мастеров цирка. Чего стоят, например, двойное сальто с двойным пируэтом Скакуна и поразительные прыжки Мауюбойщиковой (рондат-флик-фляк — сальто с полутора пируэтами или в темп — рондат-флик-фляк, сальто с двумя с половиной пируэтами). «Перепрыгнуть» советских мастеров спортивной акробатики сегодня никому не удалось.

Конечно, цирк идет своим путем в акробатике. И все же в Лужниках мы почерпнули для себя немало полезного. Это касается не только увиденных мною оригинальных акробатических элементов, но и композиций в целом — их «сюжета», хореографии, музыкального оформления, умелого сочетания в одном выступлении прыжков, вольтижной работы, силовых и гимнастических упражнений. У меня возникло, как мне кажется, несколько любопытных творческих задумок для своих будущих режиссерских работ. И за это спасибо участникам чемпионата.

ставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100