В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Перед выступлением

Сегодня у нас три выхода на арену. Мы сидим в гримуборной, готовимся к первому выходу, наши окна выходят во двор. 

Двор  окружён  высоким  каменным  забором.  Прохожие  ничего  не  видят,  что  тут  у  нас  происходит,  это  эксклюзив,  это  для  нас , для  внутреннего  пользования.  Мой  столик  возле  окна,  столик  моего  партнёра,  возле  двери,  рядом  с  умывальником.  Всё  что  происходит  во  дворе , он  не  видит,  но  я  вижу  всё.  За  много  лет  работы  в  цирке  ему  этот  пейзаж  изрядно  надоел.  Он  так  и  говорит,-  как  мне  надоел  этот  балаган.

 - Балаганом  ты  называешь  цирк? – спрашиваю  я  его.

- Конечно  цирк,  и  всё  что  с  ним  связано,  если  представить  ситуацию  не  идеальную.  а  хотя  бы  чуть  приближённую  к  нормальному  творческому  процессу,  можно  было  бы  создавать   произведения  высокого  художественного  уровня.  Цирковое  искусство  само  по  себе  прекрасно,  но  условия,  в  которых  мы  работаем,  ужасны.  Вечные  переезды,  жизнь  под  стук  колёс,  накладывают  свой  негативный  отпечаток.  У  театралов  переезды  раз  в  году,  и  те  плачутся.  Вынести  всё  это  способны  люди  особого  склада  и  несгибаемой  воли.

- Какой  особый  склад  у  нашей  элиты,  они  умрут,  но  не  уйдут  с  арены?

- У  них  другие  жизненные  условия,  у  них  есть  крепостные,  они  приезжают  в  цирк,  по  месту  новой  разнарядки,  раньше  своих  хозяев,  и  создают  для  них  комфортные  условия  проживания.  Ты  же  видишь,  они  возят  за  собой,  все  необходимые  предметы  быта,  всю  домашнюю  утварь.  Они  гастролируют  семьёй,  а  мы  все  в  розницу.  Им  для  переезда  из  города  в  город,  за  счёт  «Союзгосцирка»,  предоставляют  вагон,  а  то  и  два,  ты  только  посмотри,  сколько  у  них  барахла,  а  у  нас  с  тобой  на  двоих,  два  ящика  под  реквизит,  в  который,  как  сказал  твой  плотник,  ненароком  и  сыграть  однажды  придется,  вот  и  всё  наше  богатство.  Мы   с  тобой  даже  на  арену  выходим  полуобнажёнными.

 - А  ты  знаешь  Витя,  по  этой  причине  нам  с  тобой  даже  завидуют.

 - Не  может  быть,  кто?

 - Ну,  с  кем  ты  часто  разговариваешь?

 - С  кем?

 - Ну,  с  этой  самой,  собачницей.

 - Собачница!  Не  может  быть,  В  чём  её  предмет  зависти,  чего  ей - то  не  хватает?

 - Много  забот,  так  и  говорит.  Вы  вот  отработали  пять  минут,  и  свободны,  и  никаких  проблем.

 - А  какие  же  у  неё  проблемы?

 - Не  знаю,  вот  когда  ты  будешь  с  ней  в  очередной  раз  беседовать,  вот  так  тихонечко  и  затронь  эту  тему.  Со  стороны  всё  видится  так,  будто  мы  с  тобой  ничего  не  делаем, ты  думаешь,  только  она  одна  нам  с  тобой  завидует.

 - А  что,  разве  ещё  есть  завистники?

 - Конечно,  есть,  и  ты  их  хорошо  знаешь,  они  тебе  ничего  не  говорят,  зато  мне  говорят  всё.

 -А  это  почему  же,  тебе  говорят,  а  мне  нет?

 - А  это  вопрос  психологии,  ты  им  равный,  а  я  как  бы  младший  брат.  Сказать  тебе,  значит  сказать  открытым  текстом,  а  это  конфликт  или  небольшая  обида.  Сказать  мне  значит  сказать  вскользь,  а  значит  всегда  можно  вывернуться,  мол,  партнёр  не  так  понял.  Мы  имели  в  виду  одно,  а  он  понял  по  другому.  И  потом  ты  человек  солидный  в  тебе  90 кг  веса,  а  я  вроде  как  с  боку  припёку.  Знаешь  это  даже  очень  хорошо.  Всё  что  говорят  про  нас,  вся  эта  информация  поступает  к  нам  через  меня,  а  значит,  не  искажается.

 - Интересно,  неужели  они  думают, что  ты  мне  ничего  не  скажешь,  что  они  уже  совсем  дураки,  и  кто  же  нам  ещё  завидует?  Они  прекрасно  понимают,  что  эта  информация  до  тебя  дойдёт,  но  не  такой  жёсткой,  в  этой  ситуации  я  исполняю  роль  буфера,  тут  они  не  промахнулись,  выбрав  меня  объектом  для  изливания  своих  душевных  мук

 - А  кто  ещё  завидует,  да  тот  же  Ленков.

 - Ленков!?

 - Да  Ленков,  а  чего  ты  так  удивляешься.  Ты  же когда  то  работал  у  Арнаутова,  а  номер  Ленкова  точная  копия.  Ленков  ловитор,  и  ты  ловитор,  О  тебе  говорили,  что  ты  был  классным  ловитором,  вот  тебе  предмет  для  зависти.  Илья  хорошо  знает,  что  такое  быть  ловитором  в  партерном  полёте,  там  сумасшедшая  нагрузка  на  спину.  Он  часто  жаловался  мне  на  свою  спину.  Потом  сказал;  Зеленин  молодец,  он  во  время  поменял  жанр,  теперь  не  рвёт  спину.  Вот  ты  и  вдумайся  в  его  слова,  он  Илья,  рвёт  спину,  и  ещё  долго  будет  её  рвать,  пока  не  уйдёт  на  пенсию,  а  ты  молодец  поменял  жанр.  Он  думает , на  твоём  месте  ему  было  бы  легче,  вот  в  чём  зависть.  Он  считает,  что  ты  нашёл  для  себя  лёгкую  работу.  Крест,  который  он  несёт,  кажется  ему  несправедливо  тяжёл,  а  твой  крест,  который  несешь  ты,  кажется  ему  лёгким.  Нам  всем  свой  крест  кажется  несправедливо  тяжёлым.  Но  я  тебя  хочу  успокоить,  это  не  зависть,  в  классическом  понимании  этого  вопроса.  Человеку  нашей  профессии,  иногда  необходимо  поплакаться,  так  мы  зализываем  свои  травмы.

 - Глянь  в  окно  Витюша.

 - Зачем? – отвечает  он  мне,  лениво  гримируясь.

 - Для  разнообразия  жизни,  во  дворе  можно  увидеть  нечто  интересное.

 - Что  там  может  быть  интересного,  куча  невывезенного  мусора  и  опилок,  пьяный  конюх,  вообщем  один  и  тот  же  пейзаж.

 - А  не  скажи,  вон  и  навозная  куча,  вроде  и  не  живая,  а  заметно  растёт.  Вот  и  Наташка,  служащая  по  уходу  за  лошадьми,  уже  второй  мешок  денег  выносит  на  улицу.

 - А  в  мешке  то  что?

 - Ну,  я  же  тебе  сказал,  деньги  выносит.

 -Навоз  она  выносит,  а  не  деньги.

  -Для  кого  навоз,  а  для  кого  и  деньги.

  -Ты  это  серьёзно?

 - Да  уж  куда  серьёзнее,  лучшего  удобрения,  чем  конский  навоз  природа  ещё  не  придумала.  Она  его  неделю  собирает,  а  потом  оптом  продаёт.

 - Продаёт?  Кому?  За  сколько?.

 - Так  она  тебе  и  скажет  за  сколько,  таким  матом  отвесит,  на  всю  жизнь  отобьет  охоту  задавать  вопросы.

 - Да  это  точно,  какая  же  Наташка  матершинница,  я  таких  ещё  не  встречал.

  - Ну  а  как  ты  думаешь,  кто - то  женится  на  такой?

 - Да  кто  же  на  такой  бандерше  женится.

 - На  каждый  товар  Витюша  находится    покупатель,  а  вдруг  кто-  то  и  женится.  Девка  она  работящая,  в  ней  сейчас  примерно  80 кг  мышечной  массы. Если  исходить  из  того  как  она  идеально  приспособила  себя  к  физической  деятельности,  то  эстетичные   формы  в  её  неоднозначной  фактуре,  можно  расценить,  как  крайне  необходимый  элемент  целесообразности.  Конечно,  она  полное  противоположность,  по  отношению  к  тем  представительницам  прекрасного  пола,  которые  выходят  на   подиум,  демонстрирующие  лучшие  образцы  модной  продукции.  Но  что  тебе  из  того,  что  они  стройные,  с  тонкими  как  у  цапли  ногами,  не  способные  ни  к  какой  другой  полезной  работе.  Я  не  спорю,  они  красивые,  радуют  глаз,  но  есть  опасность  стать  заложником  этой  красоты.  Жить  с  такими  ужасно  трудно.  А  с  Наташкой  всё  просто,  её  можно  и  послать,  она  не  обидится,  потому,  как  и  сама  всех  посылает.  Конечно,  хочется,  что  бы  в  семье  были  хорошие  добрые  отношения,  но  такого  нет  ни  у  кого.  Такого  нет  и  в  аристократических  семьях.  Ты  думаешь,  они  не  ругаются,  ещё  как  ругаются,  но  внешне  выглядят  весьма  привлекательно,  не  верь,  это  актёрская  игра.

- Да  интересную  картину  ты  мне  тут  нарисовал,  можно  сказать,  почти  что  убедил.  Так  и  хочется,  задрав  штаны  побежать  на  конюшню,  кинуться  к  ней  в  ноги  и  сказать;  всё  не  могу  так  жить  Наталия,  беру  тебя  в  жёны,  будем  жить  на  конюшне,  где  висят  потные  чепраки,  и  прочая  лошадиная  амуниция.  Будем  жить  поживать  да  овса  наживать,  так  что  ли?

- А  там  не  только  овёс.  Там  и  картошка,  морковка,  капуста,  лук,  чеснок,  свекла,  хлеб.  Я  видел,  как  она  получала  на  лошадей  с  десяток  пачек  сахара,  и  что - то  ещё  в  большом  бумажном  пакете.  Ты  меня  извини,  но  набор  продуктов  там  весьма  солидный.  Ты  прав  там  нет  мяса,  лошадям  оно  не  положено,  но  по  бартерному  обмену,  можно  приобрести  у  других  животных,  так   что  с  голоду  не  умрёшь.  Уверен  у  неё  на  конюшне,  в  данный  момент,  в  большой  кастрюле,  булькает  не  плохой  борщ.  -А  ты  откуда  знаешь?

- Витя,  я  знаю  всё  что  происходит  в  цирке,  даже  мышка  не  пробежит  незамеченной.  Знаю  потому  что  хочу  всё  знать.  Вот  например,  великий  Юлий  Цезарь  знал  десяти  тысячное  войско  в  лицо  и  поимённо,  а  в  нашей  конторе,  работники   одного  отдела  не  знают,  что  делают  их  соседи  через  стенку,  а  это  плохо,  это  непрофессиональный  подход  к  делу.  Я  на  всём  останавливаю  свой  взгляд.  Ты  её  хоть  раз  видел  в  нашей  столовой?  -Нет,  не  видел,  ну  и  что?  -Так  поинтересуйся  в  чём  тут  дело.  -Оно  мне  нужно.  -Вот  поэтому  ты  дезинформирован,  а  я  не  поленился,  взял  и  заглянул  на  конюшню,  а  своё  любопытство  тщательно.  скрыл  вопросом.  Спрашиваю,  Наталия  тут  Казбича  не  было?

- Ты  имел,  в  виду,  какого  Казбича,  из  «Героя  нашего  времени»?

- Совершенно  верно,  пока  она  думала,  про  какого  Казбича  я  спрашиваю,  тут  и  мой  след  простыл.  Мне  достаточно  нескольких  секунд  чтобы  оценить  обстановку.  Вот  мы  говорим  Наташка  бандерша,  матершинница,  профессиональная  хулиганка.  Частично  согласен,  она  с  большой  натяжкой  похожа  на  женщину,  но  кто  её  такой  сделал?  Тяжёлый,  непосильный  каторжный  труд.  Она  не  пошла  на  панель,  Да  она  ругается  матом.  Не  хорошо  это,  неприятно,  но  она  тяжелейшим  трудом  зарабатывает  себе  на   хлеб.

- Да  заинтриговал  ты  меня,  крепко  заинтриговал.  А  я - то  думал,  кроме  как  ругаться  матом  она  ничего  не  умеет.  -В   каждом  плохом  человеке  Витюша  ищи,  что-  то  хорошее,  а  в  хорошем  плохое,  вот  весы  нравственности  и  уравновесятся.  Знаешь,  был  такой  философ  древности  Аристотель,  он  говорил  «невоздержанный  нехорош  в  силу  привычки,  а  распущенный  от  природы.  Распущенного  труднее  исправить:  навык  искореняется  другим  навыком, а  природа  ничем  не  искореняется».  А  Наташка  она  невоздержанная,  страшного  тут  ничего  нет.  Выйдет  замуж  за  принца  Монако,  и  ты  её  не  узнаешь.

- Так,  так,  это  уже  интересно,  что  ещё  говорил  Аристотель?

- Ну,  он  разное  говорил,  вот  например,  для  этической  добродетели  губительны  и  недостаток,  и  излишество,  мы  сразу  убеждаемся  в  сказанном  на  примере  гимнастических  упражнений:  когда  их  слишком  много,  силы  гаснут,  и  когда  слишком  мало-  бывает  то  же.  То  же  самое  с  питьём  и  едой:  при  очень  большом  количестве  их,  здоровье  портится,  при  малом – так  же,  а  когда  всё  в  меру,  силы  и  здоровье  сберегаются.

- Перееданий  у  нас  не  бывает,  пища  в  наших  цирковых  столовых  вся  низкокалорийная,  тут  у  нас  вроде  всё  в  порядке.  Что  ещё  говорил  Аристотель?

- Ещё  он  говорил,  что  человек,  желающий  быть  уважаемым  за  свой  нрав,  должен  соблюдать  середину  во  всяком  движении  чувств.  Например,  круг  начертить  может  каждый,  но  установить  его  середину  непросто,  как  и  легко  рассердиться  и  впасть  в  противоположную  крайность,  но  удержаться  посередине – трудно.  Из-за  этого  добродетель  редка..  -А  что  этот-  то  говорил,  ну  как  его,  вспомнить  не  могу,  ну  тоже  философ?

- Напомни , о  чём  он  говорил,  тогда  я  вспомню  имя  этого  философа?

 - Что - то  там  о  женитьбе,  да  ты  о  нём  уже  рассказывал.

 - Сократ  что  ли?

 - Ну  да  совершенно  точно,  философ  Сократ.

 - На  заданный  ему  вопрос,  его  же  учениками  жениться  или  не  жениться,  он  ответил:  как  бы  ты  не  поступил,  всё – равно  будешь  раскаиваться.  Попадётся  хорошая  жена,  будешь  счастлив,  попадётся  плохая – станешь  философом.

- Точно,  а  я - то  всё  думаю,  отчего  это  меня  всё  тянет  на  глубокие  рассуждения.  Оказывается,  я  стал  философом,  таковым  меня  сделала  моя  жена.  Молодец  твой  Сократ,  ох  и  молодец.  Вот  только  чем  же  он  своим  грекам  не  угодил,  за  что  они  его  отравили?  -Обвинение  заключалось  в  том,  что  он  Сократ  развращает  юношество,  не  верит  в  богов  признаваемых  городом  Афины,  и  вводит  новые  божества.  В  мае  399 г  до  рождения  Христа  Сократ  выпил  кубок  с  ядом  цикуты.  Вот  что  интересно,  Сократ  ничего  не  писал,  он  вёл  беседы  с людьми  самого  различного  социального  положения,  стараясь  вызвать  в  уме  собеседника  правильное  понимание  того  дела,  которого  касалась  беседа.  Так  что  если  представится  случай,  побеседуй  с  Наташкой,  не  может  быть,  что  бы  в  ней  не  было  ничего  хорошего.

 -З начит , ты  предлагаешь  мне  побеседовать  с  ней?

 - Я  сказал,  если  представится  случай,  сам  его  не  ищи.  Сколько  мимо  тебя  случайно  проходит  интересных  людей,  и  всё  потому  что  ты  не  обратил  на  них  внимания  и  не  побеседовал.

 - Интересная  твоя  с  Сократом  теория,  что  же  я  с  каждым  должен  беседовать?.

- Ну,  зачем – же  с  каждым,  а  с теми,  кто  вызывает  в  тебе  интерес.  Вот  собачница  вызвала  в  тебе  интерес,  так  ты  с ней  беседуешь.

- Да  нет,  я  в  ней  уже  ничего  интересного  не  нахожу,  Мне  вначале  казалось  что  в  ней  есть  какая  то  тайна,  теперь  вижу  что  нет,  так  одни  напрасные  слова.

- Тогда  побеседуй  с  Ленковым,  мне  интересно,  о  чём  он  будет  говорить  с  тобой,  может,  так  же  как  и  мне  будет  жаловаться  на  свои  болячки.

 - Знаешь,  всё  это  дела  давно  минувших  дней,  стоит  ли  ворошить  прошлое.

 - Однако  мудрый  ответ.  Я  тоже  так  думаю,  прошлое  ворошить  не  стоит.  -Раньше  по  молодости  лет  у  меня  в  голове  тоже  была  романтика.  Кроме  цирка,  и  всё  что  с  ним  связано,  мне  ничего  не  нужно  было.  Я  с  утра  до  вечера  не  уходил  с  манежа.  Бывало , прилягу  на  барьер  манежа  чуток  отдохну  и  снова  за  работу.    Я  тогда  особенно  вольтижной  работой  увлекался,  то  одного  партнёра  бросаю,  то  другого.  Они  уставали,  а  я  нет,  ни  одну  тонну  живой  плоти  за  репетицию  перекидывал.  Думал , обратят  внимания,  оценят. Однако  всё  наоборот  трудолюбивых  за  дураков  принимают,  Главк  от  счастья  млеет,  когда  у  него  в  эксплуатации  много  хороших,  но  низкооплачиваемых  номеров.  Получается  что  прибыль  от  такой  программы  просто  фантастическая.  Ты  посмотри,  как  работают  передвижки  по  45 выступлений  в  месяц.  А  в  вопросах  оплаты  труда  такая  путаница,  что  и  с  умом  Сократа  не  разберешься.  Всех  перспективных  только  и  кормят  обещаниями.  А  что  касается  поездок  за  рубеж,  так  там  полная  темнота,  разобраться  в  этом  невозможно.  Многие  по  10 лет  ждут  этой поездки.  Мне  моя  мать,  по  своей  наивности,  конечно,   говорит:  сынок,  ты  сходи  к  своему  начальнику,  попросись  за  границу.  Я  ей  отвечаю,  пойми  мама  «Союзгосцирк»  это  не  колхоз.,  да  и  трудимся  мы  не  на  картофельном  поле.  У  нас  другие  отношения  между  людьми,  это  в  колхозе  можно  вечером  прийти  к  председателю  и  попить  с  ним  чайку  с  малиновым  вареньем.  А  к  нашему  управляющему  на  приём  нужно  записываться  по  предварительной  заявке.  Мы  нашему  управляющему  не  нужны.  -Как  же  Витюша  с  такими  взглядами   на  творчество  жить  и  работать,  откуда  черпать  оптимизм?

- Нашу  контору  этот  вопрос  не  интересует,  ей  твои  личные  проблемы  не  нужны.  Поэтому  среди  нашего  брата  многие  занимаются  подработкой,  ты  и  сам  это  хорошо  знаешь.  -Знаю,  конечно,  знаю,  кто  нижнее  бельё  шьёт,  кто  колодки  выстукивает,  кто  у  Кио  разовым  подрабатывает,  кто  конский  навоз  мешками  продаёт.  Видишь  в  этот  список  и  Наташка  попала.  -Опять  ты  про  Наташку,  лучше  про  Сократа,  что  ни будь,  расскажи.  Поди,  жена  у  него  тоже  была  не  сахар,  коли  он  таким   хорошим  философом  стал?

- А  ты  прав,  его  жена  Ксантипа,  была  очень  сварливой  женщиной.  -Ну  вот  видишь,  наверное  и  матом  могла  пульнуть,  жилось  то  трудновато.  Говорят , он  зимой  и  летом  ходил  босым  и  в  рваном  хитоне.  Ему  повезло,  он жил в  Греции,  если  бы  на  Урале,  то  непременно  дал  дуба.  Это  у  них  там  впервые  зародилась  демократия?  -Совершенно  точно,  они  о  ней  говорили  ещё  до  новой  эры.  Как  ты  думаешь  это  справедливо,  всё-  таки  власть  народа?

 - Нашему  народу  только  дай  свободу,  они  же  все  передерутся.  Работать  будет  некому.

 - Ну,  мы - то  с  тобой  работаем,  и  не  только  мы,  многие  артисты  работают.  Над  нами  нет  начальства,  инспектор  манежа  не  в счёт.  Наше  непосредственное  начальство  нас  даже  в  лицо  не  знает.  Кто-  то  сказал  из  древних  что  «худших  большинство»,  а  нас  меньшинство.  Творческие  работники  в  эту  категорию   не  входят.  А  вот  кто  работает  на  заводе,  на  стройке,  в   шахте,  в  «Карьере»  глину  добывают  в  нечеловеческих  условиях,  вот  те  действительно  работать  перестанут,  там  невыносимые  условия труда,  и  это  ещё  не  всё,  там  нищенские  зарплаты.  Значит,  мы  к  демократии  не  готовы?

- Да  ты  что,  не  приведи  Господь.  Люди  просто  перестанут  ходить  на  работу.  Государство  держится  на  страхе.  Что  ты  ещё  увидел  во  дворе?

- Да  вот  кто –то  собаку  привязал  к  дышлу  вагончика,  только  собака  какая  то  странная,  не  кормят  что  ли  её,  уж  больно  дохлая.   Может , глянешь?.  Он  встаёт  со  стула,  смотрит  в окно.,  и  говорит:

 - Так  это  же  не  собака,  это  отощавший  медведь.

 - Медведь!?

- Да  медведь,  вот  так  кто  ни  будь,  выйдет  во  двор,  и  ненароком  столкнётся  нос  к  носу.  Ну,  до  чего  же  безалаберный  наш  брат  циркач.  Уж  сколько  было  случаев,  всё  равно  делают  как  назло.

 - Так  чей  этот  медведь?

 - Мне  кажется  этот  медведь,  тех  самых  ребят,  что  сидят  в  этом  цирке  на  репетиционном.

 - А  медведь  тут,  с  какого  бока,  они  же  акробаты,  им - то  это  зачем?

  - Для  оригинальности,  они  думают,  что  медведь  будет  за  них  работать.  Ничего  нового  придумать  не  могут,  вот  и  вводят  в  номер  медведя,  другой  причины  я  не  вижу.  Они  уже  больше  года  на  репетиционном  периоде,  будут  репетировать  ещё  год.  Как  им  удаётся  пудрить  мозги  «Союзгосцирку»  для  меня тайна.  Они  хотят  быть  похожими  на  «Кадыр-Гулям»,  но  им  до  тех  ребят  как  до  луны.  Там  от  начала  и  до  конца  всё  было  понятно.  идёт  «Караван»,  а  у  этих  что,  «Цыганская  свадьба»?  медведь  то  зачем?  Он  у  них  будет  в  номере  как  бородавка  на  носу.

  - Ну  что  же,  с  медведем  мы  разобрались,  что  у  нас  дальше  по  программе?  Сейчас  посмотрим,  я  тут  небольшой  план  себе  наметил,  какие  вопросы  мы  с  тобой  будем  обсуждать.  Где  она  моя  шпаргалка?  Ах,  вот  нашел,  сейчас  посмотрим.  И  так  у  нас  по  программе – «что  такое  счастье»?

  - Счастье?

 - Да,  счастье.

 - Счастье,  в  данный  момент  или  в  перспективе  на будущее?

 - Как  хочешь,  можешь  высказаться  на  данный  момент,  или  в  перспективе  на  будущее,  вольная  и  свободная  тема.  Вот  что  такое  для  артиста  цирка  счастье?

 - Счастье,  это  жареный  гусь  с  антоновскими  яблоками,  или  домашняя  курица,  с  черносливом  запечённая  в  духовке,  вот  и  всё  моё  счастье  на  данный  момент.

 - Ага,  понятно,  ну  что  же  это  хорошо,  так  сказать  без  всяких  хитростей.  Ну  а  что  там  у  нас  в  перспективе?

- А  что  касается  счастья  на  перспективу,  то  поскорее  хочется  закончить  работу  в  этом  балагане,  уйти  на  пенсию,  и  начать  строить  свой  дом,  окружив  его  высоким  забором.

 - Ты  имеешь  в  виду  штакетником?

 - Нет,  нет,  вот  именно  высоким  глухим  частоколом,  точно  таким,  каким  римские  воины  огораживали  свой  гарнизон.  Чтобы  по  утру  никто  не видел  моей  наглой  помятой  физиономии,  и  я  никого  не  хочу  видеть.

  - Ну,  что - то  ты  о  себе  не  очень  лестно  отзываешься,  так  ведь  тоже  нельзя,  да  и  лицо  у  тебя  не  наглое.

 - Куда  страшнее  будет,  когда  другие  про  меня  так  скажут.  А  глухой  частокол  никогда  не  помешает.  Я  хочу  жить  в  своём  доме,  что  бы  ни  было  никаких  соседей.  Я  не  против  людей,  я  против  соседей.

 - Тебе  не  жаль  будет  расставаться  с  ареной,  и  что  ты  думаешь  о  высоком  предназначении  сцены,  о  чём  писал  К.С.Станиславский?

 - Станиславский  был  аристократ,  а  я  простолюдин,  ему , и  ему  подобным,  без  сцены  было  скучно  жить,  вот  они  и  придумали  театр.

  - Ну , театр  существовал  и  до  новой  эры.

  - Да,  но  тот  театр  мне  больше  по  душе,  особенно  «Колизей»  в  Риме.

  - Но  там  же  проходили  бои  гладиаторов.

 - Вот,  вот,  и  я  о  том  же,  там  дрались  насмерть,  а  сейчас  играют,  играют  отвратительно.  Я  люблю  цирк  и  только  потому,  что  здесь  больше  правды.  А  главное  есть  опасность  свернуть  себе  шею.  Не  надо  обеими  руками  держаться  за  жизнь,  она  ничего  не  стоит. Надо  рисковать,  рискуя  жизнью,  ты  ощущаешь  её  полноту.  Жить  как  таракан  за  печкой,  это  не  для  меня.  Станиславский  посвятил  себя  театральному  искусству,  вот  если  бы  цирковому,  где  бы  он  получал  по  затылку  ногами  от  своего  партнёра  в  течении  20 ти  лет,  он  возненавидел  бы  арену  лютой  ненавистью.  Вон  худ. рук. «Театра  на  Таганке»  честно  сказал:  «перестаньте  говорить  глупости,  нет  никакой  системы,  есть  методика  того  или  иного  мастера»  вот  и  всё  Ну,  а  по  твоему,  что  такое  счастье?

- Можно  я  на  это  отвечу  словами  других,  очень  умных  людей.  Что  касается  меня,  то  моё  понимание  счастья,  по  отношению  к  твоему  розница  только  в  мелких  несущественных  деталях.  Так  вот,  что  же  об  этом  говорили  умные  люди:  «Счастье  это  сбывшееся  желание,  которое  по  силе  и  значению  сравнимо  с  главной  целью  жизни – приготовлению  души  к  вечному  блаженству». Когда  сбывается  малое  желание  вот  как  твоё  (жареный  гусь  с  антоновскими  яблоками), мы  говорим  об  удовольствии,  когда  большое  (о  строительстве  собственного  дома,  и  отсутствие  соседей) – о  счастье.  Значит,  что  у  нас  получается:  жареный  гусь  с  антоновскими  яблоками,  или  домашняя  курица,  запечённая  в  духовке  с  черносливом  на  ужин – это  удовольствие,  а  вот  построенный  дом – это  уже  счастье.

Есть  счастье,  которого  мы  желаем,  но  по  нашей  бедности,  не  ждём,  потому  что  оно  кажется  нам  недостижимым. И  если  оно  всё  же  случается,  мы  оказываемся  наверху  блаженства.  Есть  счастье,  которого  мы  ждём,  к  которому  мы  пробиваемся  всеми  силами  и  достигаем  его.  Оно  дороже  неожиданного  счастья,  но  всегда  оказывается  с  примесью  горечи  и  усталости.  Но  я  хотел  сказать,  что  счастье  обманчиво,  поэтому  не  следует  заранее  радоваться.  Зато  несчастье  к  нам  приходит  с  неизбежностью,  всегда  сбывается,  всегда  неминуемо.  А  коль  оно  неминуемо,  то  стоит  ли  о  нём  знать  заранее?  Хочу  заметить,  счастье –  всего  лишь  эпизод  в  жизни  человека,  каким  бы  счастливым  он  себя  не  считал.  А  вся  жизнь – трагедия,  тяжёлый  переход  от  рождения  к  смерти.  Тут  нет  ничего  нового,  и  не  надо  бежать  за  пророчествами  в  храм,  потому  что  знание  и  незнание   судьбы – одно  и  то же.  В  неведении  нет  ожидания,  которое  может  быть  тягостнее  самой  смерти,  неведение  не  даёт  попытки  человеку  обмануть  судьбу,  которое  зачастую  лишь  усугубляет  ужасное.  Ужасное – это  смерть.

- Да  начали  мы  с  тобой  за  здравие,  а  кончили  за  упокой.

- Наше  с  тобой  счастье  заключается  в  том,  что  мы ,  молоды  и  сильны.  Нас  с  тобой  не  мучают  недуги,  которые  одолевают,  чуть  ли  не  половину  населения  нашей  страны.  Я  не  думаю,  что  наше  счастье  в  возможности  каждый  вечер  выходить  на  арену  и  демонстрировать  красоту  и  силу  духа.  Может  мы  не  ощущаем,  это  наше  предназначение,  только  потому,  что  это  нам  по  молодости  лет  легко  даётся.  А  что  легко  даётся  то  мало  ценится.  Свободное  время  тоже  счастье,  оно  даёт  нам  возможность,  совершенствовать  себя  физически  и  духовно.

- Ну,  хорошо,  ладно,  пусть,  я  согласен,  тогда  скажи  что  такое  судьба?

- В  Греции  в  Дельфах  есть  храм  Аполлона,  возле  храма  есть  жёлтый  камень  Сивилль,  на  камне  ещё  в  древние  времена,  кто-  то  высек  слова  «Покорись  судьбе».  А  что  такое  судьба?  Судьба  это  то,  что  неизбежно,  неотвратимо,  неизменно.  А  значит  может  быть  предсказано.

- Кем  предсказано?

- Не  знаю  Витя,  наверное,  Богом,  он  знает  то,  что  нам  знать , не  дано.  Можно,  сказать  и  так:  судьба – неизвестный  для  человека  путь,  по  которому  он  идёт.  Это-  то  чего  он  не  знает,  потому  и  поступает  неверно,  так  как  нет  времени  подумать  заранее  ну , вот  к  примеру:  в  молодости  больше  сил,  но  они  неумело  растрачиваются,  больше  красоты,  но  её  не  ценишь,  много  желаний,  но  мало  упорства  исполнить  их,  больше  жизни,  но  её  не  знаешь  куда  деть,  много  энергии,  но  мало  ума.  

- Неужели  у  нас  мало  ума,  мне  порой,  кажется,  что  я  нисколько  не  глупее  всех  этих  философов.  Вот  всё  что  они  сказали,  я  всё  это  знаю.  Ну,  вообщем  с  их  выводами  относительно  всех  жизненных  позиций,  я  не  спорю.  А  может  мне  только  кажется  что  я  такой  умный? 

- Я  думаю  все,  о  чём  говоришь  ты,  это  всего  лишь  твоё  личное  мнение,  а  не  знание.  Потому  как  знание  и  мнение  всё – таки  существенно  отличаются  друг  от  друга. 

- А  вот  что  такое  случай,  он  имеет,  какое  то  отношение  к  судьбе?.

- Я  думаю,  в  какой - то  мере  да.  Случай,  как  говорят  философы – совокупность  природных  совпадений  независящих  от  человека,  либо  для  его  блага,  или  же  ему  во  вред..

 - Значит  если  я  шёл  в  гололедицу,  поскользнулся,  упал,  сломал  ногу,  то  это  случай?

- Думаю  да,  судьба  это  на  длительный  срок,  то  есть  расписание  на  всю  оставшуюся  жизнь.  А  случай  это  только  жизненный  эпизод.  Но  давай  вернёмся  на  грешную  землю  и  обсудим  важные  для  себя  вопросы.

Помнишь , когда  ты  работал  комический  вольтиж  с  Шуйдиным.  У  тебя  был  финальный  трюк:  сальто  с  груди  на  грудь.  Ты  брал  с  фуса  верхнего,  подставив  под  него,  скрещённые  на  груди  руки.  Его  положение  лицом  к  тебе  создавало  усиленную  нагрузку  на  позвоночник.  Этот  трюк  делал  «Кадыр- Гулям»,  но  он  бросал  мальчишку,  а  ты  здорового  мужика.

Его  трюк,  есть  сальто  с  плечь  в  плечи.  Твой  трюк,  это  сальто  с  груди  на  грудь,  а  это  не  одно и  то же.  Ты  первый  и  единственный  исполнитель  этого  элемента. Для  зрителя  нет  никакой  разницы,  но  мы - то  профессионалы  знаем,  что  это  такое.  Так  как  делал  ты , не  делал  никто,  Где  твоё  авторство  на  трюк?  Тебя  оценили?  Нет,  не  оценили.  Потому  что  ты  не  кричал,  а  они   не  услышали.  С  этим  трюком  тебя  нет  нигде.  Тебя  нет  и  в  цирковой  энциклопедии.  В  нашей  системе,  что  бы  чего - то  добиться,  нужно  орать  во  всё   горло,  или  быть  среди  избранных.

- Ну  и  что  ты  предлагаешь?

- Я  предлагаю  не " валять  Ваньку»,  не  быть  дураками.

 
Из книги Паяцы Владимира Фалина

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100