Песня звучит как признание
«Олимпийский» триумф советской эстрады» — так называлась одна из заметок о проходивших в Париже гастролях Московского мюзик-холла.
Л. Зыкина. «…Здесь мой причал и здесь мои друзья!
Пожалуй, не было во Франции газеты, которая не поместила бы на своих страницах рецензии на премьеру москвичей. В парижской прессе, в частности, отмечался тот факт, что спектакль Московского мюзик-холла держится не на одной «звезде», что на каждом из актеров можно было бы построить самостоятельный спектакль. Критика подробно перечисляла «звезд» московской программы и среди них Л. Зыкину. Париж полюбил русскую песню в задушевном, искреннем исполнении певицы. Задушевность, искренность! Только ли эти качества объясняют успех певицы у советского и зарубежного слушателей? Думается, что они не в полной мере раскрывают особенности ее исполнительского мастерства.
Свои «университеты» Людмила начала проходить в хоре имени Пятницкого. Это была настоящая, серьезная школа пения. Встреча с такими замечательными знатоками русской песни, какими являлись В. Захаров и П. Казьмин (руководившие тогда хором), их беседы с молодыми артистами хора об особенностях русской песни, об искусстве ее исполнения навсегда остались в памяти Людмилы и определили в будущем всю работу над песней. В хоре Зыкина имела возможность знакомиться с творчеством ведущих певцов. С благоговением слушала она их пение. Ей нравился низкий по тембру, клокочущий голос В. Клодниной, подкупала мягкость звучания А. Прокошиной, покоряла задушевность пения М. Подлатовой.
Л. Зыкина в годы работы в хоре Всесоюзного радио. 1958 г.
Молодой, еще неопытной Людмиле хотелось, конечно, петь так, как поет каждая из этих певиц. Но в то же время она начинала понимать, что нужно иметь «свой» голос. Как же найти это «свое»? Как научиться петь так, чтобы песня оставляла в сердцах слушателя след, чтобы она волновала, заставляла о многом задумываться, радоваться, смеяться, грустить. Многие из этих качеств помог выработать Н. Кутузов — руководитель хора русской народной песни Всесоюзного радио и телевидения, в который вступила Зыкина. Разгадав возможности молодой певицы, Н. Кутузов упорно вел ее к тому, что стало позже ее исполнительским «почерком».
Зыкина стала петь сольные запевы без сопровождения, пела протяжные лирические песни. Кутузов не разрешал петь громко, советовал вслушиваться в звучание мелодии, следить за тем, чтобы каждый звук, каждая нота нанизывалась одна на другую, чтобы песня «пелась». В результате совместной огромной работы педагога и хористки в звуке голоса появилась теплота, определялась тембровая окраска голоса — глубокого, сильного бархатистого.
Несомненно, Н. Кутузов был тем педагогом-режиссером, который научил Зыкину «раскрывать» песню, ее смысл, содержание. Стали осязаемы слова В. Захарова о том, что певец всегда должен чувствовать себя в образе и что он должен вести свой рассказ осмысленно и обязательно взволнованно. Все эти мысли о песне, о том, как следует исполнять их певцу, невольно заставляют вспомнить об особенностях искусства драматического актера. Говоря о мастерстве Зыкиной, трудно обойтись без подобной аналогии.
В каждый свой выход на сцену актер перевоплощается в образ того человека, жизнь которого он воссоздает сегодня в спектакле. Искусство его тогда станет эмоциональным, он тогда будет волновать зрителя по-настоящему, когда заживет страстями, мыслями, чувствами своего героя. Перевоплощение — основа творчества актера. Разве приведенные выше слова В, Захарова о том, как должен чувствовать себя в песне исполнитель, не есть перевоплощение?
1962 г. В студии телевидения
И этим даром владеет Л. Зыкина. Перевоплощение певца — это прежде всего его внутренний настрой, каждый раз определяемый музыкальным содержанием песни, ее формой. Перевоплощение — это обязательно проникновение в поэтическое начало песни, в ее «душу». Каждая песня Л. Зыкиной — всегда небольшая, но вполне законченная новелла, где музыка и текст сливаются в одно органичное целое. Зыкина поет песни разные по жанру: героические («Ты, Россия моя»), лирические («Оренбургский платок»), драматические («Солдатская вдова», «Течет Волга»), шуточные, частушки. «Разность» содержания песен каждый раз рождает новые образы, определяет форму исполнения. Но одно остается неизменным: песня у Людмилы Зыкиной всегда звучит как признание — сердечное, чистое, свободное от всякого сентимента, будь то песня о Родине, о русской природе, о человеке, о любви...
В песне «Оренбургский платок» — этой лирической новелле, певица как бы сама становится той девушкой, которая в знак большой любви и уважения к матери посылает ей теплый, оренбургский платок. Но Зыкина не только передает содержание песни, она, как всегда, придает ей особое, «свое» содержание, открывает в ней «второй» план. Людмила как бы раздумывает (в образе девушки) над судьбой старой женщины и, может быть, впервые понимает, какой нелегкой она была. Героиня другой песни поверяет слушателю (а слушатель для Зыкиной часто становится партнером) свои невзгоды, спрашивает совета: как же быть ей, если тот, «который нравится, не в меня влюблен» («Сибирский ленок»). Несмотря на легкую грусть песни, в ней ощутима молодость, радость жизни, И это Зыкина раскрывает особым приемом: чистые, мягкие, легкие музыкальные краски запева сменяются торжествующими, нарастающими по силе звучания припевами.
1964 г. (слева направо) — заслуженный артист РСФСР А. Шалаев, Л. Зыкина, Н. Крылов
Песню «Течет волга» знают все. Она часто звучит в исполнении Л. Зыкиной по радио и телевидению. Ее с одинаково глубоким волнением слушают и первый, и второй, и пятый раз; и не только потому, что мелодия и слова этой песни прекрасны; обаяние ее в том, что, постигая внутренний смысл песни, Зыкина раскрывает душевную силу и красоту советского человека, насыщает песню раздумьями о жизни, о призвании, назначении человека. Мягкое звучание низкого бархатистого голоса, особая сосредоточенность певицы придают песне большое дыхание, широту. Еще одна черта в исполнительской манере Л. Зыкиной позволяет роднить ее творчество с искусством драматического актера. Зыкина всегда «видит» сама и заставляет «видеть» зрителя то, о чем она поет. Точно живая, предстает перед нами скорбная солдатская вдова, которая «все кого-то ждет»; шелестит над водой «Ивушка»... Когда певица поет шуточные песни и частушки, меняется весь облик ее: весельем загораются глаза и улыбка — открытая, радостная — придает лицу лукавое выражение. И в частушках голос Зыкиной звучит кантиленно, она не переходит на речитатив. Только резкая смена музыкальных красок — от заливистого форте до лирического, теплого piano — меняет характер произведения.
Исполняя песни, Зыкина почти не прибегает к жестам: ничто не должно мешать выявлению внутреннего смысла песни, а слушателю — воспринимать ее. Она всегда на эстраде внешне сдержанна, спокойна, «степенна». Иногда шуточные песни вызывают необходимость общения, и тогда партнерами становятся аккомпанирующие ей музыканты или весь зрительный зал. (Не случайно, когда Зыкина пела в Париже русскую «Калинку», неизменно на припеве песни весь огромный зрительный зал театра «Олимпии» начинал свой аккомпанемент, аплодируя в такт песне.) Глубокое постижение внутреннего смысла песни, умение взволнованно передать поэтический и музыкальный образ ее, строгий отбор музыкальных и внешних, чисто пластических средств делают искусство Зыкиной современным, понятным и близким не только советскому, но и зарубежному слушателю.
Е. ПРИЛУЦКАЯ
Журнал Советский цирк. Сентябрь 1964 г.
оставить комментарий