В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Писать смешно - надобно уменье

Надо ли говорить о том важнейшем значении, идеологическом и эстетическом, которое имеет на эстраде слово? Оно не только определяет идейную нагрузку и смысловую целеустремленность концерте, но и способствует его эмоциональной окраске.

Эстрадный концерт при всем его разнообразии и содержательности обязательно должен быть концертом радостным, способным поднять настроение зрителей, Смех в зрительном зале — один из самых точных показателей успеха эстрадной программы. Можно аплодировать из вежливости, но смеяться можно только от души. Если в зале смеются, понятно, что в этом значительная заслуга артистов, разговорников, выступающих в жакре юмора и сатиры.

Вопрос качестве репертуара, его многообразия, его соответствия интеллектуальному и эстетическому уровню зрителей очень важен для сегодняшней эстрады и не менее важен для ее завтрашнего дня. А между тем, к сожалению, репертуар артистов-разговорников а целом еще не удовлетворителен. Правда, слово "в целом" требует некоторого уточнения. Если мы возьмем ведущих артистов мастерской сатиры и юмора Москонцерта (а именно о ней и пойдет речь), таких, как Л. Миров и М. Новицкий, М. Миронова и А. Менакер, конферансье Л. Шимелов, Б. Брунов, сатирические дуэты Б. Владимирова и В. Тонкова, А. Лившица и А. Левенбука. то увидим, что в их устойчивом и заслуженном успехе немалая заслуга и авторов — А. Аркамова, Г. Горина, М. Грина, М. Ножкина. Э. Успенского и других, написавших добротные литературные тексты. Я начал с артистов, у которых довольно благополучно с репертуаром. Но гораздо больше исполнителей, у которых репертуар оставляет желать лучшего.

Только в мастерской сатиры и юмора Москонцерта 81 конферансье, 109 артистов-разговорников и каждый из них претендует (что совершенно справедливо) на свой неповторимый репертуар и его регулярное обновление. Всех исполнителей надо обеспечить хорошим литературным материалом, только это позволит заметно изменить к лучшему общую репертуарную картину. Задача весьма сложная. Как же она решается?

С нашей мастерской сотрудничает большое число эстрадных авторов — от признанных и опытных профессионалов до дебютантов. В 1971 году мастерская приобрела 172 литературных материала, Поступает же к нам ежегодно до 900 различных текстов. Сюда входят и написанные по заказу и так называемый самотек. Среди последних есть произведения приемлемые, нуждающиеся в доработке, и вещи, где самые благие авторские намерения разбиваются о литературную беспомощность. Например, если монолог на очень важную тему — о рабочих людях — выглядит подобным образом:

«Потому что как зеницу ока
Я берег моей спецовки честь
И держу я голову высоко —
Уж такая гордость у нас есть»,

то ясно, что при таком уровне стихосложения и мышления ожидать от автора доработки, углубления и т. д. бессмысленно. Однако речь не о явно беспомощных текстах, а о ряде общих недостатков, присущих многим произведениям, — тематическая.узость, банальность и т. д.

Эстраду часто упрекают в мелкотемье. Давайте разберемся. Какие темы считать мелкими? Если под ними подразумеваются вопросы быта, сферы обслуживания, занимающие немалое место в нашей жизни, то, видимо, их обходить нельзя. Дело не только в том, о чем пишет автор, а как, насколько глубоко, серьезно, ярко. Важно, чтобы произведения эстрады были наполнены большим гражданским дыханием, боевой, острой публицистикой, меткими наблюдениями.

Нельзя сказать, что эстрадные авторы не берутся за такие темы. За последнее время мастерская приобрела ряд интересных публицистических фельетонов. Например, «Практичные люди» В. Полякова. Автор строит свое произведение на противопоставлении двух видов практичности: обывательской и гражданской. Первая — в умении устраиваться, из всего извлекать личную выгоду, ко всему подходить с меркой: а что я с этого буду иметь? С помощью ярких эпизодов В. Поляков развенчивает подобную практичность. Он пишет, что если бы все люди жили по такому принципу, в мире никогда не было бы ни Ломоносова, ни Коперника, ни Кутузова, ибо трудно представить себе, скажем, Эдисона, которому "все до лампочки". Да, это люди иной практичности, люди, думающие о благе всего человечества. И автор рассказывает о градостроителях, ученых, инженерах, всем пафосом своего фельетона ратуя именно за такую практичность.

Но как часто произведения, посвященные темам существенным, решаются авторами крайне прямолинейно, назидательно, без попытки самостоятельного осмысления поднятых вопросов. Например, может ли кого-нибудь вдохновить подобный текст:

«Энергией жизни летит на простор
Горячий кавказский рабочий задор.
Где золото — чай убирают машины,
А руки людей собирают турбины».


Дело же не в том, чтобы повторить с подмостков эстрады газетный тезис и без того хорошо известный зрителям. Ведь главное — найти художественную интерпретацию темы, дополнить ее конкретным жизненным материалом, своими мыслями и наблюдениями. В этом отношении интерес представляет собой творчество одного из ведущих эстрадных авторов М. Грине, отметившего недавно свое шестидесятилетие.

Успех фельетонов Грина заключается прежде всего в полном соблюдении законов эстрадно-разговорного жанра. Автор умеет найти интересную информацию — любопытный, малоизвестный исторический факт или оригинальное наблюдение. Каждый эпизод подается им живо, доходчиво, с юмором и завершается, как правило, репризой или неожиданной мыслью, с успехом выполняющей роль репризы. Например, один из лучших фельетонов М. Грина «Ленинские места», написанный к 100-летию со дня рождения В. И. Ленина, начинается с нескольких информационных сообщений газеты «Московские ведомости» за 22 апреля 1870 года, то есть номера, вышедшего о день рождения Ленина.

Здесь и заметка о гадалке мадам Жози, которая за умеренную плату предсказывает будущее на ближайшие сто лет, и сообщение о том, что за смутьянские разговоры о полетах православных на Луну мещанин Замоскворецкой части Никита Петров выслан под надзор полиции в далекое поселение Байканур. И, наконец, метеосводка о том, что на Волге кончился ледоход. Как же осмысляет автор эту информацию? «Как ошиблась газета, — пишет он. — Не кончился, а только начался в ту весну великий, бурный, сокрушительный ледоход! Ничего не угадала мадам Жози на ближайшие сто лет!

Не ошибся только московский полицмейстер, выславший мещанина Петрова именно в Байканур, откуда через сто лет православные как раз и стартовали в космос! Как видим, события столетней давности очень удачно обыграны автором и опрокинуты в современность. М. Грин нашел эдакое шутливо-ироническое преломление фактов, но под этим — глубокая мысль о разительных переменах в России, связанных с именем Ленина. А далее следует ряд эпизодов, написанных живо, зримо, с тонким юмором и репризными завершениями, в которых и развернута тема фельетона - торжество ленинских идей.

К созданию фельетонов, монологов, остро ставящих большие гражданские, нравственные, социальные вопросы, хочется привлечь внимание авторов. Требует развития и славная традиция Н. Смирнова-Сокольского, с его фельетонами, жизнеутверждающими и п то же время страстно обличающими различные отрицательные явления, мешающие советским людям.

В отчетном докладе XXIV съезду КПСС Л. И. Брежнев сказал: «Новый облик советского человека, его коммунистическая мораль и мировоззрение утверждаются в постоянной, бескомпромиссной борьбе с пережитками прошлого. Не может быть победы коммунистической морали без решительной борьбы с такими ее антиподами, как стяжательство, взяточничество, тунеядство, клевета, анонимки, пьянство и т. п. Борьбе с тем, что мы называем пережитками прошлого в сознании и поступках людей — это дело, которое требует к себе постоянного внимания партии, всех сознательных передовых сил нашего общества».

Мастера эстрады не могут остаться в стороне от этого призыва, имеющего к их творчеству непосредственное отношение. Между тем, сатирических произведений пишется сейчас крайне мало. Конечно, сатира — жанр сложный, требующий точного выбора объекта критики, четкой и недвусмысленной позиции автора, который не зубоскалит и не подтрунивает по поводу того или иного явления, не паникует перед ним, а разоблачает активно, решительно, гневно и бескомпромиссно. «Без «гнева» писать о вредном — значит, скучно писать», — отмечал Ленин.

Среди удачных сатирических произведений, приобретенных в последнее время мастерской сатиры и юмора, хочется отметить монолог М. Жванецкого «А нам все равно», который исполняется от лица махровой мещанки Фени. Автор поднимает очень важную тему — о равнодушном, аполитичном, потребительском отношении к жизни. Вот жизненное кредо этой мещанки: Чудаки вы все! Вцепятся в газету, глотают страницы... А мы с моим Ваней спокойные. Ничто нас не расстроит, потому что мне всегда только до Вани, а моему Ване только до меня, то есть до Фенио. А вот культурный кругозор: «В Крым съездила, о Сочи побывала, осталось в театр сходить — и везде была. Телевизор всегда на «Кабачок» настроен. А как политическая часть начинается, мы с Ваней выключаем агрегат. Он чтоб остыл, мы чтоб не раскалялись». И только, когда обывателю покажется, что ущемляют его личные интересы, инертности как ни бывало — перед нами разъяренный мещанин. Именно так показан в этом фельетоне образ Фени. По точному выбору объекта изображения, по меткости и беспощадности поражения цели — это пример подлинно острой и злободневной сатиры.

Известно, что а основе каждого подлинно художественного произведения лежит открытие — не обязательно совершенно новой темы, хотя именно это самое ценное. Во всяком случае важно суметь и в привычном, примелькавшемся объекте подметить то, что ранее ускользало от глаз других, в общем сказать свое новое слово. К сожалению, многие литературные материалы страдают вторичностью. И дело тут не только в заимствованиях друг у друга тем и сюжетов, а в том. что авторы довольствуются материалом, лежащим на поверхности, легко обозримом и доступном всем. Вместо того, чтобы топтаться на узком репертуарном пятачке, все время наступая на чьи-то ноги, не лучше ли смелее отправляться в творческий поиск, глубже заглядывать в различные явления жизни?

Например, о грубых продавцах написано немало. Но вот рассказ Г. Горина «Скрытой камерой». Удачно найденный сюжетный прием — работу магазина должны снимать для кино скрытой камерой, но неизвестно когда — позволяет автору поставить персонажей о такие обстоятельства, в которых ярко раскрываются их психология и манера поведения. И хорошо известная тема заиграла новыми гранями. Произведение Горина посвящено сфере обслуживания, которую, как правило, и относят к мелкотемью. Но оказывается, если автор находит оригинальный поворот, проникает в характеры (а именно это сообщает неповторимость любой теме), то как-то не приходят на ум мысли о мелкотемье. Не случайно, этот рассказ пользуется большим успехом у зрителей.

Кроме уже упоминавшихся авторов хочется назвать еще ряд имен писателей-юмористов, успешно работающих для эстрады. Это А. Внуков, А. Курляндский, А Хайт, И. Виноградский, которые в любой, самой казалось бы обычной теме умеют находить свое, свежее решение. Изображая самые заурядные с виду события, они заостряют внимание на психологических и этических моментах своих героев, вскрывая комическую сущность явления.

В большей степени, чем в фельетонах и интермедиях, тематическая узость наблюдается в куплетах. Их темы однообразны и кочуют от одного куплетиста к другому: бездействующие лифты, испорченные телефоны-автоматы, плохой ремонт домов и невкусные обеды в столовой. Куплеты нередко поражают мизерностью или полным отсутствием хотя какой-то стоящей мысли. А вот куплеты, написанные М. Ножкиным, всегда отличаются небанальностью тем и своеобразием решений. Автор находит удачный рефрен, который значительно усиливает смысловую нагрузку куплетов. Например.

«У нас в семье есть референт,
Два кандидата и доцент.
В обед за стол все дружно сели да поели.
Они торопятся удрать,
А мне посуду убирать.
Образованные просто одолели!»


Далее следуют куплеты о руководителе предприятия, которому указали на его отсталость, а он сразу жалобу пишет: «образованные просто одолели». Куплет о том, что в цех то и дело присылают инженеров, ученых и т. д., а цеху нужны слесаря: «образованные просто одолели» и т. д.

Вообще нужно сказать, что удачно найденный рефрен способен осветить новым светом уже известную тему, показать ее с неожиданной стороны, сыграть роль репризы, столь необходимой в куплетах.

Особого внимания требуют к себе куплеты на международные темы. Пожалуй, это один из самых ответственных и трудоемких жанров. Сейчас требования к политсатире значительно av (росли. Если в 20-е годы достаточно было показать чучело Чемберлена или лорда Керзона и сатира срабатывала, го теперь такой плакатный прием уже никого не удовлетворит. Илья Набатов в настоящее время, пожалуй, единственный куплетист-международник, всегда умеющий находить в своих лучших произведениях абсолютно эстрадную форму — острую, репризную, пародийную, которая позволяет ему едко и хлестко выставить на посмешище своего политического противника. Наша эстрада остро нуждается з авторах и исполнителях, подобных Набатову.

Разумеется, как говорите» писать смешно — тут надобно уменье. Ни для кого ни секрет, что работать в жанре малых форм подчас сложнее и беспокойнее, чем в иных солидных жанрах. Привлекая авторов к работе на эстраде, нужно к ним относиться с максимальным вниманием. А для этого следует решить о соответствующих концертных организациях ряд творческих и организационных вопросов, которые позволят авторам трудиться для эстрады более плодотворно и с большей охотой.   

Е. ЗАХАРОВ,
редактор мастерской сатиры и юмора Москонцерта

оставить комментарий


 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100