В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Плохое отношение к лошадям. Ю.А. Дмитриев

Цирковая арена может лишиться своих самых ярких номеров.

Современный цирк при своем рождении утвердился пре­жде всего как конное зрелище. В первом стационарном пред­приятии этого типа – амфитеатре Филиппа Астлея, построен­ном в Лондоне в 1780 году, подавляющее большинство высту­плений было связано c лошадьми.

B конце XIX – начале ХХ века как минимум пять-шесть номеров в любом цирке бывали конными. Другое дело сейчас. Трудно встретить представление, в котором бы участвовало два конных номера. A бывает, что программа вовсе их лишена. И это обидно. Правда, теперь лошадь, заменяемая машиной, по­теряла свое значение в промышленности, на транспорте, в сель­ском хозяйстве. B армии почти исчезли кавалерийские части.

Но в цирке лошади никогда не имели производственного значения, но всегда эстетическое. Они способствовали созда­нию интересных номеров. Назовем некоторые из них: дрес­сировка лошадей на свободе, или, как говорят профессиона­лы, «свобода». Здесь артист-дрессировщик, находясь в цен­тре арены-манежа, при помощи длинного кнута-шамбарьера управляет группами лошадей. Они движутся по кругу парами, гуськом, четверками, шестерками, производят перестроения, ложатся, встают на задние ноги и вращаются вокруг своей оси под музыку, как бы вальсируя. Наездники высшей школы вер­ховой езды заставляют лошадей производить сложные движе­ния, будто танцевать. Жокеи вспрыгивают им на спины и едут стоя. Женщины-наездницы выступают c номерами так назы­ваемого гротеска. Стоя на движущихся лошадях, они демон­стрируют пластико-балетные движения, перепрыгивают через ленты, полотнища, растянутые над манежем.

Во многих цирках нашей страны, пожалуй, даже в боль­шинстве, имелись так называемые «конюшни», то есть группы лошадей, работавшие в стационарах на всем протяжении сезо­на, a иногда и нескольких. Под руководством дрессировщика здесь постоянно создавались новые конные номера. B настоя­щее время подобных конюшен немного.

Я вспоминаю, что в 20-e годы прошлого века большой успех имели жокеи Соболевские. C руководителем номера Василием Трофимовичем Соболевским я познакомился, когда он вернул­ся на родину после зарубежных гастролей c дочерью и зятем. Сыновья остались за кордоном. Молодых Соболевских там счи­тали лучшими жокеями во всем мире.

B годы Великой Отечественной войны многие цирковые ло­шади были мобилизованы в армию, ушли сражаться и цирковые наездники. И тогда замечательный жокей, талантливый режис­сер Александр Сергеевич Александров-Серж, создал в цирке города Иванова студию для подготовки конных номеров. Один из них был снят для киножурнала, который попал за границу. Увидев его, Со6олевские заявили, что это фантазия и ничего подобного ни один жокей исполнить не может. Авторитет Собо­левские имели большой, и им поверили. Но когда впоследствии группа под руководством Александрова-Сержа приехала гастро­лировать за рубеж, все поняли, что в кинохронике была пока­зана правда. Особенно поражали трюки. При исполнении так называемого курса, то есть прыжка наездника ногами на спину бегущей лошади, приходил не один наездник, a сразу трое. И еще был один потрясающий трюк. Наездник стоял на движу­щейся лошади. У него на плечах стоял партнер, Оттолкнувшись от нижнего, верхний делал в воздухе сальто-мортале и прихо­дил на плечи К Нижнему – другому наезднику, стоящему на ло­шади, бегущей сзади. Это требовало высочайшего мастерства.

Вообще, надо сказать, что в послевоенные годы в нашей стране конный цирк возродился с новой силой. В нем утвердилась победоносная, романтическая красота, которая особенно привлекала зрителей. Вспоминаю ряд выдающихся конных но­меров. Борис Павлович Манжелли (Шевченко) показывал пре­восходную дрессировку лошадей на свободе. С отличным но­мером «свободы» выступали Юрий Ермолаев и Людмила Ко­това. Первоклассную акробатику на лошадях демонстрировали Запашные. Нельзя забыть джигитов группы Алибека Кантеми­рова, Юрия Мерденова и Михаила Туганова, Тамерлана Нугзарова. Много раз я смотрел номер жонглирования на лошади Николая Ольховикова, вероятно, лучший в этом жанре во всем мире. Чарующая грация и сложнейшие трюки сочетались в ис­кусстве непревзойденных гротеск-наездниц Лолы Ходжаевой и титаны Леонтенко. Необыкновенно смешны были в конной клоунаде Юрий Никулин и Михаил Шуйдин. Тем более обидно, что сейчас подобное редко встречается в цирковых программах.

Однако первоклассные конные номера все еще существуют: назовем хотя бы жонглеров на лошадях братьев Запашных.

Производственной площадью во всех цирках является круглый манеж с мягким покрытием, обнесенный твердым ба­рьером, от 11 до 13 метров в диаметре. Но такой манеж о6язате­лен только для конных номеров. Артисты других жанров могут выступать на любых площадках. И если конные номера уйдут в прошлое, в манеже не будет необходимости. A цирк как само­стоятельный вид искусства перестанет существовать и сольет­ся c эстрадой. Право, это будет весьма печально.

Из книги Театр. Цирк. Эстрада. К 100-летию Ю.А. Дмитриева

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100