По силам ли вторые номера
Прочитал в первом номере журнала статью А. Ширая «По силам ли молодежи вторые номера?» и ответ Г. Беляковой «Это решать молодежи» и удивился, что вопрос создания вторых номеров стал предметом дискуссии.
Сам я восемнадцать лет работаю в номерах разных цирковых жанров, и накопленный за эти годы опыт помогает мне сейчас выступать в двух номерах: «Музыкально-акробатическая клоунада» и "Акробаты-эксцентрики с трюковым автомобилем". Это, надеюсь, дает мне право высказать свое мнение по поводу статьи Александра Николаевича Ширая.
На мой взгляд, вторые номера в цирке необходимы. Участие артиста в пантомимах, сюжетных цирковых спектаклях расширяет актерский диапазон исполнителя, выявляет его потенциальные возможности, а следовательно, помогает вносить в основной номер новые штрихи.
Мало того, настоящему артисту жажда творчества нс дает покоя. Сделал номер, вложил в него асе, что мог, получил признание — и хочется создавать, творить новый номер, не менее полноценный. Ведь невозможно представить себе актера театра, вся сценическая жизнь которого ограничилась бы рамками одной роли. Не должно быть каких-то рамок, пределов и а цирке. И радостно, что у нас появляется все больше и больше артистов, которым становится тесно в одном-единственном номере или жанре, которые ищут выхода для своей творческой энергии а новых произведениях.
Том не менее я понимаю и разделяю беспокойство известного мастера советского цирка А. Ширая. Оно закономерно. Действительно, наряду с оригинальными номерами появляются серые, созданные из меркантильных интересов. Против таких номеров-приспособленцев бороться нужно. Существуют у нас режиссерская коллегия, аттестационная комиссия, в которые входят опытные мастера. По-моему, им-то и стоит построже решать, имеет ли тот или иной артист право на второй номер. Может быть, тогда и не будет на манеже безликих произведений.
Что же касается физической перегрузки, так ведь это понятие растяжимое. Для одних три прыжка в групповом номере — предел возможностей, для других те же прыжки — легкая разминка перед работой. Вот пусть эти «другие» и создают вторые номера. Хотя в общем-то всем не следует замыкаться в одном жанре. Часто при постановке елочных представлений режиссеры просто хватаются за голову — программа вроде бы сильная, но кроме исполнения своих номеров — артисты ничего другого делать не умоют. А если бы каждый из нас мог проявить себя в двух-трех жанрах, насколько легче было бы работать постановщику, насколько красочнее и ярче получились бы наши спектакли! Так что польза от вторых номеров несомненна.
В. ФЕРРОНИ, артист цирка
оставить комментарий