В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Почему забыта школа классического прыжка

За последние годы в номера спортивно-физкультурных жанров, в частности прыжковой акробатики, вошли спортсмены. Они обогатили выступления сложными трюками, показывали пример четкого и мастерского исполнения их.

Но, кроме того, они принесли в цирк и нечто иное — чисто спортивную манеру подачи трюка, погоню за рекордами. Однако то, что вполне уместно на соревнованиях, совсем не обязательно и, более того, противопоказано искусству.

Как результат этого в некоторых номерах акробатов-прыгунов сейчас прыжки исполняются лишь в одну сторону с разбегом через весь манеж с очень коротким по времени трюком. После прыжка акробат возвращается к форгангу. Такое допустимо лишь в номерах акробатов-прыгунов с подкидными досками, плечевых акробатов, в икарийских играх и т. д., в тех случаях, когда после окончания выступления артисты выходят на аплодисменты, проделывая прыжок, так сказать, на бис. В номерах акробатов-прыгунов такой прогон трюков, даже сильных, похож на спортивную тренировку. Сходство с тренировкой усугубляется тем, что в погоне за рекордами нередко бывают срывы.

А что же стало с классической школой прыгунов, представители которой, русские артисты, в свое время удивляли своими достижениями весь мир? Лишь старшее поколение зрителей еще помнит мастеров-прыгунов классической школы.

Старая классическая школа прыгунов, на мой взгляд, имеет явные преимущества перед существующей сейчас практикой. Мастера классической школы (Сосины и другие) не разбегались из-за форганга и после прыжка не уходили с манежа. Исполнители резким броском-рондатом с места начинали прыжковую комбинацию (флик-фляк, темповое сальто-мортале, окрошка и т. д.), длившуюся не менее 6 - 8 секунд. Прыгали вдоль и поперек манежа, в «три угла», по кругу, на месте. Когда один исполнитель заканчивал комбинацию, другой в ту же секунду делал рондат и начинал свою комбинацию.

Эта школа прыжков без разбега создала неповторимые по эффектности трюковые комбинации. Сосиных рекламировали так: «люди-мячики». Во время выступлений они действительно напоминали прыгающие мячики. И если некоторые теперешние номера можно сравнить со спортивными соревнованиями, то номера классической школы хочется сравнить с веселым переплясом — так красочно, разнообразно и темпераментно исполнялись в них прыжки.

Как же получилось, что Союзгосцирк, имея такую базу подготовки артистов, как ГУЦЭИ, укомплектовывает прыжковые номера спортсменами — мастерами совершенно другого исполнительского плана? Сейчас трудно объяснить и другое, почему у прыгунов советского цирка нет преемственности от мастеров старой классической школы. Но факт остается фактом — старая школа утеряна почти полностью. Отчасти это можно объяснить тем, что педагоги, готовящие в ГУЦЭИ акробатов-прыгунов, никогда не видели номеров «классической школы», не изучали ее и не знают всех ее богатейших возможностей.

Конечно, воспитать прыгуна классической школы намного труднее, чем натаскать прыгуна-полуспортсмена. Если заняться восстановлением утерянных приемов и трюковых комбинаций, то педагогам ГУЦЭИ необходимо будет ознакомиться с элементами классической школы, с ее методикой. На мой взгляд, пора пересмотреть программу подготовки акробатов-прыгунов в ГУЦЭИ, так как существующая программа — это облегченная копия спортивной школы с более скороспелой, чем в спорте, подготовкой трюка, и в результате с меньшей чистотой его исполнения. Многое придется изменить. Это не легко, и все же нужно восстановить классическую школу цирковых прыгунов, так как наша теперешняя прыжковая практика приобрела явный и не всегда полезный крен в сторону спорта.

ФЕДОР СУВОРОВ, педагог ГУЦЭИ

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100