В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Последний прыжок

Прошло несколько лет, ящик который сколотил дядя Ваня молодому артисту, я случайно увидел на складе, в подвале одного стационарного цирка. 

Надпись  на  нём   подсказала  мне,  что  он  принадлежал  именно  этому  артисту.  Покрытый  ровным  слоем  пыли  он  как  надгробная  плита стоял,  но  без  даты  рождения  и  даты   смерти,  воскресил  в  моей  памяти  тот  трагический  случай,  который  потряс  меня  до  глубины  души.  Я  вспомнил  слова  старого  плотника,  «ящик  если  не  вечен,  то   всё  равно   живёт  дольше  своего  хозяина»  неужели  слова  сказанные  дядей  Ваней  были  вещие,  а  как  удостоверился,  был  поражён.  Артиста,  который  заказывал  этот  ящик , уже  не  было  в  живых.  Подробностей  его  драматической  жизни  и  трагической  смерти,  я  не  знал,  но  дал  слово,  чего  бы  мне  это  ни  стоило,  но  я  докопаюсь  до  истины.  Постепенно,  по  крупицам,  по  маленьким  фрагментам  рассказанными  мне  артистами,   которые  хоть  как-то  были  причастны   к  его   судьбе,  я  восстанавливал  происшедшее.

«Он  был  высокого  роста,  красивый  стройный  парень,  рассказывал  мне  о  нём  жонглёр  Володя  Кузьменко,  я  впервые  в  цирке  увидел  умного  интеллигентного  человека.  Он  был  всегда  опрятен,  вежлив,  казалось  впереди  у  него  большое  будущее.   Вот  таким  как  он  подумал  я,  всегда  сопутствует  удача,  Не  скрою,  я  даже  чуточку  завидовал  ему.  В  нём  чувствовалась  особая  порода».

От  другого  артиста  я  узнал  следующее.   «Он  руководил  групповым  номером  эквилибристов  на  вольно-  стоящей  лестнице.  Какая  у  них  была  работа!  а  как  был  подобран  состав  исполнителей!  Единая  команда,  одно  целое  и  в  тоже  время  все  разные.  Такого  группового  ансамбля  я  ни  в одном  номере  не  видел».

Так  что  же  тогда  толкнуло  его  на  этот  последний  ничем  неоправданный  отчаянный   прыжок,  который  так  трагически  закончился.  Должна   быть  серьёзная  причина,  или  совокупность  мелких  причин,  неудач,  конфликтов.  Скажи  мне,  если  всё  внешне  выглядело  так  благополучно,  то,  что  же  могло  произойти  такого  экстра  неординарного  чтобы  покончить  жизнь  самоубийством?.  Здесь  явно  что-то  не  стыкуется,  в  случайность  я  не  хочу  верить.  Ты  сам  говоришь,  что  он  был  умным  человеком,  с  кем  я  только  не  разговаривал , все  как  один  они  отмечали  именно  это  качество  из  всех  черт  его  характера. А  здесь  загадка,  здесь  тайна.  Может  всё  гораздо  проще,  может  причина  на  поверхности,  а  мы  её  не  видим?

«Я  тоже  над  этим  много  думал,  да  он  был  открытым  человеком,  но  всё  равно  не  настолько,  чтобы  говорить  о  своих  мелких  каждодневных  неудачах,  которые  постепенно  накапливаются,  и,  в  конце   концов,  становятся  непосильным  грузом.  Он  был  действительно  сильным  человеком,  сколько  мог   держался,  но  что  его  толкнуло  на  этот  трагический  поступок,  что  явилось  последней  каплей  в  череде  мелких  неудач  и  конфликтов  я  не  знаю.

Ещё  от  одного  артиста  я  узнал, когда  они  вместе  учились  в  цирковом  училище,  свою  личную   жизнь,  насколько  ему  хватало  сил , он  скрывал, она  не  приносила  ему  радости,  причина  была  в  неуравновешенном  характере  его  жены,  она  была  психически  неуравновешенной  женщиной.

 А  вот  это  уже  серьёзная  информация,  это  очень  весомая  причина  чтобы  свести  счёты  с  жизнью,  я  не  говорю  что  главная.   Главная  причина  в  чём-то  другом,  но  непременно  связана  с  семейными  неурядицами.   «Раньше  он  был  в  (Полёте)  ловитором,  рассказывал  мне  ещё  один  артист, тогда  он  работал  в  жанре «гимнастики»,  там  у  него  не  было  особых  проблем,  а  может  мне  только  так  казалось.  Но  и  в  (Полёте)  он  выделялся  среди  всех,  чтобы  он  ни  делал,  он  это  делал  не  так  как  все.  Делал  это  лучше,  выразительнее.  Он  даже  висел  в  ловиторке  по – своему   казалось  бы,  находясь  в  положении  (вниз  головой),  он  находил,  свойственные  только  ему  эстетические   критерии. Он мог  из  ничего  создать  нечто  художественное.  Необычным  был  его  сход  с  ловиторки:  он  делал  сальто  прогнувшись,  вытягивался,  в  струнку   летел  как  птица,  и  только  в  последнее  мгновение,  резко  разворачивался  и  падал  в  сетку  на  спину.

Итак,  со  временем  у  меня  сложилась  довольно  ясная  и  точная  картина  последних  дней  его  жизни.  Основная  причина  заключалась  в  том;  что  он  не  выдержал  равнодушия  со  стороны  чиновников,  всячески  препятствующих  его  признанию  и  творческому  росту.

Неприятности  по  работе,  неурядицы  в  семье,  склоки  с  партнёрами,  травля  зарубежными  гастролями  ,  с  которых  его  снимали  без  объяснения  причин,  зависть  влиятельного  артиста  работающего  в  этом  жанре.  Это  у  нас  называется,  устранить  конкурента,  довели  его  до  самоубийства.

Мне  рассказывали  артисты,  видевшие  этот  его  последний  отчаянный  прыжок.  Перебивая  друг – друга,  они  восстанавливали  в  деталях  картину  тех  трагических  мгновений:   Он  разбежался  по  коридору  четвёртого  этажа  цирковой  гостиницы  и  выпрыгнул  из  окна  с  такой  силой,  будто  хотел  улететь  куда-то,  в  придуманный  им  более  совершенный и  справедливый  мир.  В  этом  жестоком  он  уже  не  хотел  жить.  Я  уверен,  он  не  испытывал  страха,  хотя  прекрасно  знал, что  там  внизу  нет  страховочной  сетки.  Летел  красиво,  прогнувшись  в  спине  с  распростёртыми  руками.  Это  были  последние  мгновения  его  жизни.  Послушное  тело  сделало  то,  что    делало  всегда  в  течении  многих  лет.  Угольная  пыльная  куча,  на  которую  он  упал,  смягчила  удар  о  землю,  но  не  на  столько  чтобы  подарить  жизнь,  а  лишь  продлить  её  на  несколько  минут.  Успевшие   подбежать  артисты,  уже  ничем  не  могли   помочь,  лишь  только  спросили,  зачем  ты  это  сделал?

- Простите  меня  ребята,  я  виноват, -  и  попросил  закурить,  сделав  затяжку  из  рук  партнёра,  он  едва  шевельнув  бледными  губами,  хотел  ещё  что-то  сказать,  но  на  это  смерть  уже  не  отпустила  ему  времени.  Он  глубоко  вздохнул, и  красивая  извиняющая  улыбка  застыла  на  его  красивом  печальном  лице.

Ивот  я  в  Харькове,  возле  той  самой  гостиницы,  из  окна  которой  выпрыгнул  молодой  артист.  Стояла  тёплая  сухая  осень,  такая  же  осень  стояла  и  тогда,  когда  всё  это  произошло.  Редкая  пожухлая  трава  хранила  тайну.  Вот  и  та  куча  угля,  на  которую  он  упал .  Странно,  прошло  несколько  лет,  а  её  так  и  не  убрали.  Я  посмотрел  наверх,  окно  четвёртого  этажа  было  открыто,  значит, и  тогда  оно  было  открыто.  Это  обстоятельство   странным образом  меня   заинтересовало,  и  я  решил  подняться  на  четвёртый  этаж.

Я  медленно  стал  подниматься  по  ступеням  лестницы,  по  которой  он  шел  в  тот  последний  день  своей  трагической  жизни.  Что  он  думал,  ступая  по  этой  лестнице,  поднимаясь  на  свою  голгофу. А  может  он  не  шел,  может  он  жил  на  четвёртом  этаже,  вдруг  осенило  меня.  Нет,   этого  не  может  быть,  со  своего  этажа  он  не  стал  бы  прыгать,  по  самой  простой  причине,  а  вдруг  отворится  дверь  собственного  жилища,  тогда  задуманное  могло  бы  не  осуществиться.  С  каждым  шагом  с  каждой  ступенью  я  приближался  к  роковой  черте.  Четвёртый  этаж  был   наполовину  не  заселён,  его  сдавали  внаём  посторонним  жильцам.  Значит  он   жил  не  на  четвёртом  этаже,  он  сюда  всё-таки  поднимался,  сердце  моё  усиленно  билось не  от  усталости,  от  сопричастности  к  тому,  что  здесь  произошло.  В  коридорах  второго  и  третьего  этажей  было  безлюдно,  на  лестничной  клетке  тоже  никого.  

Гостиница  словно  вымерла,  мне  никто  не  попался  на  встречу.  Лишь  с  нижнего  этажа  доносились  голоса  женщин, о чём-то  споривших.  Вот  и четвёртый  этаж ,  широкий  коридор,  старый  тёмный  паркетный  пол,  открытое  окно,  низкий   подоконник   удобный  для   посиделок.  Здесь  пили  кофе,  курили,  рядом  стояла    жестяная  банка  с  окурками.  Я  подошел  к  раскрытому  окну,  посмотрел  вниз,  там  было  пусто,  только  куча  угля,  покрытая  серой  пылью,   свидетельница  тех  событий,   и  зачем  она  здесь,  непонятно.  Если  разбежаться  по  коридору  то  она точно  в  пределах  досягаемости  моего  прыжка,  а  он  был  выше  ростом.  Я  уверен  перед  прыжком  он  подходил  к  окну, также  как  и  я  чтобы  убедиться,  что  там  внизу  никого  нет.   Прилюдно  такие  поступки  не  совершаются.  Странно, но  куча  угля  давала  надежду  на  благоприятный  исход,  она  искажала  расстояние  по  высоте. Никакого  страха  у  меня  не  было. 

Я  уверен  он  его  тоже  не  испытывал, . Значит  мы  установили:  поднявшись  на  четвёртый  этаж  он  как  и  я  подошел  к  окну,  чтобы  посмотреть  вниз,  убедившись  что  там  никого,  отошел   на  расстояние  удобное  для  разбега,  то  же  самое  делаю  и  я. Потом  быстро  разбегаюсь  по  коридору  в  направлении  открытого  окна,  низкий  подоконник  не  является  препятствием  даже  для  моего  роста.  Возле  окна  я  резко  останавливаюсь,  у  меня    нет  мотивации  к  прыжку.  У  него  эта  мотивация  была,  вот  и  вся  разница,  между  моим  несостоявшимся  прыжком  и  его  трагическим  полётом.   Полёт  и  всё  остальное  также  было  привычно  для  него,  он  и  тут   не  испытывал  страха .Страх  пришёл  мгновением  позже,  когда   не  в  его  силах  было  что- то  изменить  Удар  был  коротким,  сильным,   тупым,  но  боли  он  не  чувствовал,  чем  сильнее  удар  тем  меньше  ощущаешь  боль.

 Когда  к  нему  подбежали , он  уже  сожалел  о  содеянном,  взгляд  его был  устремлён  в  вечность , и  не  совсем  понимал,  что  с  ним  произошло,  но  эти  последние  мгновения  жизни  были  для  него  особенно  прекрасны.

 Из книги Паяцы Владимира Фалина

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100