В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Право на цирковой номер

Вечер. К ярко освещенному подъезду цирка подходят первые зрители. В это время через служебные двери торопливо и озабоченно собираются артисты.

Их ждет напряженная работа. Они выйдут но манеж, чтобы своим искусством восхищать, поражать зрителей, продемонстрировать им свои достижения. Но не все артисты готовятся принять участие в представлении. Хотя днем они долго тренировались на манеже, хотя, как и другие, они регулярно получают зарплату. Это те, кто готовит новый номер или кардинально улучшают имеющийся, те, кто находится, как говорится, «на репетиционном периоде». Они освобождены от выступлений, им обеспечены все условия для плодотворного творчества. Им помогают режиссер, художник, балетмейстер, им изготавливают реквизит, аппарат, костюмы. Только ищите, создавайте новое, яркое, оригинальное.

Но всегда ли в результате затраченных усилий и немалых средств цирковое искусство обогащается новыми произведениями? Конечно, выпускают немало номеров, интересных по форме, по подаче трюков и по самим трюкам, номеров, в основе которых лежат пусть небольшие, но открытия. Но бывает, что появляется номер подражательный, скучный, а то и вовсе не наступает дня премьеры — нечего показывать. Почему так получается?

Дело в том, что, видно, репетиции были начаты без достаточного основания. Не чисто творческими, а иными соображениями руководствовались те, кто просил предоставить им «репетиционный период». Л. и О. Воронцовы выступали в групповых акробатических номерах, пользующихся успехом. Вдруг они заявили о своем желании вдвоем готовить свой номер. Опытные мастера манежа, по праву старших товарищей, стали отговаривать их, убеждать, что затея пустая, из нее ничего не получится. Воронцовы проявили завидную настойчивость. Они были выведены из групповых номеров, им предоставили «репетиционный период». Два раза срок его продлевался. Прошел год. Специальная комиссия познакомилась с тем, что уже сделано молодыми исполнителями, и стало ясно — время потрачено впустую. Репетиции были прекращены, и Воронцовых снова включили в групповые номера.

Это далеко не единственный случай, когда возникает вопрос, были ли основания освобождать исполнителей от выступлений, предоставлять им «репетиционный период»? Участница номера «Эквилибр на проволоке» 3. Чернышова пожелала подготовить сольный номер «Акробатический этюд». Ей пошли навстречу, предоставили возможности для репетиций. С ней занималась опытный специалист заслуженная артистка РСФСР К. Кох. Тренировки продолжались около года. Номер был выпущен, признан удачным. Казалось бы, теперь, когда желаемое осуществилось, Чернышова начнет с увлечением демонстрировать свои достижения. Однако она по-прежнему числилась на «репетиционном периоде». На этот раз осваивала еще один жанр — готовила с В. Черновым иллюзионный номер. Прошло несколько месяцев, и Чернышову вывели из номера иллюзии. После чего вновь начались тренировки — теперь, чтобы восстановить «Акробатический этюд». Разве из интересов дела исходили те, кто предоставлял исполнительнице все новые и новые «репетиционные периоды»?!

Кстати, свой номер иллюзии В. Чернов готовит непомерно долго — с декабря 1969 года. Предполагалось, что номер его включат в одну из программ коллектива «Цирк на сцене», но после четырех лет репетиций было признано, что номер на сцене демонстрировать нельзя, и тогда было принято решение включить его в состав первого коллектива «Цирк на льду». Однако при переходе со сцены на лед потребовалось перестроить номер—и снова репетиции, изготовление реквизита и т. д.

Больше двух лет готовил номер В. Блайвас, был сделай реквизит. Репетиционный период неоднократно продлевался. Наконец, в ноябре 1972 года специальная комиссия признала, что исполнителю недостает артистизма, трюки он исполняет слабо, не имеет нужных данных для сольного выступления — продолжать работу бессмысленно. Впустую оказались затрачены время и средства — и средства немалые.

Недавно Центральная группа народного контроля Союзгосцирка создала комиссию по проверке использования репетиционных периодов. Возглавила ее режиссер коммунист М. Сидорова, вошли в комиссию члены группы П. Щукин, Е. Козырина и другие. Комиссия установила, что репетиционные периоды порой предоставляются без достаточного основания, выявила другие недостатки в этом деле и подсчитала, какие суммы денег тратятся, по существу, напрасно. Например, попытка Блайваса подготовить номер обошлась Союзгосцирку более чем в шесть тысяч рублей. Воронцовых — более четырех с половиной тысяч.

Понятно, что создание новых произведений в цирке требует немалых затрат. Но в том случае, когда артисты осуществляют интересные творческие замыслы, все затраты окупаются с лихвой. Уверен, никому не придет в голову упрекать Касеева в том, что на подготовку номера с дрессированными медведями им израсходовано такая-то сумма, затрачено столько-то времени. Ведь в результате всего появился оригинальный номер, в котором привлекают артистизм Р. и Н. Касеевых, их своеобразная манера демонстрации дрессуры животных. Никто, конечно, не посетует и на то, что Касеев оставил акробатику, расстался с партнером.

В свое время и акробат Вальтер Запашный взялся осваивать дрессуру хищников. Номер он готовил долго. Но в конце концов появилось своеобразное, яркое произведение, в котором демонстрируются трюки, ранее никогда не исполняемые.

Или разве не оправдано было решение поставить на репетицию «Воздушный полет с лопингом» под руководством О. Лозовика, подготовленный в ГУЦЭИ заслуженным артистом РСФСР Ю. Мандычем? Режиссер К. Бобок помог ввести в номер новых исполнителей, придать иной характер трюкам, предложил эффектное оформление, и выступление гимнастов стало убедительно раскрывать тему покорения космоса. Номер, который до того потерял нескольких участников и, казалось, того гляди, распадется, вновь приобрел силу, и в прошлом сезоне с успехом был показан в столице. Конечно же, не напрасно были потрачены месяцы на репетицию.

Можно привести примеры и того, как артисты готовят новый номер, не прекращая выступления. Такое не всегда возможно. Закономерно, кто артисты, отдавая все силы, энергию репетициям, не участвуют в программах, что им предоставляются необходимые условия для подготовки нового.

Конечно, и у талантливого человека может быть неудача, особенно в смелом эксперименте. Но это не беда — он всегда найдет силы и возможности преодолеть трудности, идти дальше в своих поисках и открытиях. Беда в другом — если вовсе отсутствуют поиски, открытия. Тогда в результате появляется произведение подражательное, ремесленное, которое снижает праздничность, красочность любой программы. Нередко тот, кто разрешает подготовку номера, оплату репетиционного периода его исполнителям, с самого начала сознает, что после всех усилий и затрат получится нечто «среднее», во многом подражательное. Именно так обстояло с номерами дрессуры голубей В. Тереховой, «Акробаты с батудом» под руководством И. Шифмана и некоторыми другими.

Такое положение можно объяснить тем, что в подготовке номеров присутствовал до последнего времени элемент случайности. Комиссия Центральной группы народного контроля установила, что деятельность художественных отделов Главка в этом вопросе сводилась в основном к утверждению заявок артистов на подготовку номеров, нередко без достаточного на то основания, без серьезного изучения, какие номера нужны, какие исполнители должны в них войти. А ведь если в одних случаях просьба артиста предоставить ему «репетиционный период» диктовалась творческими устремлениями, то в других — совсем иными соображениями (ссора с партнером или партнерами, желание выступать с женой, стремлением непременно возглавить номер и т. д.). В результате— напрасная трата средств и времени.

Сейчас, как известно, Министерством культуры СССР утвержден перспективный план создания новых произведений циркового искусства и художественного совершенствования действующих номеров и аттракционов на 1973—1975 годы. План определяет основные направления в творческой работе. В нем сказано, какие цирковые жанры требуют особо интенсивного развития, каких номеров сейчас недостает. Это должно помочь ликвидировать элемент случайности в предоставлении «репетиционных периодов», положить конец появлению номеров, которые становятся своеобразным балластом в развитии циркового искусства.

В перспективном плане названы наиболее значительные произведения, которые решено выпустить: программы коллективов, крупные аттракционы, сюжетные представления. Одновременно с этим, конечно, намечено выпускать номера и групповые и сольные. Кстати (и это весьма важно), план предусматривает, что многие работы смогут вестись без отрыва исполнителей от выступлений. А если «репетиционные периоды» и будут даваться, то тем, кто имеет право на создание номера. Это артисты, обладающие достаточным мастерством и талантом, предлагающие оригинальный сценарий, замысел. Наличие всего этого должно обеспечить успех.

В каждом случае, решая вопрос о предоставлении репетиционного периода, потребуется вдумчиво разобраться, достаточно ли у артиста данных для подготовки нового, сможет ли он чем-то обогатить цирковое искусство. Если сможет, пусть ищет, творит, упорно тренируется. В этом случае пройдет время и наступит вечер, когда он выйдет на манеж, чтобы показать зрителям яркое, своеобразное произведение.

К. ГАНЕШИН

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100