В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Пражское варьете «Варьете Прага»

Пражское варьете, именуемое «Варьете Прага»  — небольшой круглый ресторан со столикам», полукруглым балконом и ложами, в которых также стоят столики. Здесь не шумно и нет пьяных. Зрители — скромны: бутылочка легкого вина, или бутылка доброго пльзенского пива, или даже бутылочка лимонада или кока-колы, а то и просто чашечка кофе на весь вечер.

Представление называется «Красота без вуали», и основным аттракционом является стриптиз, не представляющий никакого художественного интереса. Эти «номера: исполняют не актрисы, не танцовщицы, а некие смелые девицы, желающие подработать и укрывающиеся под псевдонимами Джоржетта, Сильвия и т. д.

Сюжет представления весьма примитивный: идет киносъемка и режиссер вызывает на пробу исполнителей различных номеров. Ему помогает сверх меры раздетая ассистентка. Вот и все.

Среди номеров— гимнасты на трапеции, «каучук», артист с марионетками и даже знаменитый художник Тулуз Лотрек во фраке и цилиндре, почему-то исполняющий неаполитанские песни и в это же время рисующий на холсте портреты. Его окружают обнаженные танцовщицы и отплясывают канкан. Выступают жонглер, партерные акробаты и трио певиц. И не стоило бы писатъ об этой программе, если бы в ней не было трех отличных номеров.

Первый из них — имитаторы-пародисты. Саша и Вильда имитируют радиопередачи из Нью-Йорка. Парижа. Лондона. Рима, Берлина, имитируют все на свете. Делают это они смешно, всегда узнаваемо и по-настоящему талантливо. Они имитируют различных животных, поезда, самолеты. Второй номер — отличные музыкальные клоуны «2 Валотто». И третий номер — выступление артиста Адамец с попугаями.

Мы уже видели бойко разговаривающего попугая Петрушу, выступавшего в Москве на недавнем конкурсе эстрады, и поражались его таланту. Но попугай Адамеца почти невероятен: на вопросы дрессировщика он отвечает по-чешски, по-английски, по-французски, по-немецки, по-итальянски. Он неподражаемо свистит мелодии под аккомпанемент концертино. Но финальный его номер поражает окончательно: под оркестр он «исполняет» арию из оперы «Паяцы». Это невероятно, но это факт. Если бы мне об этом рассказали. я бы сказал, что это анекдот или в крайнем случае — технический радиотрюк. Но я это видел, слышал, убедился в удивительных способностях попугая и до сих пор не верю в то, что я был тому свидетелем. И тем не менее, это было.

Гораздо интереснее, чем в "Варьете Прага",  в будапештском «Камора варьете» ("Камерное варьете"). Здесь нет столиков — это маленький уютный театрик. Идет представление «Макси-шоу». На сцене проходит забавная дискуссия о моде — макси, мини и миди. Эта дискуссия отражена в костюмах танцовщиц, в конферансе и в сценках.

Огромной популярностью в венгерских театрах миниатюр издавна пользуются образы рассуждающих на все темы обывателей, смешных Хочеха и Шойю. Артистки Жужа Палош и Ежа Хочер изображают дочерей этих персонажей. Одна из них в ультра мини-юбке, другая — в ультра макси. Очень смешные, яркокомедийные актрисы ведут двадцатиминутный спор-диалог о мини и макси, все зрекя соскальзывая на темы дня. Делают они это остроумно, и зрители весело смеются.

Хорошим вкусом и музыкальностью отличается номер молодой балетной пары — Джуди и Виктора, исполняющих ритмическо-акробатические танцы на большом ксилофоне. Тепло принимает зал песенки Жужа Матре и и Джорджи Корда.

Но лучшими номерами программы являются выступления трех артистов. Это пародистка и танцовщица Гоби Феньзеши, пародист Янош Анджел и знаменитый комик Ласло Козаль.

Гоби Феньвеши и Янош Анджел не имеют театрального образования. Их открыли в телевизионной передаче "Кто знает что", напоминающей наши передачи «Алло, мы ищем таланты». От? пришли из самодеятельности и быстро завоевали венгерскую эстраду.

Гоби Феньвеши отлично пародирует знаменитую примадонну венгерской оперетты Ханну Хонти, прелестно исполняет песенки и куплеты, владеет искусством пантомимы, зажигательно танцует. Красивая, обаятельная актриса стала любимицей венгерских зрителей.

Янош Анджел пародирует всех известных артистов Венгрии. Делает он это с добрым, мягким юмором. Он превосходный рассказчик и с первой минуты появления на сцене добивается контакта со зрительным залом.

Ласло Козаль — очень популярный артист. Он всегда выходит на сцену в образе старого венгерского цыгана — скрипача со скрипкой, в национальной шапочке с пером и рассказывает смешные истории из своей жизни. Эти истории наполнены злободневным содержанием и перемежаются шуточными песенками и куплетами. Удивительно мягкий, добрый и бесконечно смешной артист...

Был и еще один интересный номер в программе. Выступал мим, веселый парень по имени Серж. Его пантомимы имели большой успех. В антракте директор варьете Иштван Варлинги спросил у меня:

— А вы узнали своего москвича?
— Какого москвича?
— Мима Сержа. Это Курепов. Он женился на нашей студентке, которая училась в Москве, и теперь живет в Будапеште. Он скоро будет работать клоуном в нашем цирке...

Венгрия всегда славилась своими театрами миниатюр, в них работали замечательные венгерские писатели и поэты — Шандор Петефи, Фридьеш Коринти, Ференц Мольнар, Надь Эндрю и многие другие. В Будапеште играет отличный театр миниатюр "Видам синпад" («Веселая сцена») с его корифеями — знаменитыми Деже, Келлером, Альфонсо, Ласло, Кабошем, Вильмой Модраш, Ленке Лоран. Я часто был зрителем, а подчас и автором этого театра, много писал о нем. Но никогда раньше не был я в новом будапештском театре-кабаре "Микроскоп", руководимом сто директором и конферансье — журналистом Яношем Комлошем.

Это совсем небольшой театрик, примкнувший вплотную к знаменитому будапештскому театру оперетта. Крохотная сцена открыта в глубине - маленький более чем скромный занавес, слева и справа — экраны подвешенных телевизоров. Стоит нечто вроде стремянки, на которой укреплен турецкий барабан с примкнутой к нему палочкой.

Зрители не спеша занимают .места в крохотном зале. И вдруг палочка отделившись от барабана, начинает бить по нему. Под эти удары на сцену выходит Янош Комлош.

Программа называется «На крыше работают». Эту предупреждающую надпись ставят обычно на улицах, когда с крыш сбрасывают снег или ведут на них какие-либо другие работы, чтобы прохожие были осторожны.

Программа состоит из маленьких сценок, диалогов и клоунад на международные темы, на темы о бюрократизме, о женщине-секретарше, которой надо иметь пять рук, чтобы управиться со своей работой и домашними делами, и т. д.

Актеры в театре, на мой взгляд, мало интересные. Исключение составляют замечательный рассказчик Геза Хофи, напоминающий Владимира Хенкина своим темпераментом, умением общаться с зрительным залом. вступать с ним в разговоры, и Янош Комлош — находчивый и почти всегда остроумный конферансье.

Но самое примечательное в этом театре — зрители. Они сами играют добрую половину спектакля, вступая в беседу с конферансье и с артистами. В фойе выставлен большой ящик, и постоянные зрители (а их много в театре) уже знают, что можно писать письма и задавать любые вопросы. И они щедро пишут их и опускают я ящик.

Второе отделение начинается с того, что работники театра выносят этот ящик на сцену. Кто-то из зрителей поднимается на подмостки и, просматривая письма, передает их Комлошу. Тот отвечает на все вопросы, на все записки. Это — чистая импровизация. Вопросы — чаще всего бытового характера, а иногда и просто такие, чтобы поставить Комлоша в тупик. Но он обычно выходит из положения, отвечает молниеносно и чаще всего остроумно. А если отвечает неостроумно, зрители весело подтрунивают над ним. Этот номер продолжается около получаса, и многие зрители именно ради него ходят в «Микроскоп», заранее готовя «каверзные» вопросы.

И еще есть интересный и постоянный номер в этом кабаре, отмеченный тремя вопросительным и знаками в программках. Это — гость театра. Увидев в зале кого-либо из интересных людей, Комлош вызывает их ка сцену к предлагает выступить. Так выступал здесь однажды наш Аркадий Райкин.

Я забыл рассказать о телевизорах, висящих над сценой. Камлош вел беседу с известным будапештским комментатором-международником, который, возникнув сразу на двух телевизионных экранах, отвечал Комлошу и спорил с ним по международным вопросам, а потом даже пел популярные песенки, являющиеся как бы ответом на международные вопросы.

Очень интересный театр. Жаль только, что в нем мало хороших артистов и чрезмерно много разговорных номеров. Хочется услышать хорошую песенку, посмотреть веселый танец, поглядеть маленькую пьесу. Но Комлош явно против драматургии, против музыки. Он стремится превратить свое кабаре в живую газету, построенную только на слове.

ВЛАДИМИР ПОЛЯКОВ. Прага — Будапешт

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100