Продолжаем поиск
К 50-летию Великого Октября наш коллектив готовит новую программу. В нее войдет ряд постановок, представляющих собой как бы мозаику единого хореографического спектакля.
Это будут рассказы о борьбе украинского народа и народов нашей страны за установление Советской власти, об истории жизни трудящихся в прошлом и настоящем. Несколько танцевальных картин посвящается теме интернационализма. Зритель увидит также композиции морально-этического характера, юмористические картинки из украинского быта. Главное внимание мы уделим образу нашего современника. Особое место в новой программе займет шевченковская тема, в рамках которой мы надеемся показать нечто такое, чего раньше на сцене никогда не было.
Я понимаю, что последняя фраза звучит несколько интригующе, и был бы рад подробнее рассказать о содержании и форме каждого из разделов будущего спектакля. Но это, увы, невозможно. И прежде всего потому, что сегодня еще трудно сказать, как будет выглядеть окончательный вариант. Более того, когда меня спрашивают даже о названии готовящихся номеров, я беспомощно развожу руками. Казалось бы, чего проще, а на деле — очень и очень трудно.
Впрочем, в моем рассказе не хватает ответа на один непременный в таком случае вопрос — вопрос о трудностях, встречающихся на нашем пути. И хотя, — справедливости ради замечу, что до сих пор нам ничто легко не давалось, — существует трудность, которая и сегодня представляется почти непреодолимой. Это — костюм современника.
Создавая поэтический образ героя, одетого в национальные одежды, мы обходим все подводные камни, так как вольны, по существу, делать все, что подскажет творческая фантазия. Но едва на сцену выходит человек, одетый в
совершенно конкретный и во всех подробностях известный нам современный костюм — пиджак, галстук, брюки, туфли — как весь арсенал танцевальной лексики оказывается исчерпанным. Хореография с ее наглядностью, зрительностью обретает в современном костюме такую неожиданную конкретность, которую попросту невозможно соединить с танцем — условнейшим средством выразительности. Приведу пример. Читатели, которым довелось видеть нашу хореографическую картину «Помни, товарищ!», наверное, запомнили образ матери: одетая в строгий современный костюм, она в конце танца скорбно склоняется у памятника погибшим солдатам, матросам и партизанам. По существу — это единственный персонаж, сохраняющий во время очень драматичного и темпераментного танца полную неподвижность. Можно, конечно, предположить, что именно так все и было задумано. Но ведь мы-то лучше знаем, как было дело. Мы попросту не нашли нужного хореографического рисунка для- пожилой женщины, одетой в строгий современный костюм.
Многие хореографы в своих постановках на современные темы одевают танцоров в трико. На мой взгляд, это не выход из положения, а скорее паллиатив, к которому прибегают, не найдя ничего лучшего. Очевидно, нужно искать, экспериментировать, расширять арсенал хореографических, средств. Многое из новой программы мы покажем за рубежом — в США и Канаде. Целиком программа, посвященная Великому Октябрю, будет закончена в начале юбилейного, 1967 года.
ПАВЕЛ ВИРСКИЙ, директор и художественный руководитель Государственного заслуженного ансамбля танца УССР
Журнал Советский цирк. Июль 1966 г.
оставить комментарий