В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Рабочая программа по дисциплине мастерство актера "Искусство эстрады"

Для училища циркового и эстрадного искусства по специальности 0511 «Искусство эстрады» 

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Научно-методический центр по художественному образованию. МОСКВА, 2014

Утверждено заседанием Совета ГУЦЭИ 2014 год.

Составители: кандидат искусствоведения, педагог по истории цирка эстрады, старший методист Е. П. Чернов; председатель цикловой комиссии по эстраде Ю. И. Ярвелов, педагог по мастерству актера Т. В. Крымко.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Вначале, мы хотим выразить глубочайшую признательность гениальному педагогу и режиссеру эстрадного и циркового искусства Каштеляну С. А., педагогу-режиссеру по мастерству актера и специализации эстрадного отделения Гавриловой Т. Т. Именно они, по единодушному мнению разработчиков данной программы, могли быть ее авторами.

В архиве методического кабинета ГУЦЭИ сохранилась рукопись плана-проспекта для написания книги «Воспитание артиста эстрады». Ее авторы, С. А. Каштелян и Т. Т. Гаврилова, опираясь на богатый  педагогический опыт и материал лучших театральных школ, предполагали «обобщить и систематизировать творческий опыт коллектива Государственного Ордена Красного знамени училища циркового и эстрадного искусства по воспитанию творческой смены артистов эстрады».

Несомненно, что подобное учебное пособие, как считали ее авторы, «может стать активным помощником в работе многочисленных эстрадных коллективов и мастерских, как профессиональных, так и самодеятельных, где готовятся к выпуску эстрадные номера различных жанров».

В своей работе авторы хотели определить «четкое выражение единства системы воспитания актерского мастерства артиста эстрады с ведущими в нашей стране школами театрального искусства - школой МХАТ им А. М. Горького и опытом Театра им. Евг. Вахтангова и существующей при нем театральной школы. Однако, принимая во внимание конечную цель обучения студента эстрадного отделения - СОЗДАНИЕ НОМЕРА (как правило, индивидуального, пары или трио исполнителей), данная работа предложит специфические, отличные от театральных, методы преподавания мастерства актера в условиях создания эстрадного образа, характера, маски. В книге рассмотрится единообразие на первоначальных этапах обучения и индивидуализация на последующих целей и задач элементов актерского мастерства в подготовке артистов основных жанров эстрады - разговорного, вокального и оригинального».

К сожалению, книга не написана. Всего пять рукописных страниц «плана-проспекта». Но именно они стали фундаментальной основой для написания данной программы. Вот несколько фрагментов, где с предельным лаконизмом, присущим цирковому и эстрадному искусству, определены основные цели и задачи обучения мастерству актера оригинального жанра.   

Фрагменты даны в той же последовательности, что и в материалах плана-проспекта, содержащего пять глав, под следующими названиями:

I     –  «Вступление»
II    –  «Мастерство актера первого года обучения»
III   –  «Предварительная специализация»
IV  –  «Материал к номеру»
V   –  «Выпускной эстрадный номер»

(из «ВСТУПЛЕНИЯ»)

 «…первопричинное отличие воспитания артиста драматического искусства от эстрадного: природа театрального искусства в своей основе - коллективная, природа эстрадного - сугубо индивидуальная. Педагогическим проблемам выявления и формирования неповторимой творческой индивидуальности в нашей книге будет отведено значительное место.

Из огромного числа проблем, стоящих на пороге вступающего в свою профессию артиста эстрады - работает ли он в разговорном, или оригинальном жанрах, - проблема репертуара занимает такое же примерно место, какое она имеет в жизни целого театрального коллектива. «Характер», «маска», «образ» и отвечающие им текстовой материал, трюковые комбинации в определенном стиле и манере - в идеале у каждого эстрадного исполнителя должны быть своими собственными, рассчитанными только на особенности его творческой индивидуальности»

(Из материалов раздела «МАСТЕРСТВО АКТЕРА ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ»)

«Несмотря на большое количество жанров и жанровых разновидностей эстрадного искусства нами будет предложена сравнительно унифицированная система преподавания мастерства актера для представителей каждого из них в программе первого года обучения. Однако, в системе упражнений, способствующих овладению такими элементами актерского мастерства, как сценическое внимание, воображение, фантазия, эмоциональная память, сценическое отношение и оценка факта и т.д. в отличие от театральных школ большой упор мы делаем на воспитание органики поведения в экстремальных условиях, подводящих к вере  и правде органического поведения в состоянии трюковой нагрузки. В её роли в данном случае могут выступать - выполнение акробатического, пантомимического, жонглерского элемента, вокал, пародийное голосоведение, игра на музыкальных инструментах и т.д.

В теоретическом плане первый год обучения предполагает введение студентов в курс понятия «эксцентрика» - основного художественного приема, способствующего выявлению юмористического и сатирического начала во многих эстрадных жанрах. Уже на первых порах обучения в этюдном плане мы предлагаем студентам элементы таких художественных приемов категории комического искусства как гротеск и буффонада. В разделах «воображение и фантазия» мы развиваем у наших студентов «алогичное» мышление для создания несоответствий, рождающих комические ситуации»

(Из материалов  раздела «ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ»)

«В третьей части книги будут рассмотрены проблемы предварительной специализации как предмета, продолжающего курс овладения мастерством актера в прицеле на будущий эстрадный жанр. В этом разделе мы выделяем главными следующие педагогические задачи: определение детерминанты актерского дарования каждого студента, прицел на жанр, развитие выразительных качеств на материале этюдов, построенных с учетом жанровой специфики, определение всей палитры выразительных средств для групп, объединенных одним видом предварительной специализации.

Практические задачи нашего курса на втором году обучения сводятся к подступам и поискам характерности, сначала на этюдном, а потом и на драматургическом материале. Теоретический курс включает ознакомление студентов с такими художественными приемами в литературе, как жаргоны, диалекты, иные словообразования, развитие острословия и остроумия, фразеологизмы - речевые жанры; определение законов современного пластического языка, драматизация цирковых жанров - оригинальные жанры»

(Из материалов раздела «МАТЕРИАЛ К НОМЕРУ»)

«Третий год обучения рассматривает проблемы индивидуальной специализации как этапа работы над выпускным номером. В этот период педагогическая работа органично переходит в режиссерско-постановочную. На этом этапе ставится проблема замысла номера, выбора драматургического материала, подчинения ему синтеза выразительных качеств.

Понятия  «характер», «маска», «образ», - находят свою реализацию путем ввода в канву номера по мере их необходимости определенного числа или набора умений, уровень техники которых должен быть очень высоким и одновременно подчиненным идее и сверхзадаче эстрадного номера. Со своей стороны выразительные средства применяются именно в том ключе, который определяет творческую индивидуальность через «характер», «образ», «маску».

(Из материалов раздела «ВЫПУСКНОЙ ЭСТРАДНЫЙ НОМЕР»)

«Пятая часть нашего учебника будет посвящена работе над выпускным номером. Это очень ответственный и трудоемкий этап, требующий от студентов огромной самоотдачи и большой самостоятельной работы. В учебнике мы коснемся разработки методики одного из главных принципов создания высокохудожественного эстрадного номера - подчинения трюковой техники образному решению. Доказательством этого положения послужит разбор номеров и репертуара самых талантливых выпускников эстрадной специализации ГУЦЭИ, завоевавших большую популярность и пользующихся успехом огромных зрительских масс»

А теперь, о самой программе.

Программа «Мастерство актера» предназначена для училищ циркового и эстрадного искусства по специальности № 0511 «Искусство эстрады».

Искусство артиста эстрады отличает публицистичность, оперативность в художественном отражении современной проблематики, в оценке явлений сегодняшнего дня. «Подлинный артист, - отмечал К. С. Станиславский, - горит тем, что происходит кругом, он увлекается жизнью, которая становится объектом его изучения и страсти, с жадностью захлебывается тем, что видит, старается запечатлеть получаемое из вне не как статистик, а как художник, не только в записной книжке, но и в сердце».

Система К. С. Станиславского является методологической основа воспитания актера любого жанра сценического творчества, в том числе и эстрадного. Как и любой учебный процесс, процесс обучения данному курсу  в эстрадно-цирковом училище строится на дидактических принципах, но имеет свои специфические особенности, свойственные эстрадному искусству.

Основные положения данной программы разработаны на основе системы К.С.Станиславского с учетом специфики оригинального жанра.

Основные задачи курса

- воспитание личности будущего артиста эстрады, поощрение стремления учащихся к свободе самовыражения и поиска своей индивидуальности;
- определение актерской индивидуальности учащегося как основы для создания  маски;
- овладение учащимися элементами внутреннего переживания и внешнего воплощения по системе К. С. Станиславского.
- развитие умения логично и целенаправленно пользоваться одним из главных выразительных средств циркового искусства - трюком, элементами танца, вокала, речи, доводя их до образного воплощения;
- познание специфики оригинального  жанра и использование этих знаний на практике при обработке материала, взятого из окружающей жизни, художественных произведений литературы, театра, кино, живописи, музыки.

В процессе обучения должна определиться жанровая принадлежность будущего артиста эстрады: речевая (фельетон, куплет, конферанс и др.), пантомима (меломима), песня, танец, цирк и др.

Маска артиста, его жанровая принадлежность и амплуа - основа в создании номера. Для работы над ним можно использовать этюды, придуманные учащимися в процессе практического изучения данного курса, а также произведения литературы, изобразительного искусства и др.

Проверка знаний учащихся осуществляется на зачетах и контрольных уроках.

Программа предусматривает две формы преподавания - аудиторную и практическую. Практические занятия занимают большую часть времени, отведенного на прохождение той или иной темы. Это обусловлено действенной направленностью курса по мастерству актера.

Предмет «Мастерство актера»  изучается в училище циркового и эстрадного искусства в течение двух лет на 2 и 3 курсах и преподается поэтапно – от  раздела к разделу с общим объемом – 144 часа. Помимо основных часов для обучения по плану, существуют и дополнительные с общим обьемом – 288 часов. Эти часы могут быть использованы по желанию педагога на 1, 2, 3 и 4 курсах с равномерным распределением по 72 часа на каждый год обучения.

Примерный план  дополнительного обучения может быть следующим:

1 курс  – подготовительный к основному и включает в себя первичные упражнения для освоения навыков из раздела системы К. С. Станиславского «Тренинг и муштра»: «работа с воображаемым предметом», «если-бы», «предлагаемые обстоятельства» и др.
2 курс – закрепление пройденного материала основного курса, индивидуальная работа, аудиторная и практическая: просмотры видео и фото материалов, посещение эстрадных, цирковых и театральных площадок.
3 курс – аналогично 2-му и   работа  в создании номера: маска; трюковое, вокальное, танцевальное, речевое действие.
4 курс - на первом семестре, аналогично  3-му. На втором семестре –  корректировка практической работы учащихся с номером  в период выпускного спектакля.
 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАЗДЕЛОВ И ТЕМ ДЛЯ  ПРАКТИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

1 раздел – «Я есмь»

Тема 1. Сценическое действие

Задача: закрепление на практике элементов актерского мастерства: «воображение и фантазия», «если бы», «предлагаемые обстоятельства», «вера», «сценическая свобода и внимание».

Органический переход от бездействия к действию - основа первичных упражнений и этюдов. Обоснованность, целесообразность, продуктивность действия. Взаимосвязь внутреннего переживания и его внешнего воплощения. Вера в подлинность воображения и фантазии - основа возникновения правдивости внешнего действия.

Упражнения как тренаж и подготовка к темам первого семестра.

1. «Гипноз»
2. «Растение», «Предмет»

Задача: пробуждение «ленивого воображения»
В перечисленных упражнениях бездействие оживляется в результате чужих «если бы».
Например: «телефон», «ветер», «пожар», «наводнение» и др.

Тема 2. В мире животных, растений и предметов

Практическая  работа над этюдами по следующим темам:

1. Сходство человека с животным, растением, предметом
2. Использование предмета не по назначению;

Задачи: развитие внимания,  веры и органичного существования в сценическом изображении растений, предметов и животных. Органическое проникновение в «характер» изображаемого (заяц - труслив, осел – упрям и др.). Недопустимость слепого копирования.
Развитие воображения фантазии в работе с предметами и их необычного применения.

1. Сходство человека с растением, предметом, животным

Начать можно с упражнения «Показать животное» /растение, предмет/.

Учащиеся делятся на две группы. Каждая из групп придумывает названия животных. Их должно быть ровно столько, сколько человек в другой группе. Затем один из учащихся подходит к своим «соперникам» и те шепотом называют какое-либо животное, которое он должен изобразить, чтобы члены его команды догадались. В том случае если показ остался непонятным, то может быть дана еще одна попытка, чтобы исполнитель нашел другой способ показа (Аналогично с предметами и растениями).

Для практического освоения «Сходства…»  есть и другие упражнения.

Начинать рекомендуется с наименее действенных, когда позыв к движению идет изнутри, продиктован необходимостью. Это «Пластилин», «Скульптуры», «Резиновые игрушки», «Манекены». В этих упражнениях заняты, как правило, все учащиеся.

«Резиновые игрушки» и «Пластилин»

Здесь одни из учащихся  становятся «материалом», из которого другие лепят или надувают всевозможные фигуры животных, растений, предметов. Например, один из учащихся «надувает» своего партнера, как резиновую куклу (мяч, кресло, животное и пр.). Предельная вера позволит учащемуся поступать соответственно логике поступков и действий изображаемых  предметов. Так, «мяч» может внезапно спуститься, покатиться кульбитами, перевернуться в воздухе (трюк-сальтомортале), ускакать и пр. Подобные упражнения служат хорошим внутренним и внешним (мышечным) тренингом и подготовкой к темам данного раздела.

2. Использование предмета не по назначению;

«С помощью фантазии можно внутренне перерождать для себя мир вещей" – К. С. Станиславский

Упражнение «В мире вещей» как подготовка к освоению темы.
«Можно и так...». Учащиеся садятся по кругу. В центре кладется какой-либо предмет, например, зонтик. В задачу входит придумать для предмета другое использование (юла, пропеллер, колесо, руль, лодка и другое). Учащиеся поочередно входят в круг и раскрывают свой замысел.

Роль событийного ряда в развитии верного психофизического действия: конфликт, оценка, задача, приспособление. Значение постановки сценической задачи как трех взаимосвязанных компонентов: цель, действие, приспособление. Важность продуктивного действия в процессе выполнения задачи.

Задание. Придумать и показать этюды по пройденным темам.

Тема 3. «Я есмь»

Понятие «Я есмь» и его значение для актера. Значение индивидуальности актера для нахождения будущей  маски.

«Я есмь» на нашем языке говорит о том, что я поставил себя в центр вымышленных условий, что я чувствую себя находящимся среди них, что я существую в самой гуще воображаемой жизни, в мире воображаемых вещей и начинаю действовать от собственного имени, за свой страх и совесть» (К. С. Станиславский).

Задачи: закрепление личностных качеств характера учащегося в мини-этюдах по темам  «Уршух или лимень», «Метаморфозы»

Спросите у учащихся: «Кто страшнее, уршух или лимень?» Несмотря на то, что в природе нет таких животных, почти все ответят, что уршух конечно страшнее. А лимень - эдакий мямля. Учащиеся делятся на две группы - уршухов и лименей. Уходят за ширму и начинают появляться. В показе предполагается индивидуальная интерпретация. Предполагаемые повадки неизвестных животных вынуждают учащихся идти от себя.

Можно придумать и другие названия несуществующих животных. Например, воркун или скрябчик. Важно, чтобы в этих названиях выявилась характерная черта того или иного ученика: боязлик, быструн, стесняй, вялик, горлан, мнитик, дурик, вяклик, смурик, воблик, толстик, задир, спун, грызлик, хряк, смеюн и др.

Задание:

1. Придумать и показать этюд с несуществующим животным.
2. Найти сходство между животным, предметом, растением и соединить в одном мини-этюде. Это сходство должно определяться какой-либо чертой характера в человеке.

Примеры этюдов «Метаморфозы»:

1. Перекати - поле, кувыркающееся от ветра по полю;
медуза, плывущая по воле волн; пресс-папье, послушно качающееся под рукой человека - человек, постоянно кланяющийся и перед всеми заискивающий.
2. Лист, трясущийся на ветру; заяц, дрожащий от страха; флюгер, содрогающийся от порывов ветра - человек, который всего боится и трясется от страха.
3. Крапива, готовая в любой момент ужалить; кобра, замершая перед нападением; оголенный провод, ожидающий прикосновения, чтобы ударить током - человек, готовый в любую секунду напасть.
4. Репейник, ожидающий в кого бы вцепиться; назойливый комар; ощерившаяся заноза - пристающий ко всем человек.
5. Подсолнух, радующийся появлению солнца и поворачивающий за ним голову; собака, виляющая хвостом и визжащая от радости при виде хозяина; лампочка, загоревшаяся улыбкой света - человек, сияющий от счастья.
6. Плакучая ива, склонившаяся от горя; лемур с большими грустными глазами; старая брошенная и забытая игрушка - грустный человек.
7. "Самовлюбленный" нарцисс, растущий в стороне от других цветов; павлин, распустивший хвост; свистящий на кухне чайник, весь переполненный "гордостью" от исполненного долга - самовлюбленный человек.

Тема 4. Трюк, элементы танца, вокала, речи

Трюк, элементы танца, вокала, речи – как основа действия в искусстве артиста оригинального жанра.
Логика и оправданность в использовании трюков и элементов (т-в-р) в упражнениях и этюдах. Освоение элементов первичного общения.
Задание: развитие многоплоскостного внимания в единстве внутреннего переживания и трюкового (элементов т-в-р) действия.

Упражнение «Тир».

В нем в пространстве между двумя ширмами двигаются «мишени». В момент выстрела «мишени» оживают. Желательно использование трюкового действия: жонглер начинает жонглировать  шариками или кольцами, акробат делать курбеты. Другие могут затанцевать, заговорить и даже запеть.

«Бунт предметов»

Здесь учащиеся вступают в игру с как бы «ожившим» предметом. Это может быть «ожившая» шляпа, «непослушный» пиджак, «строптивая» тросточка. Учащиеся должны дать оценку происходящему, а затем найти способ, чтобы усмирить эти взбунтовавшиеся предметы - шляпу можно приласкать, пиджаку сунуть в карман конфетку... (предметы здесь и дальше настоящие).

Задание: придумать и показать мини-этюд.

Примеры:

1. Общаться с «непослушным» шариком во время жонглирования.
2. Став «проигрывателем», крутить на пальце пластинку.
3. Успокаивая расшумевшихся внизу соседей, начать бить степ.
4. Став закипающим «чайником», урчать, бурчать, свистеть…

2 раздел –  «ВЕРЮ!!!»

Тема 1. Процесс оправдывания

Главная задача раздела - изучение элементов процесса оправдывания. Первостепенная роль таких элементов, как чувство правды и вера, логика и последовательность, эмоциональная память и память физических действий.
Законы процесса оправдывания логичных и алогичных ситуаций в актерской игре. Их всеобщий и обязательный характер.
Сходство между предметами по какому-либо признаку (форма, вес и т.д.) как основа для упражнений, построенных на взаимодействии сходства и контраста.
Примеры: упражнения на сходства предметов:

- по форме

Один из учащихся уходит за ширму. Другой придумывает для себя воображаемого партнера и начинает с ним действовать. Затем он по команде застывает, сохраняя форму предмета. Например, коробка. Теперь выходит учащийся из-за ширмы. В его задачу входит судя только по форме (размерам), догадаться, что это за предмет. Как правило он ошибается. В результате находится много предметов сходных по форме. И главное именно в этом, а не в разгадке. Потом следует предложить учащимся передавать этот «предмет» с сохранением его первоначальной формы, но, в связи с различными догадками у каждого предметы будут различны. Например, палка - кий, кий - удочка, удочка - рапира и т.д.

- по весу

Один из учащихся держит за ручку какой-либо воображаемый предмет. Судя только по весу, остальные должны догадаться, что это за предмет. При этом находятся предметы, сходные по весу. Например, гиря - чемодан, чемодан - торшер, торшер - стул и прочее.

- по воздействию и реакции

Упражнение делается аналогично предыдущим. Например, человек трясется. Все думают, что он стоит на тренажере или его бьет током, а он, оказывается, едет в трамвае и прочее.

- по использованию

Все думают, что учащийся пьет из бутылки, а это оказывается горн и прочее. Учащиеся придумывают действия с предметом, разгадка которого по сходству с другим предметом обнаруживается только в финале. Например, учащийся, как всем казалось, внимательно смотрит на телевизор. Он крутит ручки, бьет кулаком по корпусу аппарата, борясь с помехами. Когда же он открывает «экран» и достает из «телевизора» вещи, все понимают, что это стиральная машина. Значение вышеприведенных упражнений в создании этюдов по теме «Логика алогизма».

Этюд «Художник».

Учащийся решает нарисовать на листе бумаги женщину, сидящую в зрительном зале. Закончив рисунок, наш художник с удовольствием смотрит на него, сравнивая с натурой. Собирается унести картину и вдруг обнаруживает, что не может этого сделать - она очень тяжелая. Исполнитель задумывается. Потом стирает изображение и, найдя в зале маленькую девочку, рисует ее. Этот портрет, хоть и не очень легок, но все же его можно унести.

Необходимость оправдания алогичной ситуации логикой актера. Недопустимость демонстрации результата, вместо построения последовательной цепочки действий, приводящей к результату. Задачи: «Учиться не наигрывать результаты, а подлинно - продуктивно, целесообразно выполнять задачи действия» (К. С. Станиславский).

Тема 2. МАСКА-СОЛО

Основа маски артиста, ее общие свойства: детскость, естественность, наивность, правдивость и убежденность.

Задачи: выявление за учащимися характерной черты - любопытство, хитрость, застенчивость, зазнайство, жадность и т.д. Закрепление этого качества в мини-этюдах.

Пример:

Учащиеся выполняют одну и ту же задачу, но каждый с учетом своей индивидуальности. Например, надо войти и поздороваться с присутствующими; избежать опасности; признаться в любви; сориентироваться в незнакомой обстановке.
Недопустимость таких явлений, как наивничанье, желание услаждать и забавлять зрителей. Рассматривать это как проявление дилетантизма.
Несоответствие внешнего вида и внутренних качеств - как условие неоднозначности маски.
Задача: закрепление элементов - контрдействие, конфликт, приспособление - в работе над упражнениями и мини-этюдами.

Пример:

Учащиеся придумывают такие ситуации, в которых они вынуждены казаться не теми, кем являются на самом деле или же выполнять действия, идущие в разрез с их желанием. Так, учащийся, для того чтобы отпроситься с урока, притворяется больным; чтобы съесть чужое варенье, учащийся делает вид, будто совершенно к нему равнодушен и так далее.

Придумать такую ситуацию, в которой человек вынужден казаться не тем, кто он есть на самом деле. Показать мини-этюд.

Этюд «Безбилетник».

В городском транспорте едет пассажир. На одной из остановок садится еще один «пассажир». Но, как потом оказалось, это не пассажир, а контролер, который только создает видимость пассажира.

Первый в панике озирается по сторонам, но все пути отрезаны. Он начинает думать, как ему выкрутиться из создавшегося положения. Когда контролер обращается к нему, то наш безбилетник молча смотрит в окно. Контролер дергает его за плечо. Пассажир оборачивается и знаками показывает, что он ничего не слышит. Оказывается он "глухонемой". Контролер с жалостью смотрит на пассажира и идет дальше.

Этюд «Положение»

У прилавка магазина стоит большая очередь. Появляется женщина. Люди обращают внимание на ее огромный живот и понимают, что она в положении. Очередь безропотно пропускают женщину. Она берет все, что ей нужно. Но что это... достав свой «живот» - сумку из-под рубашки, она кладет в него продукты и уходит.

Задание

Придумать и показать мини-этюд, в котором бы раскрывалось характерное несоответствие в маске.

Например - грузный и неуклюжий с виду человек...

В арсенале исполнителя с подобной внешностью должны быть трюки, предполагающие на самом деле умение и ловкость. Он пробует жонглировать тросточкой или шляпой. Но у него ничего не получается. Он держит тросточку подмышкой и бросает шляпу на голову. Куда же пропала шляпа? – недоумевает он и не замечает, что она висит у него сзади на конце тросточки. Теперь он пробует забросить ее на тросточку, но она попадает на пятку ноги. В финале исполнитель показывает каскад трюков, обнаруживающих необыкновенную подвижность и прекрасную координацию движений.
Также будет большой неожиданностью увидеть его танцующим танец маленького лебедя.

Тема 3. МАСКА-ПАРА

Контраст между партнерами как основа их сценического существования (Тарапунька и Штепсель, Карцев и Ильченко и др.). Внешний и внутренний контраст. Виды внешнего контраста: фигура, темперамент, рост и так далее (холерик и флегматик, сангвиник и меланхолик, тонкий и толстый, высокий и низкий).
Практическому освоению темы помогут такие упражнения:

«Лесть»

Напомните учащимся содержание басни Крылова «Ворона и лисица». Затем предложите разделиться им по парам. В диалоге партнеры обмениваются комплиментами, наделяя друг друга качествами, которые совершенно противоположны характерности их масок.
Предложите учащимся самим найти себе из группы партнера. Свой выбор необходимо обосновать каким-либо комическим несоответствием, контрастом. Например, тонкий и толстый, низкий и высокий, флегматик и холерик, злой и добрый и пр. «плюс» и «минус» - в этом упражнении пара учащихся выходит на сцену. Остальные предлагают им свои «если бы», которые исполнители должны вводить в свои действия. Каждый должен действовать сообразно своей индивидуальности. Например, было предложено слово «пожар». Халерик стал суетиться и тушить огонь, заливая его водой из чайной ложки. Флегматик же, наоборот, начал изучать правила по использованию огнетушителя. 

«Черное и белое». Попросите учащихся разделиться парами по контрасту. Задание следующее. Придумать и показать такую ситуацию, в которой обнаруживалось бы несоответствие между ними. Например, первая пара - приятели на выставке картин. Они внимательно разглядывают воображаемое полотно. На одного картина действует таким образом, что он начинает плакать. Второй реагирует совершенно по другому - смеется. Следующая пара - партнеры ведут диалог по телефону. Первый исполнитель уговаривает второго пойти в кино, а тот не хочет и придумывает всевозможные отговорки. Третья пара - учащиеся в танц зале танцуют с воображаемыми партнершами. Первый ведет даму на счет 1/4, а второй на счет 1/8. 

Задание 

Придумать и показать этюд, в котором бы обыгрывался внешний контраст между партнерами или же раскрывался внутренний.

4 тема  Логика перехода к трюку, элементам танца, вокала, речи 

Оправдание, логика и обоснованность в переходе от молчаливого бездействия к исполнению трюка, элементам танца, вокала и речи. 

Заданием может быть такое упражнение:

На сцену выходит исполнитель. Остальные должны предложить ему словесные подсказки для исполнения какого-либо трюка, элементов танца, вокала или речи. Например: «плакат», «плеер»,  «замочная скважина», «охота», «книга рекордов Гиннеса» и др.

Задание на дом: придумать, а затем показать этюд на оправдание использования трюка, элементов танца, вокала и речи. Сюжетом для этюда могут быть подсказки пройденного упражнения или взятые из перечня «универсальных». Например, «Студенческий билет», «Я, телевизор».

В первом, учащийся циркового училища (хореографического, танцевального) выронил свой студенческий билет. Шедший за ним человек, поднял билет и выкрикнул – «Это не вы потеряли?». Видя сомнения нашедщего, студент берет его шляпу, зонтик, портфель и начинает ими жонглировать (петь, танцевать).

Раздел 3. ПАРОДИЯ

1 тема. Чужая маска 

Буквальное копирование чужих масок – подготовка к следующей теме.
Работа над этюдами с сюжетом логичного обоснования использования чужой маски.

Например, это может быть этюд из серии «Фэйс контроль».

Чтобы пройти на рок концерт своей любимой группы, исполнитель трансформируется в одного из выступающих музыкантов. Большую пользу в работе над этой темой принесет просмотр фильма «В джазе только девушки». Копирование чужих масок - возможный путь нахождения собственной. По словам Карандаша, «маска Чаплина сперва помогла, затем помешала» ему в работе. Определение личности будущего артиста в процессе выбора чужой маски для подражания. Переосмысление ее сообразно своей индивидуальности.

2 тема. Буффонное и гротесковое преувеличение 

«Если пародия не ударится в преувеличение, она никогда не достигнет желаемой цели» - Гоцци.
Практическое освоение видами пародийного преувеличения.

1. Буффонное

Логичное оправдание преувеличения или преуменьшения некоторых предметов в связи с их тенденцией к увеличению или уменьшению.

Примеры:

1. Учащийся раздувает воздушный шарик до такого размера, что в него можно залезть, посадить друзей и всем вместе улететь на Луну.
2. Сворачивая туристическую палатку, учащийся в конце концов кладет ее в нагрудный карман рубашки. 

Преувеличение как основа «особой манеры» сценического существования циркового и эстрадного артиста.
Преувеличение внутреннего и внешнего сценического действия и его формы.

Техника актерской игры.

Практическое изучение элементов буффонадной клоунады: «апач», «смех», «плач», «каскады» и буффоной манеры поведения актеров Комедии дель-арте.

Буффонада комедии масок была неразрывно связана с движением. Это кувырки, беготня, прыжки, всякого рода акробатические и эквилибристические номера. Все актеры комедии масок были первоклассными гимнастами, прыгунами и плясунами. Танец входил неотъемлемым элементом в любой спектакль комедии дель-арте. Танцевали все актеры, выявляя в своем танце присущий их роли характер. Так, Капитан делал громадные смешные па, второй Дзанни показывал свою неловкость, Серветта высоко поднимала юбки и т.д.

Внешнее оправдание внутреннего преувеличения. Образ-символ.

Пример: Олег Попов, изображая бюрократа, выходит с огромным портфелем, а изображая тунеядца, «идет в будущее» с большими ложкой и вилкой. 

Задачи: учащиеся должны выбрать какой-либо социальный тип и найти характерные для него атрибуты, преувеличение которых позволяет создать образ-символ.

2. Гротесковое

«Настоящий гротеск -  это внешнее наиболее яркое смелое оправдание огромного, всеисчерпывающего до преувеличенности внутреннего содержания»  (К. С. Станиславский). Практическое изучение «метафоричности», как основы образной структуры гротескового преувеличения.

Задание -
Написать чей-то портрет и автопортрет, используя исключительно метафоры и фразеологизмы.
Вот, к примеру, что написал учащийся А. Песков /по окончании ГУЦЭИ он стал делать пародии на известных эстрадных певцов/.

Автопортрет

Человек в футляре - нет! Скорее наоборот - весь на ладони. Новость услышу, варежку раскрою, локаторы развешу, ушами хлопаю, рад бы на ус намотать, да усы сбрил. Бывает, сорвусь с цепи, бросаюсь словами, бочку качу, а выведу на чистую воду - руки опускаются. Творческий рост средний, но уже дошло, что ум хорошо, а два лучше. Жизнь по карману бьет, но здоровье берегу. Попросят руку - и сердце отдам, всю душу изолью, но на шею никто не сядет! Всякове в жизни бывает, настроение падает, но носа не вешаю. Имею чувство меры, из рамок не выхожу, но преподнести себя могу. Большой охотник чаи гонять, клопа давить. Меня не так просто надуть, а кто захочет - дам прикурить, чтоб дым пошел. Или нос утру, отутюжу и он у меня сандалии откинет, он у меня по уши в калоше сидеть будет. Но это все в крайнем случае, а вообще у меня голова не соломой набита, что-то можно и мимо ушей пропустить и нервы зря не мотать.

Задание -
Найти в автопортрете тот фразеологизм, который определяет основную черту характера и показать мини-этюд. 

Так, на экзамене, посвященном теме «Буквализация метафор и фразеологизмов», может быть показан выход каждого учащегося, исполняющих мини-этюд «Автопортрет»: человек, который не может встать на ноги; человек, который за словом в карман не полезет; человек, который все мотает на ус; человек, который не может найти себе места; человек, который витает в облаках; человек, который подкладывает всем свинью; человек, который грызет науку; человек, который обводит всех вокруг пальца. 

3 тема. Пародия на виды искусств

Обьектом для пародийного осмеяния может быть любой вид творчества: цирк, театр, музыка, балет, опера, оперетта, телевидение, радио, живопись, спорт и др. Начинать же следует с простых упражнений  на развитие внимания и памяти. 

Упражнения

Зеркало 

1 - две группы напротив друг друга. Первая действует, вторая копирует.
2 - группа стоит полукругом. Один учащийся в центре круга - действует. Остальные копируют. 

Моды сезона

Все учащиеся уходят за ширму. Остается один, который представляет их для показа мод, предварительно описывая как они одеты.

Обезьяна 

Учащиеся выходят поочередно и пытаются изобразить кого-либо из присутствующих или известных всем лиц. Например, это может быть директор училища или буфетчица. Другие должны узнать.

Последовательность работы с материалом для пародирования:

1 - обьект - например - искусство цирка. Жанр - атлетика.
2 - сходство - копирование
3 - деталь-точка для преувеличения

Аналогично и с другими обьектами: ТЕАТР, БАЛЕТ, ОПЕРА, ЭСТРАДА, КИНО, ТЕЛЕВИДЕНИЕ, РАДИО, СПОРТ 

Если это театр, то обьектом-точкой для преувеличения могут быть штампы в актерской игре. Для успешного освоения этой темы необходимо практически отработать элементы «ремесла» и «представления»: словесные и образные штампы. Их перечень и описание можно позаимствовать у К. С. Станиславского.

1. Словесные штампы 

а/ Прямое значение слов. 

Например, произнося фразу: «длин...н...н...ный, длин...н...н...ный ряд днеееей, доооолгих вееечерооов», актер-ремесленник постарается иллюстрировать длину дня и вечера протяжно-певучей интонацией и дикцией, причем, если дни и вечера скучные, то актер придаст грустный оттенок голосу, а если они веселые, то тембр голоса будет светлым. При фразе «вдруг раздался короткий звук» актер-ремесленник непременно передаст голосом и мимикой неожиданность и удивление при слове «вдруг», а слово «короткий» передаст коротким звуком.

б/ Иллюстративность 

Например, слова «большой», «маленький», «высокий», «длинный», «широкий» тянут актера-ремесленника к образному измерению размеров и пространства – «длинннный», «высоооокий». Слова «горький», «сладкий» тянут к вкусовой иллюстрации.

в/ Краски чувств

Любовь - певучая речь; страсть - раскатывает согласные и рвет слова; энергия сердито отчеканивает слога; героизм любит задорные голосовые фиоритуры и злоупотребляет криком; лиризм доводит речь до пения, особенно при вздохах восторга и отчаяния. 

г/ Характерность речи

Например, военные говорят на сцене непременно басом с резким обрыванием слов, как при строевой команде; мужики говорят всегда с запинками, открытыми вульгарными голосами; духовные говорят на «о» и пр.

Задание;

Оперируя вышеназванными словесными штампами, произнести ту или иную фразу. Например, «вот оно, это страшное чувство!» Слова «вот оно» попробовать сказать тоном проникновенности, а слово «страшное» окрасить краской чувства - страх и удлинить его до размеров «ссстттррррррашннное».

Разобрать антре «Отелло» с точки зрения словесных штампов.

2. Образные штампы

Образные штампы заключаются в соединении словесных штампов с пластическими.

Примеры 

Любовь - воздушные и настоящие поцелуи, прижимания к сердцу своей и чужой руки, коленопреклонения, закатывание глаз кверху, страстные движения - кусание губ, блеск глаз, раздувание ноздрей, задыхание и страстный шопот, резко выделяющим свистящие «ссс...» - «ссстрасссть», и другими проявлениями животного сладострастия или слащавой сентиментальности.

Волнение - быстрое хождение взад и вперед, дрожание рук при распечатывании писем, стуком графина о стакан и стакана о зубы при наливании и питье.

Спокойствие - скука, зевание и потягивание.
Радость - хлопание в ладоши, прыжки, напевание вальса, кружение и раскатистый смех.
Горе - черное платье, пудреное лицо, грустное качание головы, сморкание и утирание сухих глаз.
Таинственность - прикладывание указательного пальца к губам и торжественно крадущаяся походка.
Приказание - указательный палец вниз.
Запрещение - указательный палец вверх.
Сила - сжимание кулака и удар по столу.
Болезнь - удушливый кашель, дрожь и головокружение.
Смерть - вдавливание груди или разрывание ворота рубашки.
Размышление - прикладывание кисти ко лбу.
Ожидание - частое смотрение на часы, хождение влево и вправо, привставание на ципочки и прикладывание руки в виде козырька.
Старость - согнутая спина, шаркающая походка, трясущиеся руки, голова и ноги, покашливания.

Задание

Придумать и показать пародийный этюд на какой-либо вид  искусства, используя навыки, полученные на занятиях по цирковым жанрам,  сценической речи, вокалу и хореографии.

4 тема Пародичность или эксцентрика мировоззрения

Понятие – «пародичность» в цирке и на эстраде, как приема комической или сатирической сценки, высмеивающей какое-либо жизненное явление.
Определение Л. Енгибаровым эксцентрики как мировоззрения и его пародичная реприза «Медали».
Просмотр реприз Карандаша «Иллюзионист» и Хазанова «Я, от Иван Иваныча».
Обсуждение и сравнительная характеристика. Желательно прийти к следующему выводу: в первой репризе мы увидели юмористическую пародию на иллюзионистов, а во второй сатирическую пародичность на жизненное явление с использованием иллюзионного трюка.
Просмотр пародичной репризы Карандаша «Речь министра пропаганды Геббельса» /гротесковое преувеличение/ и пародичного фрагмента из фильма Чаплина «Великий диктатор» /буффонное преувеличение/.

Обсуждение и сравнительная харатеристика.

Начать можно с работы над мини-этюдами, в которых трюки (элементы т-в-р) исполняются не для пародирования цирковых или эстрадных жанров, а с целью разрешения жизненных проблем. Например, это могут быть этюды из разделов «Серенада» и «С целью…»  Чтобы завоевать сердце любимой девушки, юноша начинает танцевать, или петь, или читать стихи, или исполнять головокружительные прыжки. С целью, сорвать фрукты с высокого дерева, исполнитель использует вольностоящую лестницу, или катушки, или колонну из двух нижних партнеров.

А с целью, отвлечь внимание сторожа, первый начинает петь, второй -танцевать, а третий - жонглировать украденными фруктами. Сторож, в свою очередь, оказавшись бывшим артистом оригинального жанра, может подключиться к их действиям. Аналогично поступают, подъехавший на моноцикле, полицейский и свидетели. Всеобщее веселье заканчивается коллективным поеданием украденных фруктов.

Задание:

Найти объект для пародичного осмеяния. Показать в этюде.  

4 раздел. ЦЕЛЕВОЙ СПЕКТАКЛЬ /меломима/

1 тема Принципы выбора материала для постановки 

Предпочтительное использование художественных произведений комических жанров: комедия, памфлет, фельетон, сказка, басня, карикатура. Выявление комических приемов, используемых этими произведениями и решение их специфическими средствами комизма. Как возможные темы для работы над пантомимой (меломимой) произведения таких комедиографов, как Гоголь, Салтыков-Щедрин, Чехов, Маяковский, Зощенко, Мольер, Бомарше, Гофман, Марк Твен, Джером К. Джером, Гашек, Чапек; сказочники - Ершов, Шварц, Гоцци, Братья Гримм, Андерсен, Шарль Перро, Линдгрен, Л.Керолл; карикатуристов - Кукрыниксы, Бидструп, Жан Эффель и другие. 

Задачи:выработка умения трансформировать комические жанры литературы, живописи на язык эстрады, умение находить стилевую близость.

Пример:

Оригинальное решение поэмы Твардовского «Василий Теркин» - шутки Теркина, построенные на словесном комизме, были трансформированы на действенно-трюковой язык цирковой клоунады. Их заменили репризы из репертуара советских клоунов, работавших в период Великой Отечественной войны: Карандаша, Вяткина, Бермана.  Вспомогательное значение классического материала в создании будущего номера артиста. Пересмотр его в соответствии с современной проблематикой, задачами эстрадного искусства, с учетом найденной индивидуальности.  Целевой спектакль /меломима/ может иметь и такую форму, как «сюжетный дивертисмент». Здесь могут быть использованы этюды, которые делались учащимися в процессе практических занятий. 

Задача: доведение этюдов «эскизного» характера до художественного произведения – учебного номера.

2 тема. Сверхзадача и сквозное действие

Основополагающее значение в постановке целевого спектакля учения К. С. Станиславского о сверхзадаче. «Передача на сцене чувств и мыслей писателя, его мечтаний и мук и радостей» - (К. С. Станиславский) главная задача спектакля. Разработка и решение специфического воплощения свехзадачи автора художественного произведения в  спектакле. Сверхзадача автора - сверхзадача  спектакля.
Освоение элементов системы К.С.Станиславского - сверхзадача и сквозное действие в процессе постановки отрывков из литературных произведений. Работа над отрывком - тщательный разбор всего произведения и выявление его сверхзадачи. Необходимость правильного определения сверхзадачи: например, претензия ничтожества казаться значительным является основой сверхзадачи комического произведения («Свадьба Кречинского» Сухово-Кобылина, «Ревизор» Гоголя, «Клоп» Маяковского и т.д.).
Контрдействие - условие возникновение конфликта в произведении. Конфликт - пружина развития сюжета. Необходимость рассмотрения контрдействия и конфликта в связи с элементами общения и приспособления. Антре «Дедушкин сад»: клоун, чтобы истоптать чужую шляпу, отвлекает партнера рассказом о дедушкином саде. В диалоге Карцева и Ильченко «А вас…» или «Кассир».

3 тема. Трюк /элементы т-в-р/ – сюжет 

Иллюстративная функция трюка и элементов (т-в-р) в развитии сюжета (трюк, элемент - сюжет). Использование их в постановке литературных отрывков.
Можно проиллюстрировать рассказ Марка Твена «Как я укрощал велосипед» серией трюков на велосипеде, как это делал А. Марчевский в репризе «Укрощение моноцикла». 
Удачным выбором для использования элементов танца и вокала может быть литературный отрывок из книги Ильфа и Петрова «Золотой теленок».

«Незаметно он  стал двигаться боком. Правой рукой он нежно, как девушку, прижал к груди папку, а левую вытянул вперед. /..../

И хватающая за сердце, давно позабытая мелодия заставила звучать все предметы...
Первым начал самовар.  /.../ И самовар запел:
Под знойным небом Аргентины,
Где небо южное так сине...
Великий комбинатор танцевал танго. Его медальное лицо было повернуто в профиль. /.../
А мелодия уже перехватила пишущая машинка с турецким акцентом:
...Гдэ нэбо южноэ так синэ,
Гдэ жэнщины, как на картинэ...
И неуклюжий, видавший виды чугунный компостер глухо вздыхал о невозвратном времени:
...Где женщины, как на картине,
Танцуют все танго» 

Задача: дальнейшее совершенствование навыков логичного и оправданного трюкового действия и элементов (т-в-р) в создании эксцентрических ситуаций.

Достижение образности трюка и элементов (т-в-р)  - вершина мастерства артиста эстрады оригинального жанра. Эпизодическое использование трюка и элементов (т-в-р) режиссерами театра К. С. Станиславским, Е. Б. Вахтанговым, В. Э. Мейерхольдом, А. Я. Таировым. Обязательное решение с помощью эксцентрического трюка  и элементов (т-в-р) эстрадного спектакля - образные характеристики персонажей, разрешение их взаимоотношений.

Задача: уметь логично и целенаправленно использовать одно из главных выразительных средств циркового искусства - трюк, а также элементов танца, вокала и речи, доводя их до образного действия.

4 тема. Характерность

О различии характерности в маске театрального актера и артиста эстрады.

«Характерность - это та жа маска, скрывающая самого актера человека» (К. С. Станиславский). Характерность, например, у конферансье - это маска, наоборот, раскрывающая актера-человека.

Значение характерности для раскрепощения, преодоления природной застенчивости и скованности учащегося, раскрытие их индивидуальности. Роль внешней маскировки для выявления внутренних переживаний и недопустимость ее использования как способа маскировки пустоты. Работа над мини-этюдами с использованием внешней маскировки, с использованием парика, носа, бороды, усов, и др. 

Упражнения:;

1. Маскарад. Каждый должен создать внешний образ и скрыться за ним /доктор, военный и др./. Можно использовать парики, наклейки и пр.
2. Сыграйте старика или старуху. Не идите по линии простого внешнего копирования. Изучите природу старости. Действуйте, например, энергично, почти по-молодому, но... лишь в пределах 15-20 градусов вашего обычного жеста.
3. Юношам сыграть девушку или наоборот.
4. Изобразить какой-либо физический недостаток /глухота, слепота и др./

5 раздел. ПОДГОТОВКА К ЭКЗАМЕНУ

1 тема. Грим и костюм

Значение грима и костюма в заострении характерности сценической маски эстрадного артиста.

Роль и функция художника в процессе поиска  маски. Анализ и оценка лучших работ (художник В. Рындин – костюм и грим клоуна В. Лазаренко, картина П. Пикассо – «Портрет Воларда»). Практическая работа над собственным костюмом и гримом.
Использование практических навыков и теоретических знаний, полученных учащимися на занятиях по гриму и истории костюма.

2 тема.  Работа с микрофоном,  фонограммой

1. Практическое освоение работы с широкополосным и узкополосным микрофоном.

Первый – для музыкальных инструментов, вокала, групп.
Второй – для сольного чтения.

Верное и правильное их использование позволит избежать взрывных искажений и помех. Работа с радио и шнуровым микрофоном, с микрофоном на стойке (концертный вариант) и в руке.

2. Работа с фонограммой. 

Одной из новых технологий, получивших распространение в последние годы в вокальной педагогике, является использование фонограмм как форма самостоятельной работы учащегося над вокальным произведением, где сам вокалист разучивает доступные и понятные ему вокальные произведения, осуществляет руководство творческим процессом, начиная от замысла - модели будущей интерпретации - и кончая определением способов и средств воплощения.

Самостоятельную работу с фонограммой можно разделить на несколько этапов:

1. Работа по образцу: разучивание музыкального текста произведения, записанного в качестве образца; подбор по слуху (определяется задачей, которую ставит преподаватель); воспроизведение музыкального текста с достаточной точностью.
2. Тренажная работа: отработка отдельных вокальных приемов, штрихов, совершенствование  навыков исполнения в соответствии со стилем произведения, умение слышать и корректировать свой голос в обшей музыкальной палитре. Работа организуется как по нотному тексту, так и послуху.
3.Реконструктивная работа: самостоятельное изменение характера мелодической линии в соответствии с различными   вариантами музыкальной аранжировки (наличие нескольких фонограмм на данное произведение, акустический аккомпанемент, пение без сопровождения). 

Можно выделить два вида самостоятельной работы с фонограммой по образцу: фонограмма с нотным текстом и без него. Сущность первой заключается в разучивании нотного текста и воспроизведении его с возможно большей точностью, сущность второй - подбор по слуху записанного фрагмента и максимальное приближении его к заданному исполнению.

На совместных занятиях вокалисты с помошью педагога повторяют и отрабатывают те элементы художественного исполнения, которые им уже знакомы из практики и предыдущих занятий. Отработка же отдельных музыкальных фраз, поиск выразительных средств исполнения может осуществляться и самостоятельно с помошью фонограммы. Такое сочетание наиболее эффективно,  когда изучаемое произведение в той или иной степени знакомо или уже достаточно хорошо выучено на занятиях:

Названные сочетания форм самостоятельной и совместной работы являются примерными. При выборе тех или иных способов сочетания следует исходить из специфики разучиваемого материала, возраста вокалистов, уровня их подготовленности, творческой активности и степени владения методами самостоятельной работы.

3 тема. Зритель

На эстраде, где актер общается с публикой «на равных», где дистанция между ним и зрителями, слушателями предельно ничтожна, импровизационностъ изначально задана условиям игры.

Любой эстрадный номер должен производить на публику впечатление созданного и исполненного сию минуту. «Иначе он сразу теряет условие своей доходчивости и убедительности - он перестает быть эстрадным» - подчеркивал особенность исполнения эстрадного номера один из лучших авторов и знатоков этого вида искусства - Владимир Захарович Масс.
Практическое освоение такого вида общения, как общения артиста со зрителем. Правила и специфика актерской игры. 

Задача: выработка учащимися выразительности, четкости, обобщенности пластики.

1. Упражнение «Веер»

В задачу учащихся входит придумать такое выразительное действие (приспособление), которое могло бы привлечь всеобщее внимание. Следует заметить, что действия учащихся должны быть не случайными, а соответствующие их маскам.

2. Упражнение «Бумеранг»

Учащиеся должны так действовать и говорить на сцене, чтобы любое их действие или слово облетало весь зал и, как бумеранг, возвращалось к ним. Можно предложить одному учащемуся делать уже известный этюд, в то время как остальные сидят по кругу зрительного зала. Каждый из «зрителей» может останавливать играющего, если действие или слово осталось напонятным.

Приобретение навыков импровизации. Необходимость мобилизации сценического внимания и всей актерской техники для мгновенной корректировки своих действий, для смелого и находчивого использования непредвиденных ситуаций. Роль импровизации в накоплении нового материала. Закрепление полученных навыков в  упражнениях и этюдах на оправдывание чужих «если бы» и «предлагаемых обстоятельств». Умение делать их своими собственными.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Ардов В. Е.  Разговорные жанры эстрады и цирка. - М., 1968
Бояджиев Г. Н. Вечно прекрасный театр эпохи Возрождения. - Л., 1973
Гуревич З. Б. О жанрах советского цирка. - М., 1984, с.94-120
Дмитриев Ю. А. Эстрада и цирк глазами влюбленного. – М., 1971
Завадский Ю. А. Рождение спектакля. – М., 1957
Захава Б. Е. Мастерство актера и режиссера. – М., 1978
Зворыкин Ю. В. Юмор в публичном выступлении. – М., 1977
Кирсанов В. Степ – это чечетка
Кузнецов Е. М. Из прошлого русской эстрады. – М., 1956
Лук А. Н. О чувстве юмора и остроумии. - М., 1977
Мейерхольд В. Э. Статьи. Письма. Речи. Беседы. – М., 1968
Местечкин М. С. В театре и цирке. М., 1976, с.115-167
Немирович – Данченко В. И. Театральное наследие. - М., 1952
Новицкая Л. П. Уроки вдохновения. – М., 1984
Райкин А. И. Воспоминания. – М., 1998
Румнев А. А. О пантомиме. – М., 1964
Русская Советская эстрада. Очерки истории. – М., 1976, 1977, 1981
Рутберг И. Г. Пантомима. – М., 1976, 1977
Смирнов-Сокольский Н. П. – Сорок пять лет на эстраде. – М., 1976
Станиславский К. С. Моя жизнь в искусстве. – Любое издание
Станиславский К. С. Работа актера над собой. – Любое издание
Таршис Н. А. Музыка спектакля. – Л., 1978
Териков Г. К. Куплеты на эстраде и в цирке. – М., 2005
Уварова Е. Д. Эстрадный театр: миниатюры, обозрения, мюзик-холлы. – М., 1983
Утесов Л. О. «Спасибо, сердце!». – М., 1976
Шереметьевская Н. Е. Танец на эстраде. – М., 1985.


оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100