В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Прыжки, скачки и многое другое

Люблю рассматривать старые афиши: c наивными подробностями, нередко смешные, броские, всегда интересные, — они живые свидетели представлений тех далеких лет...

Вот какая афиша появилась в 1825 году, зазывая зрителей на цирковoе представление, которое давалось в манеже на Большой Морской улице в Петербурге: «Олимпический цирк Жака Турньера. Показываем искуcнейшие вольтижирования, представление человека, обуздывающего дикую лошадь; Чертов мост, или не­устрашимый олень; опыты верховой езды и при этом гимнастические упражнения; представляем двух уланов c чистокровным дрессированным английским бульдогом, или собакой в пламени, a затем похождения странст­вующего рыцаря, кроме того показываем дрессирован­ного африканского слона, — одним словом, наряду c вольтижированием и акробатикой необыкновенно преодо­леваемые трудности, как-то: прыжки, скачки и многое другое, от чего душа замирает».

Когда в 1792 году Петербург посетила первая «цир­ковая труппа», в городе появилось следующее объявление: «Господин Колтер, который, как при императорском, так и при курляндском дворах с немaлою похвалою представлял свое в верховой езде искусство, извещает высоко­почтенную публику, что он прибыл сюда недавно с 18 лошадьми и сотоварищами в 24 человека и он будет честь иметь, исключая пятницы, если никакого не встре­тгится препятствия забавлять публику».

A в 30-х годах ХIX столетия в Петербурге появилась вот такая цирковая афиша o выступлениях, имевшего в те годы шумный успех y публики «Общества скакунов и 6ерейтеров» под управлением знаменитого наездникa Антона Финарди». Афиша сообщала: «Даем пред­ставления, состоящие из разных опытов и искусств, сальтомортальных прыжков, китайских групп и позитуры, a равно и верховой езды, в коей один из артистов на голове своей лошади стоять будет, бегущей во весь галоп, a господин Финарди в первый раз произведет большой трамболитный скачок сквозь 24 бочки. Кроме того, господин Финарди сделает прыжок через 24 бочки гренадера, держащих ружья вверх, которые в тот момент, когда он будет совершать прыжок, дадут залп боевыми патронами».

A совсем еще недавно, каких-нибудь 75 лет тому на­зад, в Киевском цирке афиша зaзывала зрителей на «блестящее, эффектное и интересное представление в з-x отделениях c первоклассными цирковыми номера­ми. B первом отделении выступают мисс Луччини c 8-ю дрессированными козами, сестры Сериес — непревзой­денные акробатки, воздушные гимнастки сестры Христиан, наездницы мадемуазель Мери и Эрнестина, салонный партер-жонглер Клеменс, гимнасты на мачте братья Адоэ, эквилибристы на проволоке Капитолина и Валентина, a также соло-клоун, жонглер-феномен и дрессировщик Боб Беллинг.

Во втором отделении будут показaны балет-пантомима «На морском берегу» (сцены и типы на морских ку­рортах) и балет-пантомима «Вокруг света» (танцы всех наций) c участием прима-балерины Румянцевой и Нижинского, которые исполнят еще и «Танец часов» и Ко­мический танец «Декаданс».  Кроме того, выступят жокей Аригосси и 12 дрессированных жеребцов П. C. Крутикова.

В третьем отделении: балет-пантомима «бал» — экстропритация, электрические качели c исполнением «песни o качелях», a также интересные опыты высшей прес­тидижитации Л. И. Земгано-Ясинского, среди которых, между прочим, «Воздушная конфектная фабрика» — Все дети получают конфекты!!!

Восьмилетняя ясновидящая и декламаторша Маруся Ясинская. A в заключение на манеже итальянский комик Жакомино разыграет сцену «Жакомино в затруднитель­ном положении» и в конце представления соло-клоун и жонглер-феномен Боб Беллинг в честь дебюта уго­щает публику, для чего им заказан торт-великан — 3 ар­шина в диаметре...»

Цирк братьев Никитиных, дававший представления в старом Тифлисе в те же годы показывал, согласно афи­ше, следующее: «Большое цирковое представление c пантомимой и другими номерами, среди прочих: смертельный номер — «колесо-дьяболо», «женщина-паук», которая питается только рыбой и бабочками, «женщина‑рыба, которая пьет только морскую воду, женщина без туловища, a также Большой чемпионат французской борь­бы c участием первокласснейших борцов всех народов».

Еще об одном эстрадно-цирковом представлении на... школьную тему поведала афиша столетней давности од­ного из провинциальных цирков: «C разрешения нуля, на сцене кубических уравнений, на цилиндрической пло­щади, сего такого-то дня июля, дано будет блестящее геометрическое представление. Поставлено будет «Диаметр длиннее хорды» — музыкальная теорема в двух отделениях, в коей выступят: Куб, Трапеция — жена его, Квадрат — их сын, Секущая и Касательная — дочери их. Перпендикуляр — молодой учитель. Во время антракта г. Перпендикуляр протанцует на канате теорему Пифагора, a затем он же проделает номера на линии соединяющей вeршины двух катетов и на шаровом сегменте. B заключение представления дивертисмент c пением. Госпожи Секущая и Касательная пропоют два романса: «Уж как стоят два прямых угла да не наклонятся» «Уж как идут две параллельные, да не сходятся». Думаю, достать билеты на такое представление было невозможно...

 

МИХАИЛ СТОЛИН

Журнал Советская эстрада и цирк. Декабрь1986 г.

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100