В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 






                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Мебель для прихожей. Огромный выбор от производителей. Доставка, самовывоз
kupi-y-nas.ru
Остекление балконов и лоджий; обзор технологий и материалов
okna-yes.ru
из Костромы. онлайн запись на www.transfer-life44.ru
transfer-life44.ru

Канадский цирк солнца Cirque du Soleil. В. Сергунин 

 

Солнце всходит на Западе. «Баланс между творчеством и бизнесом…»

***

    Героиня  Сары Джессики Паркер из нашумевшего в мировом ТВ «мыла» «Секс в большом городе» заводит дружбу с русским художником. Его играет, если кто забыл,  – звезда мирового балета Михаил Барышников. В пылу дурашливой любовной игры героиня с чувством восклицает: «Ну, пожалуйста, перестань, что я тебе акробатка из Дю Солей?»

   Оцените: слово «цирк» в диалоге персонажей заменено полновесным  синонимом – Дю Солей.

   Кому предназначен «месседж» и в чём, как говорят американцы, «пойнт» (точка, суть, смысл) – понятно. Для стран, расположенных от нас к Западу, несомненная ассоциация с цирком связана теперь, ни с чем иным, как с канадским цирком Дю Солей. За этой, казалось бы, малосущественной филологической корректировкой  новейшего времени, проступают серьёзные изменения, случившиеся в сфере культуры массового сознания.

   Транснациональный бренд  торговой марки «Cirque du Soleil» лидирует сегодня в том  сегменте шоу-бизнеса, где  размещается цирковое искусство.

                                    

Фабрика  цирковых грёз

 

   Канадский  "Цирк Солнца" (Cirque du Soleil) на сегодня – самая  мощная в мире, динамично развивающаяся  цирковая корпорация. География её деятельности простирается на пять континентов.  Cirque du Soleil – самая  могущественная в мире  империя развлечений, ориентированная  на цирк!  

    Капитализация компании Cirque du Soleil  перевалила за миллиард долларов. Цирк Солнца располагает самым современным  креативным  Центром в Монреале, а также  разветвлённой сетью административных офисов в Лондоне, Нью-Йорке, Амстердаме, Сингапуре, Гонконге и Лас-Вегасе.

   Cirque du Soleil  насчитывает более 2000 служащих, четверть из которых – артисты, занятые в 25 цирковых шоу, демонстрируемых по всему миру:  «SALTIMBANCO», «QUIDAM»,  «ALEGRIA»,  «CORTEO», «DRALION», «VAREKAI», "O", «MYSTERE», «KА  EXTREME», «LA NOUBA», «ZUMANITY», «DELIRIUM», «LOVE».

   Первые шесть – «тур- шоу», гастролирующие по разным городам, странам и континентам. Другие семь – «резидент-шоу», демонстрируемые  в стационарах  Лас-Вегаса и Орландо (США, Невада, Флорида).

    Понадобилось чуть более двадцати лет, чтобы возник новый культурный феномен, своего рода «цирковой Голливуд». Потому, что Cirque du Soleil, с полным на то правом можно назвать Фабрикой  цирковых грёз.                                      

 

Однажды… в Канаде

 

   Конец 70-х годов прошлого столетия, в известном смысле, выдался для канадской провинции Квебек (Французская Канада), на редкость тяжёлым. Ни одной из канадских хоккейных  команд, включая гордость Квебека, «Монреаль канадиенс», четыре года подряд не удавалось завоевать  кубoк Стенли – этот культовый для граждан страны «трофей трофеев» и одну из самых престижных наград в мире спорта, учреждённую в 1888 году генерал-губернатором Канады сэром Фредериком Стенли.

   К тому же с каждым годом обострялись  сепаратистские настроения именно в этой франкоговорящей провинции, издавна требовавшей  выхода из состава Канады – независимого федеративного государства, входящего в британское Содружество. Настроения уныния и скепсиса усугублялись день ото дня, год от года… Однако фортуна оказалась милостивой к стране кленового листа.

   И надо было случиться, что в тот, как потом выяснится, исторический момент, в один из далеко не главных кабинетов монреальского городского муниципалитета вошёл молодой 23-летний франко-канадец с горящими от переполнявшей его энергии глазами и скромно представился: Ги Лалиберте, артист.

   Хозяин кабинета мог и не заметить очередного, вполне заурядного визита. Подумаешь:  ординарный уличный актёр, «глотатель» огня, факир-самоучка, аккордеонист и танцор на ходулях некий  Лалиберте  обратился к властям города с фантастическим, чтобы не сказать безумным предложением – создать национальный цирк.

    Молодой человек, как его поняли чиновники, обещал с помощью своего проекта, ни больше, ни меньше – попытаться  кардинальным  образом переломить  негативную ситуацию в стране. Суть предложения была как минимум парадоксальной: создать адекватную замену национальному фетишу, предмету гордости и поклонения граждан страны кленового листа и кленового же сиропа – хоккею с шайбой. Молодой человек  был искренне уверен, что  канадский «Цирк Солнца» со временем прославит страну. Кого столь экстравагантное предложение способно убедить? И, в конце концов: что есть самолюбие и гордость нации и при чём здесь… цирк?

   Но что-то в этом парне, безусловно, было такое, что заставило всерьёз отнестись к его словам и, поистине, головокружительным проектам. Вопреки очевидным ожиданиям, визитёра не сочли очередным городским сумасшедшим.  

   Молодому человеку, успешно заявившему о себе на в общем-то, второразрядном  фестивале уличных театров в заштатном квебекском городишке Байе-Сен-Поль, поверили и… решили дать шанс!

    Для начала, пригласили собранную им труппу уличных актёров участвовать в общегородском  юбилейном торжестве, а также  выдали разрешение на аренду земельного участка на восточной окраине города. Цена за аренду, в знак расположения к затее молодого человека, была назначена символическая – один доллар в год. В странах с рыночной экономикой  так принято.                                           

  На выделенном участке Ги Лалиберте  и его единомышленники вскоре разбили сине-жёлтого цвета цирк-шапито на 800 мест и стали давать в нём цирковые представления, имевшие, как вскоре выяснилось, зрительский успех.      

   Бизнес и искусство не часто уживаются вместе. Хотя, … бывают счастливые исключения. Цирк Дю Солей – одно из них.     

                                        

Счастливое время

 

      Ги Лалиберте  родился 2 сентября 1959 года в небольшом городке Квебек, французской провинции на востоке Канады. Наряду с занятиями в школе, он учился играть на аккордеоне, ходить  на высоких ходулях, «изрыгать» и «глотать огонь», что было не совсем обычным занятием для квебекского юноши. Среди себе подобных, он слыл редкостно дерзким  фантазером  и неисправимым мечтателем. Группу молодых  уличных артистов  объединяла  общая идея: создать в своём ремесле нечто особенное, небывалое! Таланты стекались в группу Лалиберте буквально с улицы.

     Лалиберте начал артистическую карьеру 14-летним подростком, выступая на улицах и площадях различных городов, стран и  континентов –  от  родного Квебека до Гавайских островов.

    К 20-ти годам Лалиберте  выступил уже в качестве криэйтора и организатора туров, объединив  усилия со своим школьным приятелем Даниэлем Готье, который к тому времени закончил бизнес-колледж и владел фирмой по консалтингу и администрированию. Вновь образованную компанию друзья  зарегистрировали в 1984 году, дав ей броское имя «Цирк Солнца»!

    Нет оснований не верить доктору Зигмунду Фрейду, согласно учению которого, имя было выбрано, скорее всего, в память о самом счастливом  времени своей жизни, которое Лалиберте провел… на залитых солнцем Гавайях.  

   Пройдёт немало лет, прежде чем  пестрая толпа  уличных развлекателей, на чём попало разъезжавших по городам и странам, спавших на скамейках и где придётся, в конце концов, займётся осуществлением  многомиллионных международных проектов, заслужив всемирное признание. 

   «Главной движущей силой Цирка Солнца с самого начала и до сей поры является креативность, творческий подход», - скажет позже Ги Лалиберте. «В нашем Цирке всегда были люди, обладающие идеальным чувством баланса между творческими мечтами и деловым подходом. Горжусь тем, что я был одним из таких».

 

Первые опыты

 

   Довольно успешные монреальские гастроли «Цирка Солнца» в рамках проведения общегородских праздников, принесли первые  скромные доходы. В  1985 году цирк решается на гастроли к подножию  Ниагарского водопада и... крупно прогорает.

   Оказалось, что публика валом валит поглазеть на  Ниагарский водопад, а цирк со своим, пусть даже и оригинальным шоу, как теперь говорят, отдыхает. Тем не менее, неудачи не обескураживают неофитов от цирка, а придают дополнительный импульс творческим поискам.

   Лалиберте придумывает новую цирковую постановку, с которой  труппа объезжает  Канаду от Галифакса до Ванкувера, переезжает в США и…  Понимает, что грандиозные творческие замыслы без учёта достигнутого мирового опыта и главное, без современного, высокотехнологичного креатива и продвинутого менеджмента – обречены  на неудачу.

     С  середины  80-х Лалиберте  разъезжает  по разным  странам, где встречается  с мастерами самых знаменитых цирков и цирковых школ. Он как губка жадно впитывает профессиональный опыт зарубежных коллег, учится, что называется, на лету.  

     Разумеется, Лалиберте тщательно присматривался, изучая методы подготовки артистов российского цирка, став на некоторое время завсегдатаем Центра циркового искусства «Росгосцирка» в Измайлове и обоих московских стационаров.

     В Санкт-Петербурге Лалиберте познакомился со школой  Вячеслава Полунина. Лидер  клоун-мим-театра «Лицедеи», как известно, исповедует стилистику так называемой лирической клоунады, возникшую из сплава русского скоморошества, комедии Дель арте, чаплинианы, мрачного юмора Бастера Китона и эстетики уличного театра. Спустя несколько лет В.Полунин примет приглашение канадского коллеги и почти год будет работать в программе «ALEGRIA», –  то ли продолжая учить, то ли,  на сей раз,  учась у канадцев.    

    В результате усилий Лалиберте, в Цирке дю Солей появился один из важнейших отделов – отдел кастинга, занимающийся поиском и тщательным отбором  самых интересных номеров, выдающихся спортсменов  и талантливых артистов со всего мира. На кастинг канадский цирк никогда не жалел и не жалеет никаких денег. По разным данным, годовой бюджет кастинга Дю Солей составляет порядка 45 миллионов долларов.  

    Показательна и красноречива эволюция взглядов на цирковое искусство, которая просвечивает сквозь названия цирковых спектаклей этого периода: «Цирк Солнца», «Волшебство продолжается», «Цирк, выдуманный заново», «Новые опыты». Двигаясь вдоль этого  ряда, почти реально представляешь, как восторженное юношеское начало автора: «Пусть всегда будет Солнце!» сменяется сдержанными, зрелыми, экспериментально-лабораторными и поисковыми «Новыми опытами».

    В 1992 году, одновременно с гастролями в швейцарском цирке Кни, компания Цирка солнца осуществляет  постановку шоу под названием «Салтимбанко» (Saltimbanko). Постановщик этого, как потом выяснится прорывного спектакля, бельгиец  Франко Драгона говорил о своём детище так: 

   «В городе.., где мужчина, женщина и ребёнок. В городе тех, кто имеет много и тех, у кого нет ничего, тех, кто безразличен и тех, кто обеспокоен. В городе тех, кто имеет глаза, но не может увидеть, имеет уши, но не может услышать. В городе тех, кто был равнодушен и тех, кто совершал ежедневные героические усилия.  В городе, где дикая природа превращает бездельника в художника, а уличный развлекатель очаровывает этот мир на пути к разочарованию. В городе, где  «Saltimbanco» начинает своё представление…»

    Поставив «Салтимбанко», отец-основатель цирка Дю Солей Ги Лалиберте попал, что называется, в самое яблочко! В десятку!

    С той поры творческая и коммерческая удача сопутствуют каждой  следующей постановке Лалиберте, которые с завидной регулярностью выходят из стен канадской цирковой Студии.   

                               

Там, где рождаются грёзы

 

   Канадцы часто говорят о своей стране: Если хочешь денег, живи в США. Если хочешь жить, живи в Канаде – это роддом для идей.

   Монреаль – столица канадской провинции Квебек, самый  «европейский» город на североамериканском континенте и… сердце знаменитого сегодня на весь мир Цирка Дю Солей.  Оно расположено почти на окраине Монреаля, в квартале Сан Мишель, доме под номером 8400.

   Странного вида здание, представляющее собой два прозрачных цветных прямоугольника, напоминает всё  что угодно, только не цирк. Скорее – это  объект из области ядерной физики или космонавтики… На худой конец, здание № 8400 напоминает химический завод, или ткацкую фабрику. В сущности, это и есть фабрика. Фабрика по производству цирковых грёз!

   Головной Офис цирка Дю Солей был спроектирован и построен очень известным канадским архитектором Данном Хангану. Строительство обошлось в 60 миллионов долларов. Оно  было начато в июне 1995-го и  завершено 20 февраля 1997-го. Кстати, номер здания - 8400 был выбран не случайно. Это своеобразное напоминание о дате рождения Цирка Солнца – 1984год.   

   Сине-желтого цвета строение располагает полезной площадью в 18 600 квадратных метров и разделено на две части: Студию и Ателье.

   В  «Студии» расположены тренировочные залы и все офисные помещения, связанные с творческим процессом. Идея здания, подсказанная архитектору отцом-основателем цирка, состоит в том, что линия окон офисов параллельна линии окон репетиционных помещений и находятся друг напротив друга. Таким образом,  тем, кто работает в офисах  прекрасно видно все, что происходит в тренировочных залах. По мнению администрации Cirque du Soleil визуальный контакт между артистами и клерками офисов помогает и тем и другим чувствовать себя единым организмом,  причастным к общему делу.

  «Студия» имеет два тренировочных зала. Большой – площадью 1425 кв. метров, высотой 23 метра, который оборудован огромным «батутом». Второй  тренировочный зал вдвое меньше, - 785 кв. метров. В нем есть «поролоновая яма», «акробатическая дорожка», всевозможные  лонжи (приспособления для страховки) и всё  необходимое оборудование для акробатов и гимнастов.  «Студия» располагает также танцевальным и тренажерным залами.

   Другая часть Головного Офиса носит название «Ателье», поскольку в ней помимо прочего находятся ателье по пошиву костюмов и мастерские по изготовлению декораций и реквизита.

    Любопытно отметить: лишь в исключительных случаях Cirque du Soleil заказывает реквизит или оформление сцены где-то «на стороне». То же самое касается и костюмов. Как ни удивительно, но все костюмные ткани «Ателье» получает исключительно белого цвета, окрашивая их затем в соответствии с эскизами, на усмотрение художников и дизайнеров. 

   Добавим, что в Головном Офисе располагается обширная  библиотека, в которой можно найти множество книг по истории мирового цирка, видеотека и полный архив истории Cirque du Soleil. Есть, разумеется, в свободном пользовании множество компьютеров с бесплатным доступом в Интернет.

                                      

Хайтек  по-канадски

 

   Творческая жизнь «фабрики цирковых грёз» закипает с раннего утра и не прекращается до позднего вечера. Это свой, особый мир, став частью которого артисты словно бы приобщаются к некоему таинственному братству. В процессе подготовки артисты заняты  актерским мастерством, основами сценического движения, хореографией, ритмикой, гримом, сценической речью.

   Репетиции представляют собой  нечто среднее между медитацией, аэробикой и пластикой. Для каждого артиста программа подбирается индивидуально. Цирку солнца нужны синтетические артисты, могущие, если не всё, то очень и очень многое.                                         

   Метод создания новых  дюсолеевских шоу, на непосвящённый взгляд весьма прост.

   У Ги Лалиберте рождается идея очередной программы, и он собирает креативную группу – «Board of creators», что  в буквальном переводе  означает «Совет творцов». Это 7-9 человек, - не обязательно  впрямую связанных с цирком, -  интуиции, фантазиям, чутью, вкусу, эрудиции и знаниям которых Ги безусловно доверяет. Озвученную Лалиберте идею, криэйторы разминают и детализируют во всех ипостасях   сценарной, изобразительной, музыкальной, трюковой, пластической и т.д. И, наконец, приумноженная фантазией, талантом и упорным трудом профессиональной постановочной группы, идея обретает безукоризненную форму  законченного шоу.

   Сам процесс рождения очень напоминает своего рода заклинание, молитву, ворожбу, доводя порой участников процесса до почти религиозного экстаза.

   Креатив солнечного цирка – это, в некотором смысле, мессианство, проповедь, послание, которое призвано изменить психологический настрой зрительного зала, усилить эмоциональные ощущения пришедших на спектакль зрителей.  

   Едва ли креативную группу Дю Солей интересует современность, или «бытовой» уровень реальности. Создатели черпают свои идеи и образы из романтического прошлого: старинных гравюр  Жака Калло  и полотен Франсиско  Гойи,  из арсенала выразительных средств традиционной  Пекинской Оперы и средневекового театра «Дель арте», из сказок  Э. Гофмана, Ш. Перро, Г. Андерсена… Из бесценного наследия мирового, в том числе  российского и китайского цирков.

   А ещё… из запасников собственной памяти.

 

Откуда что берётся ?..

 

    «В голове каждого из нас существует чердак, где свалены в кучу наши дикие мечты и жуткие кошмары, неминуемо подстерегающие нас. Среди хитросплетений и кружев нашей памяти живут когда-то заброшенные игрушки, хранящие чудесное эхо нашего детского смеха и слёз. Где-то в уголке нашей памяти…», - уверяет постановщик «La Nouba» и… оказывается  прав.

    Никому не дано отделаться от впечатлений детства и юности. Приходит момент, когда художник символически реализует в своих работах потаённые желания, неизжитые комплексы, неосуществлённые фантазии, не сбывшиеся мечты.

   Попробуйте отгадать, почему почти в каждой музыкальной партитуре спектаклей Дю Солей (особенно впечатляет «ALEGRIA») с такой нежностью, так светло и пронзительно звучит партия аккордеона? Как объяснить наличие причудливой винтовой лестницы или обилия люков  по всему планшету сцены в спектакле «Varekai»? Что символизирует удивительно трогательный игрушечный паровозик,  с какой-то ностальгической грустью рассекающий сцену в начале шоу «La Nouba»? …

   Ответы, понятное дело, содержатся в биографии  Ги Лалиберте – отца-основателя Солнечного цирка. За подробными комментариями –  следует обращаться к доктору Зигмунду Фрейду. 

   Мир спектаклей цирка Солнца – мастерски выдуманный, не требующий прямых  логических оправданий. Этот мир населён фантастическими персонажами, повествующими истории необыкновенных людей, обладающих поистине мистическим обаянием, выразительной пластикой  и безупречной  техникой сногсшибательных цирковых трюков. Прибавьте сюда роскошь костюмов и изобретательность сценографов, таинство света, оригинальную музыку «живого» голоса и «живого» оркестра… Всё вместе    составляющие того сказочного очарования, которым пронизаны спектакли Солнечного цирка.

 

В нужное время, в нужном месте, с актуальными идеями

 

  Мало кто в конце 80-х начале 90-х отчётливо сознавал, что в мировой цивилизации случился поистине тектонический сдвиг, чтобы не сказать культурная  катастрофа. Тем не менее, она случилась. Произошла смена культурной парадигмы – изменились зрительские ожидания и предпочтения, сменилась система социальных, культурных и художественных ценностей. На смену эпохе модерна пришёл, а лучше сказать, ворвался  постмодернизм, с его небывалым интересом к досугу и развлечениям. В условиях динамично меняющегося мира, далеко не каждому было очевидно, что необходим качественно иной подход к созданию развлечений, в том числе и цирковых зрелищ. Среди немногих, кто за годы странствий по «городам и весям» понял смысл и суть грядущих перемен, был отец-основатель Солнечного цирка  Ги Лалиберте, окружённый командой одарённых единомышленников.  

      Новейшее время, или «New Age», как его иногда называют, отмечено возрастающим интересом  публики к зрелищам, базирующимся на принципиально иной эстетике. Современный художник не отражает и не заменяет, а сгущает реальность. Иначе сказать, заглядывает… вглубь себя, будучи готовым, продемонстрировать собственное  «подсознательное». Современный  художник, презрев стыд, публично обнажает свои  затаённые фантазии, мечты, страхи, действуя зачастую на грани интуиции. В этом суть нечаянного (а может, закономерного!) открытия, сделанного основателем цирка Солнца!

   Его беспримерный  успех наглядно доказывает правоту старой мудрости: людям интересна не правда, а миф, сказка, фантазия. Неоспоримое достоинство цирка Солнца как раз в том, что ему удалось создать этот свой  новый миф.

 

Новейшая реальность – новый миф

                                       

    Исключительная сложность «мифотворчества» состоит в том, что миф нельзя выдумать, его нельзя создать искусственно, в него можно только… попасть. Случайно.

   Авторам  приходится работать в темноте, на ощупь, ибо всякий миф живет глубоко на дне подсознания. Мы ничего о нем не знаем, но всегда чувствуем, как воздух в легких. Миф – это  внутренний орган нашего воображения.

   Солнечному цирку удалось выявить, синтезировать, сотворить собственный творческий метод, свой эстетический миф, от которого перехватило дыхание у десятков миллионов зрителей на всей планете. В духе торжествующего в современном мире консюмеризма, получилась, своего рода, сеть дорогих стильных бутиков, предлагающих эксклюзивный товар: тончайшие чувства, перехлёстывающие через край эмоции, сильные переживания, таинственные фантазии и мощные выбросы позитивного настроения. 

   С восходом цирка Солнца стало ещё более очевидно, что цирк – это  не столько наличие высочайшего мастерства, - каковое естественно подразумевается! - но виртуозная, прямо-таки ювелирная демонстрация этого самого мастерства, невесомая игра с мастерством, означающая абсолютную свободу созидающего. При этом одинаково важными являются и форма, и содержание, и сам процесс возникновения  и создания образов.

    Ещё одной немаловажной составляющей успеха цирка Солнца является… отказ от традиционного тринадцатиметрового манежа.

   Дело в том, что при всём пиетете, сохраняемом к традиционной «тарелке манежа», необходимо признать её ограниченность – в смысле появления современных выразительных возможностей: свет, звук, спецэффекты, сценография…

   Но, пожалуй, самое главное, что, выдвинутый вверх, поднятый из глубины манежной тарелки на высоту сцены, артист дюсолеевских шоу несравнимо лучше виден зрителю, давая возможность публике следить за малейшими эмоциональными переживаниями исполнителей. Достигнутый эффект получился примерно тем же, что и в кино, когда камера от «общего плана» перешла к «крупному». Место действия всех шоу Цирков Дю Солей – это как раз и есть «крупный план» традиционного цирка. «Тарелка» манежа была перевёрнута создателями ровно на 180 градусов и получилась… сцена. В исторической проекции – спираль сомкнулась! Маятник качнулся туда, где цирк начинался – в сторону театра-цирка!   

   В сегодняшнем агрессивно рациональном мире осталось не так много  лекарств от тревог и депрессии. И едва ли не лучший способ сбежать от страхов и комплексов повседневности – отправиться  на просмотр очередного шоу цирка Солнца в чудесную сказку своей мечты!

                                 

Феномен

 

   Феномен цирка Дю Солей  в том, что он уже не столько индивидуально-творческое  предприятие, какими, по сей день, в основе своей остаются  российский, многие европейские и китайский цирки. Дю Солей – индустрия! Пусть очень своеобразная и специфичная.., но – индустрия эпохи постмодерна!

   Причины  успеха канадцев, в конечном счёте, как бы это ни казалось странным, базируются на высоко технологичном способе организации творческого процесса, индустриальных, а вернее будет сказать, постиндустриальных технологиях не только организации управления Компанией, но и организации самого творческого процесса.

   Упрощая проблему ради наглядности, можно сказать, что в мировом цирке на смену традиционному семейному и цеховому ремесленничеству производителей цирковых номеров и программ пришёл высокотехнологичный поточный метод конструирования таковых. Со всеми вытекающими из данного обстоятельства  последствиями…

   …Уголь, графит, и алмаз имеют, как известно, единую формулу – углерод. Но наивысшей ценой обладает… бриллиант. При прочих равных, всё-таки, цель всякого, в том числе и циркового творчества – изготовление творческих «бриллиантов»!

    Цирк Дю Солей сегодня   блестяще отлаженное производство, год за годом выпускающее всё новые и новые «цирковые бриллианты» отменного качества! 

 

Куда ж нам плыть?

 

   В своё время у меня состоялся разговор с Ги Лалиберте  и я задал намеренно провокационный вопрос: «Не считаете ли Вы, что костюмы, оформление, хореография, музыкальное сопровождение, композиция многих российских цирковых номеров нуждаются  в модернизации, существенном обновлении средств художественной выразительности?»     

   «Ни в коем случае!», -  деланно бодро начал свой ответ Лалиберте.

«Русские артисты, на мой взгляд, как никто современны! У вас есть неоценимое преимущество перед остальными. У вас есть школа высочайшего трюкового исполнительского мастерства, и вы можете позволить себе роскошь  не задумываться о таких «пустяках» как вычурная пластика, экстравагантный жест, изобретательный по форме и цвету костюм или авангардная музыка… Не бросайтесь в крайности  постмодернизма!  Достаточно того, что мы над этим работаем и.., кажется, у нас это неплохо получается».

   Разумеется, в цитированном высказывании столько же правды, сколько и лукавства. Но повод для размышлений остаётся. Об этом сюжете – в другой раз.

 

Что новенького в канадском цирке? Или: Есть ли на Солнце пятна?

 

    Несколько лет назад по мотивам спектаклей Солнечного цирка был снят игровой фильм "Путешествие человека" в 3D-формате IMAX, с успехом идущий сейчас во многих странах. На DVD кассетах вышел многосерийный сериал «Солнечный ветер» - череда незамысловатых историй, в основе которых лучшие номера цирка Солнца разных лет. 

   В планах на ближайшее будущее - осуществление концепции "Комплексный цирк", означающее  многомиллионные инвестиции в построение сети стационарных площадок в Лас-Вегасе,  где кроме арены для выступлений, будут размещаться рестораны, гостиницы, магазины, развлекательные центры и так далее.

   Двадцать с небольшим лет назад муниципальные чиновники  Монреаля разглядели в словах Ги Лалиберте обещание сделать Цирк дю Солей национальной гордостью и… не ошиблись.

   Компания  «Cirque du Soleil» давно стала третьей доходной статьей Канады после хоккея и кленового сиропа. Со дня основания в 1984 году, Cirque du Soleil  увидело свыше 40 миллионов зрителей, более чем 130 городов на четырёх континентах нашей планеты.

   А на всех самых знаменитых церемониях, презентациях, открытиях и вручениях престижных призов в мировом шоу-бизнесе в области цирка, кино, музыки, спорта, телевидения, рекламы и так далее – цирк Солнца стал непременным участником, причём, ожидаемым и более того – желательным.

 

                             

Музыка для души и тела

 

   В Лас-Вегасе, в казино «Мираж» (Mirage) 30 июня 2006 года с шумным успехом прошла премьера тринадцатого шоу цирка Cirque du Soleil под названием "Love" ("Любовь"), посвященная истории группы The Beatles.

   На спектакль съехались Пол Маккартни, Ринго Старр, сыновья Джона Леннона Шон и Джулиан, Йоко Оно, первая жена Леннона Синтия, дети Джорджа Харрисона Дани и Блэр и жена Джорджа Оливия Харрисон.

    Сошлись настоящие  «киты» шоу-бизнеса. Это совместный проект знаменитого канадского цирка с  не менее знаменитой транснациональной  звукозаписывающей компанией «Apple Corps Ltd., The Beatles company».

   Сюжет шоу –  отчасти, хронологическое, а частью – вымышленное  путешествие в эпоху Битломании, когда четвёрка молодых безвестных музыкантов из Ливерпуля завоевала поистине весь мир.   

   Постановщик шоу – Доминик Шампань, сценарист и режиссёр двух  последних  успешных спектаклей  «Варекай» и «Зуманити». Музыкальную составляющую  возглавлял сэр Джордж Мартин, легендарный продюсер «Битлз».

     Идею циркового шоу о The Beatles предложил Джордж Харрисон незадолго до своей смерти в 2001 году. Создание концепции, подготовка и создание спектакля заняли пять лет. Для  демонстрации шоу в отеле-казино "Mirage" был построен специальный зал на 2000 зрителей. Бюджет проекта составил $ 100 миллионов долларов. Цифра вполне сопоставимая с большинством голливудских  блокбастеров.***

    «Это фантастический проект для всех нас и для меня лично. Я глубоко взволнован сотрудничеством со столь великолепной постановочной группой», - высказался по поводу замысла сэр Пол Маккартни.

   «Мы хотели совместить магию Cirque du Soleil с духом и страстью самой любимой рок группы всех времен, чтобы просто получить невероятное удовольствие», - сказал Ги Лалиберте.

   Вдова Джона Леннона Йоко Оно так отозвалась о проекте: «Битлз и Цирк Дю Солей, я думаю, это  потрясающая комбинация: «Битлз» обращены к разуму и чувствам, а цирк Дю Солей обращён к телу и эмоциям».                                                         

   Как стало недавно известно, американский миллионер Боб Силлерман (Bob Sillerman) за 140 миллионов долларов выкупил 85% собственности на «имя и сходство с Элвисом Пресли». Зачем?

    Столь необычная собственность Бобу нужна в связи с тем, что они совместно с канадским мультимиллионером Ги Лалиберте задумали осуществление нового амбициозного кабаре-проекта в одном из казино Лас-Вегаса. Рабочее название проекта  «Элвис  Пресли» (Elvis Presley). Роберт Силлерман  убеждён, что этот шаг создаст "новые перспективы и новые вибрации образу Элвиса - и это смогут сделать только люди из Cirque du Soleil».

    Кто бы сомневался..!

_______________________________________________

***   Для  сравнения: годовой бюджет финансирования  крупнейшей отечественной  цирковой компании «Росгосцирк» составляет порядка $10 млн.

 

Рецепт успеха

 

    В канун двадцатилетия Солнечного цирка  Ги Лалиберте в одном из интервью признался: «Успех порождает страх потерять все, чего ты достиг. Это то, чего я боюсь увидеть в Цирке Солнца. Когда наступит такое время – это станет началом конца. Наиболее опасная вещь для такой компании, как наша, состоит в том, что однажды люди начинают бояться, что не заработают достаточно, чтобы оплачивать свои банковские счета. Как только вы начнете испытывать этот страх, вы теряете способность рисковать, делать такие вещи, которые до вас никто никогда не делал».

   Обласканному всемирной славой и признанием, не стеснённому в средствах мультимиллионеру Ги Лалиберте не составляет особого труда  призывать сподвижников не заботиться о деньгах. Но Лалиберте уверен, что если придется, сам он сможет все начать сначала, с нуля.

   Он все еще выступает каждый день…

   Теперь уже, правда, перед двумя собственными маленькими детьми:

   «Я уже не плююсь огнем, - говорит он, -  но все же стараюсь вызвать улыбку на лицах своих детей. Я стараюсь развлечь и развеселить их. Это моя маленькая публика. Как для всякого артиста, это - необходимая доза витаминов. Это дает мне заряд на весь день. Я сознаю, что некоторые бизнесмены считают меня всего лишь артистом, артисты думают, что я - бизнесмен, но я-то знаю, что могу соблюдать баланс между творчеством и бизнесом».

 

 

 

 

                                                                                         Владимир Сергунин

                                                                                   Кандидат искусствоведения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100