В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Король цветов

Москва, станция метро "Аэропорт". Минут пять в пути, и вы окажетесь у Короля цветов. А чтобы не привлекать внимания особенно любопытных на дверной табличке вполне обычное имя - Алексей. Полностью - Ларионов Алексей Иванович.

 

В некотором царстве, в некотором государстве... Стоп. А может быть вы уже знаете историю о Цветочном королевстве? Нет, это не сказка о Незнайке и его друзьях из Цветочного города, где вокруг каждого дома росли цветы: маргаритки, ромашки, одуванчики. А улицы назывались их именами: улица Колокольчиков, аллея Ромашек, бульвар Васильков. И это не "Райский сад" Ханс Кристиана Андерсена, в котором каждый цветок - сладкое пирожное, а тычинки налиты тончайшим вином; в одних цветах лежит история, в других география или таблица умножения. Стоит съесть такой цветок-пирожное - и урок выучивается сам собой. Может быть "Подснежник", разговаривающий с солнечным лучом, или "Судьба репейника", решившего, что в Шотландии он самый важный? Нет, нет и нет. Дело в том, что наша история еще никем не написана и была впервые рассказана кем бы вы думали? Самим Королем цветов.

Итак, в некотором царстве, в некотором государстве... Стоп. Ведь эта история не сказка, а быль. Избавим читателей от туманных "некоторых" и "некогда". Москва, станция метро "Аэропорт". Минут пять в пути, и вы окажетесь у Короля цветов. А чтобы не привлекать внимания особенно любопытных на дверной табличке вполне обычное имя - Алексей. Полностью - Ларионов Алексей Иванович. И королевство его в совсем обычном доме - с лифтом и другими примитивными вещами, то есть квартирами.

Но только одна из них и есть Цветочное королевство. В отличие от Монако или Сан-Марино, самых маленьких государств, это простирается всего лишь на 15 квадратных метров. И вещи в нем на первый взгляд совсем обычные: коробочки, корзиночки, множество инструментов, всякие проволочки, разноцветные бумажки, баночки, кисточки и многое другое. "Но если это Цветочное королевство, то где же цветы?" - спросите вы. В том то и дело, что обычному человеку они недоступны и... прячутся. Прятались они и от самого Алексея Ивановича, пока он не стал их повелителем.

Думал ли саратовский мальчишка, заканчивавший школу ученичества массовых полиграфических профессий и, крутясь на турнике во дворе, что станет... Королем? Уж в лучшем случае наборщиком типографии "Волжская коммуна". Об этом он не думал и тогда, когда попался ему навстречу его товарищ и одноклассник по школе Юра Шатиров и предложил пойти в цирк работать осветителем. Но именно тогда, брошенный его величеством Случаем, волшебный судьбоносный клубок покатился, оставляя за собой путеводную нить.

Друзья оказались не первыми осветителями, которые, зажигая прожектора, были и сами ослеплены притягательной силой циркового искусства. Между представлениями они начали репетировать номер "Жонглеры на вольно стоящих лестницах". Но судьба распорядилась иначе. Волшебный клубок как-то сам собой раздвоился и покатился в разные стороны - Юра Шатиров уехал в Среднюю Азию работать клоуном, а Алексей в Москву, поступать в цирковую школу, которая тогда, в 1934 году, называлась Всесоюзной школой циркового искусства. Со временем так получилось, что прожектора оказались по другую сторону манежа и освещали уже самого артиста Ларионова, который начал работать как оригинальный жонглер.

Его номер был как бы сшит из лоскутков европейского жонглирования с "джентльменским" набором реквизита и модного тогда экзотического китайско-японского эквилибра. Это жонглирование складными цилиндрами /шапокляками/, палочками, мячами. Это вращение китайского зонта, по которому катилась монета, тарелочка и шарик. Заканчивался номер традиционным вариантом одновременного балансирования и жонглирования многих предметов, когда артист напоминает усыпанную ягодами гроздь винограда - удерживая равновесие на одной ноге, Алексей крутил на другой обруч, на правой руке вращал поднос, левой подбрасывал две тарелочки, а на зубнике с кругом вращал шарик.

Но стать Королем в царстве Энрико Растелли, где было так много претендентов, дано далеко не каждому. Для этого мало одной, даже виртуозной техники. Нужно найти что-то новое. И Ларионов, подобно Джанни, герою замечательной книги Эдмона Гонкура "Братья Земгано", беспрестанно искал среди явлений, признанных невозможными, какую-нибудь штучку, которую он сделал бы выполнимой, небольшое нарушение законов природы, которого он добился бы первым, вызвав всеобщее недоверие и изумление. Сложно определить с какого момента слово "трюк" в сознании Алексея трансформировалось в слово "цветы", но именно тогда волшебный клубок покатился быстрее, как бы спеша к заветной цели.

Надо сказать, что иллюзия с цветами была в диковинку русскому зрителю и первый трюк, который появился в номере Ларионова в 1948 году, был для зрителей действительно неожиданным. Вот жонглер наряду с другими привычными для глаза трюками начал отбивать три мяча о лоб и плечи. В финале он отбрасывал два мяча униформистам, третий же, разломив пополам, превратил в два букета, которые с милой улыбкой преподнес партнерше. Думая, что мяч, как и другие, был резиновым, зрители невольно ахнули. Успех повлек за собой желание сделать "цветочным" весь номер, но как соединить, казалось бы, невозможное - жонглирование и иллюзию? И не просто соединить, а слить их воедино. Подобный "гибрид" принято называть термином "меланж-акт".

"Меланж", слово французское и означает "смешение", "акт" - действие. В цирке это номера, сочетающие трюки нескольких разнородных жанров. Есть поборники так называемых "чистых" жанров, но, на мой взгляд, именно на стыке удачного, органичного соединения нескольких жанров рождаются необычные, оригинальные произведения. Таким был номер "Жонглеры с цветами" Марии и Алексея Ларионовых. Вот Алексей жонглирует пятью булавами, оформленными в виде цветов. Каково же было удивление зрителей, когда буквально в воздухе цветы поменяли свой цвет - из фиолетовых стали желтыми. Затем цветы переходили в руки партнерши, которая пропускала их через конус и, с присущим ей женским упрямством, делала все равно по своему - цветы становились красными. Даже те трюки, которые не имели иллюзионного хода, были так или иначе вписаны в "цветочную" тему. Так, например, круглые сиденья стульев были оформлены в виде венков с цветами. Установив стаканы на площадочки в этих обручах-венках, Алексей, после стремительной их крутки на длинных палках, ловил обручи и стаканы в руки.

Такое "иллюзионное" жонглирование приблизило Ларионова к элите цирковых Волшебников. Казалось бы, успех, но клубок катился дальше. И это продолжалось бы довольно долго, если бы не магическое свойство коронованных особ - волшебный клубок послушно остановился у ног режиссера Ленинградского цирка Венецианова Георгия Семеновича. Этот талантливейший человек повлиял на многие артистические судьбы в их нелегком пути нового осмысления цирковых произведений. Венецианов был не только гениальным режиссером, одаренным педагогом и драматургом, но и своего рода "иллюзионистом", превращающим из "чего-то" в "нечто". Такая трансформация произошла и с номером Ларионовых в 1963 году. "Жонглеров в конвейере много, а лучше сделать номер "Иллюзия с цветами", - предложил режиссер и после двухнедельной репетиции номер предстал перед зрителем в другом качестве.

А качество в свою очередь породило большое количество восторженных отзывов и рецензий. Вот одна из них: "Покоряют зрителей иллюзионисты Ларионовы игрой с цветами. Их манипуляции в некоторой степени новы, а главное - привлекают внимание тем, что они сделаны "по законам красоты", - они эстетичны, приятны для глаза. Покоряет техническая легкость исполнения и мозаика цветовых красок", писал рецензент газеты "Красноярский рабочий" города Старжевского. Иллюзионный номер "Игра с цветами" покорил не только русских зрителей. В 1964 году во время гастролей по Индии в городе Калькутте Ларионову был вручен приз "Короля цветов".

Теперь он почетный член многих магических клубов - в Москве, Праге, Югославии, Венгрии и других. Мало того, его волшебство использовали даже такие прославленные чудотворцы, как "Старик Хоттабыч", у которого в спектакле московского театра оперетты появлялись цветы из тросточек, "Фея", достававшая из пустой корзиночки туфельки в спектакле "Золушка" театра на Малой Бронной и даже сам "Иисус Христос", который в постановке театра им.Моссовета одаривал народ, доставая из пустого платка корзины с хлебом и букеты цветов, меняющих окраску.

И вот, мы снова в маленьком Цветочном королевстве. Склоня голову, Ларионов умелыми пальцами создает еще одно чудо. Надо обладать большим терпением и мастерством, чтобы справиться с такой тонкой и кропотливой работой. Может быть поэтому, в знак благодарности, его детища раскрыли ему тайны своего исчезновения и появления. Со временем, цветы открыли своему Королю еще одно чудодейственное их свойство - продлевать жизнь.

Недавно, в 1993 году, Ларионов Алексей Иванович отпраздновал свое 80-летие. Поздравить его пришли такие коронованные особы, как известный писатель, земляк и ровесник юбиляра Ю.Н.Благов, Волшебник, а по совместительству Председатель правления союза цирковых деятелей России, Народный артист России Э.Т.Кио, Королева львов, Народная артистка СССР, Председатель совета ветеранов Бугримова И.Н., по рекомендации которой Ларионов, отработав в цирке более 40 лет и, уйдя на пенсию, вот уже более 20 лет принимает активное участие в концертной деятельности.

Цветы Ларионова помогают продлевать творческую жизнь и тем артистам, которые по разным причинам уже не могут работать в спортивно-акробатических жанрах. "Дорогой Алексей! (пишет ему на обороте фотографии артист цирка на сцене Александр Кравчинский) Как видишь - пытаюсь не заржаветь. Правда, двойное сальто уже не кручу, но твой реквизит использую". Среди множества имен есть и знакомые. Это Фархад Раджапов и Ширин из Ташкентской филармонии цирка на сцене, Старенко Андрей из Красноярской филармонии, артисты Россцирка Лолита Магомедова, Ольга Колео, Эмма и Виктор Филатовы. Преемников много, но каждый из них старается решить тему "цветы" по-своему.

Элексирное свойство цветов передается и зрителям. Как на чудо взираем мы на ускоренную во много раз киносъемку распускающихся цветов. К сожалению, описание этого же процесса утрачивает магию волшебства. Подобное надо видеть. "Угощайтесь…" - как бы говорит Король цветов, предлагая коробку конфет. Но что это?! Из-под ее крышки вдруг вырастает огромный букет разноцветных цветов. Смотрите, а эта красная гвоздика каким-то чудом перенеслась рисунком на салфетку. Другие же, продетые сквозь трубочки, стали менять свой цвет. "Пожалуйста…" - предлагает Король букет цветов. Хотим взять, но… их почему-то уже нет.

Мгновение и… они опять на месте, приобретя новую окраску. А из маленькой корзиночки достаются десять бутылок шампанского и в довершении всего на том же месте вырастает огромный букет. Цветы как будто "играют", "смеются" над нами, преподнося очередные сюрпризы - то они исчезают, превращаясь в хрустальную люстру, то вновь появляются из-под пустого покрывала большими корзинами. И вот уже все королевство заполнено разноцветной радугой цветов. Кажется нет такого предмета, из которого они не могли бы появиться. Но что это?! В руках Короля маленькая коробочка. Неужели и в ней букет? Но под ее крышкой иллюзиям нет места. Среди наград за волшебство, у Ларионова есть и такие, как Орден отечественной войны 1-ой степени, Медаль за боевые заслуги, Медаль за оборону заполярья и другие.

Как знать, может быть уже в тот праздничный победный вечер 1945-го года, когда солдат погранвойск Ларионов Алексей играл на аккордеоне "В лесу прифронтовом" по просьбе Ю.В.Андропова - тогда 2-го секретаря горкома партии, выразилось и определилось, у каждого свое, щемящее, горестно-радостное понимание, "что на нейтральной полосе цветы, необычайной красоты…".

Е.Чернов, кандидат искусствоведения

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100