Садоевы. Талантливые и красивые! - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Садоевы. Талантливые и красивые!

История отечественного цирка не знала объявленных конкурсов "Самая красивая цирковая пара". Тем не менее, в общественном цирковом сознании такой конкурс имел место.

Каким-то удивительным образом складывалось мнение, вернее сказать молва о том, кто в данный исторический отрезок времени таковой парой является. В разные годы это, пусть не формальное, при всём том, весьма значимое и почётное "звание" носили: Александр Буслаев и Ирина Бугримова, Роза Вербицкая и Юрий Половнёв, Людмила Котова и Юрий Ермолаев, Лидия Давидович и Владимир Довейко, Дзерасса Туганова и Валерий Денисов, Мамлакат Ташкенбаева и Роман Беллей…

По таким парам цирковое сообщество сверяло и оттачивало своё понимание эталонов физической, духовной и профессиональной красоты. С "победителями конкурса" сравнивали собственные притязания на красоту и уровень артистизма. С ними мерились профессиональным мастерством, заимствовали их манеру поведения, у них перенимали покрой костюмов и сорта духов. Сам "стиль жизни" таких пар на какое-то время становился универсальным идеалом и чуть ли не идолом, которому поклонялись, подражали, восхищались и, втайне, - кто по белому, кто по-чёрному - завидовали.

В этом "явлении для подражания" заключался глубокий социальный смысл, состоящий в своеобразном регулировании и совершенствовании внутрицирковых эстетических норм и критериев. Сегодня, разумеется, многое в стране и в цирке кардинально переменилось! Сама система координат жизненных и профессиональных ценностей изменилась до неузнаваемости и всё же… Внимательно присматриваясь к исполнительскому составу современного циркового "конвейера", необходимо признать, что пальма первенства одной из самых красивых цирковых пар, (а по мне, так - самой красивой!) сегодня принадлежит Илоне и Руслану Садоевым.

Ярко одарённые артисты, брат и сестра Садоевы обратили на себя пристальное внимание в 1997 году, когда стали обладателями "Золотoй тройки" на I Всероссийском Фестивале-Конкурсе циркового искусства в Ярославле.

С первых шагов в цирке, они покорили публику и знатоков неподдельной искренностью исполнения и каким-то безрассудным юношеским обаянием и бесстрашием. А ещё - высокой исполнительской техникой, через край перехлёстывающей эмоциональностью и отменной выучкой, полученной от родителей - Валентины Степановны и Завика Свуховича, не без успеха выступавших на советских манежах в 70-е - 80-е.

В детях щедро отозвалась классическая советская цирковая школа - высокий исполнительский трюковой уровень в сочетании с изяществом и чистотой исполнения! Несомненная новизна и свежесть номера были ещё и в том, что сложнейшие "жокейские" трюки органично сочетались с не менее впечатляющей техникой жонглирования на лошади. Оттеняла и усиливала блестящее впечатление от работы брата экспрессивная и сексапильная Илона, эффектно вращая хула-хупы и грациозно пританцовывая на крупе рысящей по кругу лошади.

Для знатоков уже тогда стало очевидно, что отечественный цирк счастливо пополнился не только незаурядной красоты цирковой парой, но и драгоценным творческим "алмазом", который… нуждался в соответствующей Новому веку стилистической "огранке".

За шлифовку обретённого циркового бриллианта принимались многие режиссёры, однако, были вынуждены отступать, наталкиваясь на естественное "сопротивление материала". Мастерство брата и сестры Садоевых, как уже говорилось, рождалось в семейной школе специфически "советского" закала, со всеми её плюсами и минусами. Необходимо было двигаться дальше. И артисты не останавливались.

Молодым дуэтом заинтересовался один из ведущих режиссёров нашего цирка, признанный специалист экспериментально-поискового направления в творчестве, к которому принадлежит Владлен Иванович Левшин. Несколько долгих месяцев в ростовской молодёжной цирковой Студии, которую мастер возглавляет уже много лет, продолжались многочасовые ежедневные занятия по оригинальной методике режиссёра-новатора. Пластическая хореография, ритмика, гигиена артиста, основы музыкальной грамоты, актёрское мастерство - вот далеко не полный перечень дисциплин дополнявших ежедневные занятия молодых артистов жонглированием и конной акробатикой. В конце концов, Садоевы усложнили трюковую составляющую номера, обрели уверенность и стабильность в работе. В их манере появились особый исполнительской блеск и своеобразный цирковой шарм, столь необходимые для успеха в условиях Новейшего времени. Так продолжились поиски своего стиля. Звёздного!

"Звёздная тема", что называется, носилась в воздухе, была на слуху и на виду: звезда, звёздный, звёздность и т.п. Зажглись молодые звёзды российского цирка… И по сию пору не стихают разговоры о звёздах. Что их, будто бы, "надо делать в цирке", и что вроде бы "отсутствует отлаженная система создания цирковых звёзд" и далее в том же духе. Должен признаться, что от подобных разговоров, читаемых повсюду текстов и бесконечно транслируемых телесюжетов складывается устойчивое ощущение всеобщего, как бы это мягче сказать.., умопомрачения.

Как-то так случилось, что все вокруг дружно "звезданулись". К "звёздам" себя причисляют не столько артисты, сколько политики, бизнесмены, парикмахеры, врачи, повара, милиционеры… Словом, все кому не лень. От всеобщего этого "звёздного" умопомешательства нередко хочется убежать, спрятаться, защититься: Опомнитесь, господа! Окститесь, о чём это вы?!

Слава Создателю, цирк - не раскидистая телевизионная клюква из "фабрикантов-народников", жаждущих за пару месяцев сделаться звездами TV, кое-как натасканных вульгарно двигаться и вовремя артикулировать под фонограмму. Всё это, как не трудно догадаться - имитация и симуляция творческого процесса, не более. Профанация на ниве искусства, людей решающих исключительно материальные проблемы и лечащие свои имиджевые комплексы. Других интересов толком нет.

Цирк не требует "деланья" или "создания" пресловутых "звёзд". Звезда в цирке "восходит" совсем по иным траекториям и подчиняется иным законам! Или - не восходит вовсе! По-другому в цирке не бывает.

Иное дело, поддержка и продвижение таланта. То, что в сильно американизированном теперешнем шоу-бизнесе именуется "promotion" и "producing". Именно "этого" - поддержки и продвижения, - как не хватало, так и не хватает нашей замечательной цирковой паре. После победы на Всероссийском Конкурсе в Ярославле можно было ожидать решительной "раскрутки" (promotion и PR) звёздного номера, как на европейском, так и на мировом уровне. Таково элементарное требование современного менеджмента! Этого, увы, не произошло.

Прежнее руководство Компании - Л.Яирова, Д.Смелянский, Л.Костюк - были заняты чем угодно, только не совершенствованием творческой стратегии Компании, куда в обязательном порядке должно входить продвижение эксклюзивных номеров-лидеров в жанрах на европейский и мировой рынок циркового бизнеса.

Илона и Руслан Садоевы, безусловно, стоили и стоят того! Вместо этого артисты получали так называемые внутренние разнарядки на гастроли по городам и весям нашей необъятной Родины.

Хочу быть правильно понятым: я не являюсь сторонником "равенства в бедности", создания особых условий и преференций для всех подряд номеров, входящих в "конвейер" Росгосцирка. Искусство по природе своей иерархично! Но, если Компания намерена оставаться законодателем мод на мировом рынке, если она желает, чтобы с её профессиональным мнением считались в мире циркового бизнеса, она должна, нет, просто обязана, настойчиво и регулярно демонстрировать свои лучшие достижения на европейском и мировом уровнях. Не делать этого, всё равно, что, изобретя бумагу продолжать общение с остальным миром посредством записок на папирусе и буйволиной коже.

А между тем, 3-й Московский Международный Молодёжный Фестиваль-Конкурс Циркового Искусства, проходивший в цирке на Цветном бульваре, принёс Садоевым Диплом Лауреатов Первой степени и высшую награду Фестиваля - "Золотого слона". Успеху предшествовала долгая и кропотливая работа с талантливыми режиссёрами Ольгой и Яном Польди. Полагаю, что это событие явилось поворотным моментом в карьере брата и сестры Садоевых.

Впрочем, слово Ольге Александровне Польди: "Мы с Яном взялись за эту работу с большим опасением. Дело в том, что ребята очень сложные, с обострённым чувством самолюбия, достаточно избалованные успехом и с детства, привыкшие к родительским похвалам… Первое, на что мы обратили внимание, была своеобразная "пафосность" во всём их поведении на манеже во время выступления. Сделали трюк - комплимент, завершили комбинацию - комплимент … И всё это на высоком актёрском градусе, с полной отдачей и верой в то, что продемонстрированное должно неотразимо восхищать и поражать зрителя. Но сегодня подобная манера и стиль выступления безнадёжно устарели, прежние "советские" стилевые шаблоны не срабатывают. Прежний советский цирк ушёл вместе со страной под названием СССР… Оставив и развив их взрывную силу, их врождённую эмоциональность, надо было уберечь молодых артистов от обилия пустых "комплиментов", переломить сложившиеся стереотипы. Мы с Яном исповедуем "исторический" метод. Современный артист цирка должен на манеже "рассказать", то есть представить некую чудесную, волшебную историю - о невероятных событиях, чувствах, переживаниях, фантазиях, мечтах и т.п. Это безумно сложно, особенно, если артист научен с детства вести себя в манеже "по-советски".

Мы почти год мучились с ребятами и, кажется, нам удалось их переубедить и переучить. Нам представляется, что получилась достаточно интересная и занимательная история о выборе между Любовью и Свободой"…

Новейшая версия номера Садоевых получила название "Цыганская сюита". Но то был лишь посыл к поискам - кто видел номер, полагаю, согласятся, что никакой особой "цыганщины" в нём нет и в помине. И хорошо, что нет! Получилось, действительно, - о Любви!

Позапрошлой зимой мне повезло побывать в Санкт-Петербургском цирке на Фонтанке. В достаточно сильной сборной программе работали Садоевы. Они заканчивали первое отделение. То, как их принимала питерская публика, заслуживает развёрнутого описания.

Субботний вечер, зал полон. Публика, в основном, что называется, "семейная". Дети поминутно вертятся, перебирают в руках игрушки, трещотки, носики, светящиеся палочки. Время от времени зал то стихает, то вежливо, словно по инерции аплодирует воздушным гимнастам, жонглёрам, эквилибристам, клоунам. Представление воспринимается "вполглаза".

На первых музыкальных тактах предваряющих выступление Садоевых, зал стихает и "просыпается". На манеж выкатывается колесо телеги, и медленно докатившись до середины манежа, останавливается. Световой луч "выхватывает" на барьере Его и Её, затевающих шутливую перебранку влюблённых. По кругу начинает неспешно рысить красавец-конь… Дальнейшее развитие цирковой "истории" идёт стремительно, по нарастающей…

И тут со зрительным залом происходит настоящее чудо. Зал сосредотачивается. Публика как под гипнозом начинает с нарастающим вниманием следить за малейшими нюансами событий и переживаний, разворачивающихся на манеже…

Зал проглатывает "историю" Садоевых, что называется, на одном дыхании. В финале номера зрители награждают артистов таким овациями и скандированием, что поневоле закрадывается мысль: уж не одних ли Садоевых ради, эта публика пришла на сегодняшнее представление?! У меня, по крайней мере, осталось устойчивое ощущение, что так оно и было.

Год спустя Садоевы стали обладателями почётной Серебряной награды на 2-ом Московском Международном Фестивале-Конкурсе, проходившем в цирке на Поклонной горе. Московская публика наградила Садоевых шквалом оваций и оглушительным признанием.

На заключительном гала-представлении произошло по сути знаковое, хотя и мало кем замеченное, глубоко символическое событие. Здесь необходимо краткое отступление.

В 50-е - 60-е годы прошлого столетия отечественный, а пожалуй, что и мировой цирк, по праву гордился лучшим жонглёром на лошади - Николаем Леонидовичем Ольховиковым. С течением лет, почётная эстафета лучшего жонглёра цирка перешла к любимому ученику Николая Леонидовича, многогранно одарённому Сарвату Бегбуди. Символическая "передача эстафеты" проходила в торжественной обстановке, на манеже Старого московского цирка (бывший цирк А.Саламонского). Во время эпилога, завершающего сезон представления, после объявления имени Сарвата Бегбуди, навстречу молодому артисту вышел, как всегда импозантный и взволнованный Народный артист СССР Н.Л.Ольховиков. Он вручил молодому артисту огромный роскошный букет цветов. Так Мастер признал Мастера!

История не прервалась. Она получила продолжение на манеже цирка на Поклонной горе прошлым летом. Народный артист России Сарват Мидхатович Бегбуди тепло и от всей души поздравил блистательный дуэт Илоны и Руслана Садоевых, вручив им великолепный букет цветов. Он передал "эстафету": от Мастера - Мастерам!

Садоевы с честью приняли "эстафету поколений" и вполне заслужили титул лучших в жанре. Молодые, талантливые, красивые, мастеровитые… Казалось бы: живи, работай, радуй самих себя, зрителей и поклонников. Но что-то мешает мне выписать восторженную завершающую фразу и закончить текст восклицательным знаком.

Остался очень уж деликатный и тонкий сюжет, не упомянуть который полагаю для себя невозможным.

Для меня Садоевы - подлинные, настоящие звёзды российского цирка! Но именно признавая их таковыми, я не могу не высказать собственных ощущений, как частного, так и общего характера.

Не раз молодые артисты, - вы не поверите, - из любви к родителям были вынуждены отказываться от выгодных "звёздных" предложений. Безграничная родительская любовь парадоксальным образом оборачивалась… неволей. Любовь как тюрьма - мотив абсолютно фрейдистский. Подсознательное стремление родителей как можно дольше не отпускать от себя своих детей можно интерпретировать по Фрейду, как стремление посредством детей компенсировать травматические фрагменты собственной жизни. Здесь мы имеем дело с так называемым несознаваемым родительским эгоизмом и без отца-основателя психоанализа, тут вряд ли обойдёшься. Впрочем, можно обойтись и без психоанализа. Стоит, однако, помнить, что век "звезды", - а в цирке особенно! - до обидного короток! Не успеваешь оглянуться и ты уже… уходящая натура.

Теперь общее соображение. По моим сугубо личным представлениям, "почвы" и "среды" для полноценного "сияния" звёзд в нашей стране сегодня, как говорится, кот наплакал.

Долгое отсутствие артистов-звёзд на европейских и мировых манежах, скудная пресса, отсутствие интереса со стороны телевидения и пр. и пр. самым печальным образом сказывается на профессиональном имидже звезды. У такого рода "заброшенных", находящихся на вынужденном простое звёзд ослабевает профессиональный иммунитет, снижается требовательность к основам профессии, падает самооценка, что, в конце концов, может привести к тяжкому заболеванию, которое я для себя определяю как провинциализм, провинциальность.

Это понятие трудно сформулировать в словесных образах. Но, стоит помнить, что взыскательный зритель непременно заметит на лицах "провинциальных" артистов следы всех неблагополучий обыденной жизни. Манеж не спасает и не укрывает от житейских невзгод и бытовых неурядиц, он их подчёркивает и укрупняет.

Звезда живёт и расцветает в атмосфере повышенного комфорта, постоянного признания, шумного восхищения и длящегося искреннего восторга. В атмосфере абсолютной свободы от всех и вся! Именно такой атмосферы и таких условий для работы и жизни я бы хотел для самой красивой пары Росгосцирка - Илоны и Руслана Садоевых.

Потому и написал!

Владимир Сергунин
кандидат искусствоведения

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования