В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Публицист эстрады Матвей Грин

Эта статья посвящена литератору, который в течение долгих лет работает «на эстраду», и его произведения без упоминания фамилии исполняются многими конферансье-фельетонистами нашей многонациональной советской эстрады. Имя его Матвей Грин.

Вернемся в недавнее прошлое, в то самое время, когда многие мои коллеги по профессии именовались «авторами-исполнителями». Были ли они авторами того, что исполняли — это, если говорить честно, никому не известно. Не все эти авторы-исполнители отличались большой грамотностью и тонким остроумием, но «лучшие» их репризы переходили как эстафета из уст в уста. Все было подчинено одной задаче — вызвать смех в зрительном зале. Рекомендовали себя конферансье примерно так: «Добрый вечер, здравствуйте, я — конферансье. Конферансье — слово французское, а в переводе на немецкий язык оно означает «трепач», на русский язык лучше не переводить. Будет то же самое».

Но росла культура зрительного зала. и функции конферансье менялись, от него требовалось глубокое понимание происходящего вокруг, чувство времени.

Конечно, обобщать не следует. Репертуар А. Г. Алексеева. М. Н. Гаркави. П. Г. Райского, А. А. Менделевнча, А. А. Глинского и других «первых конферансье» русской эстрады, да и таких подлинных авторов-фельетонистов. как Н. П. Смирнов-Сокольский и Г. И. Афонин, был лишен подобных «перлов» остроумия.

Но в общем-то дело обстояло неважно. И на эстраду пришел «автор» — так именуют писателя в договорах.

Сейчас уже трудно найти конферансье или фельетониста — от москвича Бориса Бруноза, ленинградца Бена Бенцианова, прославленных Льва Мирова и Марка Новицкого до скромного конферансье любой областной филармонии, — который не пользовался бы произведениями Грина.

Матвей Яковлевич Грин журналист по своей первой профессии, и все то лучшее, что есть в этой профессии, он перенес в свою эстрадную деятельность. Фельетоны Грина — это итог большой и кропотливой предварительной работы, это не только плод вдохновения, но и свидетельство политической грамотности, точного понимания долга советского артиста эстрады. Посвящены они. как правило, темам и проблемам, которые волнуют зрителя, пришедшего именно сегодня на тот или иной концерт.

Но произведения Грина — не однодневки, многие живут годами. Так программа, созданная на открытие Выставки достижений народного хозяйства «Чем богаты тем и рады», «работает» уже 16 лет.

Грин не ограничивается информацией. Подолгу просиживает в библиотеках и читальнях, взыискивая необычайные факты, которые «работают» на тему создаваемых им произведений, облекает их в интересную форму, и они по-новому открываются слушателям.

Большое количество программ создано Матвеем Грином и его соавтором поэтом Юрием Цейтлиным для филармоний Российской Федерации, других республик, и всегда с использованием местных материалов. Каждый фельетон имеет обязательный подтекст — завтра наша советская действительность будет еще лучше, еще интереснее. Его произведения очень часто называют «позитивными», и это точное название, но оно вовсе не означает, что фельетоны Грина лишены остроты. Грин видит недостатки и пишет о них, только они не заслоняют от него то настоящее и самое главное, что побеждает в борьбе с этими недостатками.

На недавно прошедшем Втором Всесоюзном семинаре драматургов эстрады М. Я. Грин был одним из его руководителей. Участники семинара, как молодые, так и маститые, говорили на заключительном собрании, что его занятия много дали им с точки зрения раскрытия, «секретов ремесла», нацелили их на неустанные поиски нового и интересного в нашей жизни, учили переносить это на эстраду.

Что же эго за «секреты ремесла»?

Для Грина — это прежде всего умение слышать жизнь, улавливать ее пульс, ее ритм.

Недавно Грин в составе делегации деятелей искусства и литературы РСФСР был на праздновании 100-летия Каракалпакии.

Когда делегация ехала из столицы республики Нукуса в районный центр Бируни, за пять-шесть километров от селения их встречали школьники, которые стояли по обочинам дороги и приветственно махали платками.

Через час на концерте для трудящихся Бируни Борис Брунов произнес слова, написанные Грином: «Увидев школьников у дороги, мы сначала подумали: ведь их сняли с уроков, из-за нас они что-то упустят в арифметике, географии, истории. Но потом мы решили: арифметику и географию они нагонят, а здесь, на этой дороге, они получили, может быть, самый важный урок — урок дружбы народов».

Эти слова цитировали узбекские газеты, как пример точного агитационного выступления конферансье. Такими по-настоящему агитационными являются почти все произведения, написанные Грином. И для этой агитационности он умеет находить яркую эстрадную форму. Вот один из примеров.

В фельетоне «Красная площадь» (его исполняет Борис Брунов) автор рассказал о таком факте: в 1930 году из Сталинграда в Москву бригада рабочих привезла для показа делегатам партсъезда первый советский трактор. Он шел своим ходом от Казанского вокзала до Красной площади. При въезде на площадь трактор «столкнулся» с машиной немецкого посла. Молоденький милиционер задержал посольскую машину и пропустил трактор. А далее автор говорит вот что: «Мог ли кто-нибудь знать, что через одиннадцать лет танки, изготовленные на Сталинградском тракторном заводе, остановят у берегов Волги всю военную машину Гитлера».

Есть у Грина монолог, который исполняли. наверно, конферансье всех филармоний. Недавно в Ленинградском театре эстрады он был исполнен в тысячный раз. Монолог этот называется «Человек с чемоданчиком». Это рассказ представителя эстрадной профессии — куплетиста, фельетониста или конферансье. В нем, может быть впервые на нашей эстраде, в убедительной художественной форме говорится о том, пусть скромном, вкладе артистов эстрады, который они внесли в историю Советского государства. В монологе говорится о том, что артисты эстрады всегда были на переднем крае нашего искусства — в годы гражданской войны, в годы первых пятилеток, в годы Великой Отечественной войны и в послевоенные годы. М. Грин и сейчас всегда с нами, с артистами эстрады. там. где мы бываем нужны, «от Финских хладных скал до пламенной Колхиды», от праздника урожая в Целинограде, до праздника сбора хлопка в Ташкенте. Он журналист по призванию и направленности своего творчества.

Я уже говорил, что Грин много работает с газетами и в архивах. Теперь добавлю, что он умеет и любит это делать.

В интермедии «Читая старые газеты...» (исполнители Л. Миров и М. Новицкий) Грин сделал следующее: взяв информацию из «Рабочей газеты». выходившей в Москве в 1930 году. сопоставил факты тех дней с подобными фактами нашей сегодняшней жизни — объявления биржи труда и доски объявлений Мосгорсправки, сообщение о торжественном открытии общежития-барака для рабочих завода АМО и рассказ о нынешних микрорайонах столицы. Сравнение было ярким, убедительным и образным.

В программе «Товарищ Волга», написанной для Куйбышевской филармонии. Грин привел письмо, которое разыскал в местном архиве. «Пущено 6 августа 1919 года из села Пролей-Каша, что под Жигулями, от мальчика Тишки Куркова. Дорогой Ленин! Я как мальчик тринадцати лет, в настоящее время трудящийся около сохи, вздумал написать вам письмо, то есть выразить свое душевное согласие с великим вождем революции товарищем Лениным. Во всей своей работе вы, товарищ Ленин, можете на меня рассчитывать*.

Процитировав это письмо, автор говорит: «Вы только подумайте, товарищи. два года, как свершилась революция. в стране голод, разруха, четырнадцать держав Антанты идут на Советскую власть, чтобы сокрушить ее, а где-то в глухом далеком селе Пролей-Каша, в холодной избе, при неверном свете лучины деревенский парнишка пишет письмо Ленину. Ничего он лично для себя у Ленина не просит. он просто хочет, чтобы Ленин знал о его жизни и в планах своих мог на него рассчитывать. А Ленин на таких Курковых и рассчитывал, а Курковы крепко надеялись на своего Ленина, и, как знаем, никто не ошибся».

Согласитесь, что это агитация высокого накала.

Таких примеров в творчестве Грина много. Так он понимает свой долг писателя и одну из важнейших функций эстрады — воспеть советского человека, его великие дела, так он своим творчеством борется за советский образ жизни.

И мне иногда бывает обидно, когда произведения Грина попадают в руки артиста-ремесленника и он ограничивается лишь произнесением «громко и вслух> слов, написанных автором с таким волнением.

Недавно прошли большие представления «Товарищ Кино» и «Хлеб да соль», поставленные по его сценариям. Эти представления собирали полные зрительные залы и имели большой успех. Не сомневаюсь, что Матвей Грин еще долго будет радовать зрителей своими новыми произведениями.

Ф.ЛИПСКЕРОВ

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100