Рассказ о фронтовом цирке - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Рассказ о фронтовом цирке

Войдя летом 1941 годе в деревню Теребони, немцы обнаружили тайник. В нем оказался металлический шар, а рядом лежали еще какие-то непонятные предметы. Фашисты подумали, что перед ними — мина.

«Мина» и загадочные предметы принадлежали ленинградским артистам, ушедшим добровольцами на фронт в первые же дни войны. Два месяца носили они свой реквизит за плечами, но в конце концов расстались с ним. Взвод их, зачисленный в состав 3-го стрелкового полка первой Кировской дивизии народного ополчения, вступил в бой на подступах к Ленинграду. Реквизит пришлось закопать, но артисты твердо верили — он им обязательно понадобится. И когда в октябре дивизию расформировали, то командование решило из артистов-добровольцев организовать концертную агитбригаду Дома Красной Армии имени С. М. Кирова. В труднейших условиях Ленинградского фронта за один год бригада дала свыше шестисот концертов.

«Мы в Тихвине были и в Вишере Малой,
Мы были на трассе, на Ладожском льду,
Участка на фронте не сыщешь, пожалуй,
Где мы не шагали бы в этом году», — говорил со сцены артист Л. Арт.


Измученный голодом, холодом, артобстрелами город... Казалось бы, в такое суровое время не до цирка. Но вот осенью 1942 года в Доме Красной Армии состоялся концерт. В него включили цирковые номера. Они особенно понравились зрителям. Пусть давно погасли огни циркового здания на Фонтанке, а цирк вот он — перед вами. Даже без традиционного манежа живет и радует зрителей.

Концерт начинался оригинальным парадом велосипедистов. На сцену вылетали лихие всадники на разукрашенных велосипедах и под веселые трели звонков совершали круг. В конце, приветствуя зрителей, они вздыбливали своих стальных «коней». (Вот когда пригодилась тренировка артистов — ведь с концерта на концерт, в любую погоду и по любой дороге им приходилось разъезжать на велосипедах). Затем выходил клоун Павел Алексеевич, и концерт продолжался.

А когда он закончился, произошло важное событие. Вот что вспоминает о нем заслуженный артист РСФСР Георгий Поликарпов: «Мы знали, что Евгений Павлович Гершуни (он возглавлял бригаду) вызван в Военный совет. С нетерпением ждали его а нашей 77-й комнате в Доме культуры. Он против обыкновения опоздал, пришел взволнованный и сказал:

— Есть приказ о создании Красноармейского цирка. Хочу посоветоваться, что нам для этого нужно.

Прикинули, посчитали и решили: прежде всего — артисты, оркестр, а также декорации, костюмы.

Командование разрешило отозвать из воинских частей артистов — будущих участников фронтового цирка. Но ведь их еще надо было отыскать. На поиски отрядили энергичного и настойчивого Анатолия Жерве, который отлично справился со своим поручением.

Коллектив получился очень спаянным, дружным и, что очень важно — профессионально подготовленным. Начальником фронтового цирка стал Е. Гершуни — человек опытный, любящий и хорошо знающий дело.

8 начале 1943 года состоялось первое представление. Когда зрители входили в зал, оформленный художником В. Петровым, им казалось, что они действительно попали в цирк. Полукружье амфитеатра, места для зрителей, а в центре — форганг. По краям его и в амфитеатре помещался оркестр — женский джаз, участниц которого разыскивали по госпиталям и воинским соединениям.

Программа состояла из номеров различных цирковых жанров. Большим успехом пользовалась у зрителей политсатира в исполнении П. Алексеева и К. Гузыиина — интермедии «Фашистский зверинец» и «Чечетка последней лошади Паулюса, сбежавшей в плен». Жонглеры Александр и Анатолий Жерве могли украсить любую программу, они восхищали темпом, четкостью исполнения всех трюков, легкостью и элегантностью. С. Соколов эффектно жонглировал большими мечами. Е. Скляднев и Д. Валиулина вместо своего обычного акробатического номера подготовили новый — переходную лестницу. Другие жанры представляли акробаты-эксцентрики Борис и Галина Даиилюк, иллюзионист А. Казини. Когда на импровизированном монеже появлялся жонглер Август Рапито, на зрителей веяло мирным временем и на минуту как бы отодвигалась война. Слышится артобстрел, а тут, пожалуйста, безупречный смокинг, щегольской цилиндр, беспечная улыбка, сами собой летают в руках артиста шарики.

В то суровое время людям особенно была нужна улыбка, потому и поставили веселую буффонаду А. Ругби, Г. Поликарпов, Н. Александрович. Рано ушедшего из жизни Ругби заменил А. Маслюков, отличный музыкант, танцор, акробат, а главное выдумщик. Эта троица исполняла забавные сценки "Три мушкетера" и «Цирк-ералаш». Старый знакомый и любимец ленинградцев ведущий клоун фронтового цирка Павел Алексеевич, появлявшийся в своем мешковетом костюме, напоминал добродушного увальня, но неожиданно поражал силой и ловкостью. Великолепно владея приемами классической клоунады, он умел внести в нее злободневность. «Хотите я вам сыграю самую любимую в Ленинграде мелодию?» — спрашивал он, и труба выводила отбой воздушной тревоги.

Однажды цирк направили на правый берег Невы. Артисты должны были выступать перед молодым пополнением. Представление шло на большом открытом поле, и вдруг — гроза, ливень. Солдаты укрылись плащ-палатками, шинелями; артисты же в своих тоненьких трико и легких костюмах продолжали выступление.

Вспоминаются и чисто блокадные трудности. Как-то для буффонадной сценки понадобились «зубы» — горсть белой фасоли. Раздобыть ее без карточки было невозможно. Пришлось похлопотать, чтобы выписали сто граммов «исходящего реквизита».

Немало было сложностей, на каждом шагу артистов подстерегала опасность, но они работали и даже создавали новые номера.

...О цирке шла добрая слава. Где только он не побывал: в Кронштадте, Рыбацком, Осиновой роще, в Шувалове, Ораниснбауме, Доме культуры имени Капранове, Сестрорецке, по всему правому берегу Невы. И всюду его встречали горячо, и всюду ему были рады как посланцу города-героя. Артистов расспрашивали о том, как живут и работают в Ленинграде люди, ведь у многих там оставались родители, жены, сестры, дети. В самом городе труппа работала на сцене Малого оперного театра, в клубе МВД, в Саду отдыха. Иногда приходилось выступать по нескольку раз в день, а добираться до места где давали концерт, было не так-то просто.

В Кронштадт, например, зимой ехали по льду, летом шли на тральщике среди мин под обстрелом и бомбежками. Часто на концерт ходили пешком. И все-таки коллектив сумел дать 1 600 концертов.

Осенью 1943 года он представлял боевое искусство Ленинграда в столице. Незабываемый месяц в Москве! Колонный зал, успех, встречи в Доме актера с деятелями искусств.

В Москву летели через Ладогу на бреющем полете, возвращались поездом. Он шел тихо, словно крался, чтобы не привлечь внимание близкого врага. Родной город показался измученным, но еще более любимым.

... Есть в 235 ленинградской школе музей «Искусство в период блокады», в котором находятся материалы о фронтовом цирке. Память об участниках этого коллектива бережно хранят дети Ленинграда, родившиеся через много лет после одно из первых представлений фронтового цирка. 1943 год войны.

оставить комментарий

 

НОВОЕ НА ФОРУМЕ


 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования