Петербург 1914. Цирк. Ну и зубики! Посылка. Горшки, гвозди и шампанский вальс
Владимир и Юрий Костанди - греки, создавали свой тип клоунады постепенно, переходя от одного жанра к другому, от акробатики к музыке. Свою работу они начали с акробатической кухни и к концу перешли к серьезной музыкальной - к оригинальным инструментам: колокольчикам, концертино и еще многим другим музыкальным инструментам, которыми они владели в таком совершенстве, что им могли позавидовать очень многие музыканты. В особенности это относится к Юрию, который владел искусством играть на одной струне и пузыре так, как после него никто не играл.
Как типаж они по справедливости считались лучшими клоунами этого периода в России. Все репризы их были насыщены юмором и культурой и преподносились на редкость артистично.
Клоун был очень нервный и все время подгонял Рыжего, а Рыжий был очень флегматичен и, не торопясь, выносил всю соль репризы Клоуна.
В работе у них все до мелочей было хорошо актерски срепетировано, и очень хорошо принималось публикой.
Братья Костанди, в особенности младший Юрий - Рыжий имели многочисленных поклонников. Можно сказать, что они имели свою публику, так как существовала целая категория зрителей, которые специально шли смотреть Костанди, что в цирке было редко.
Ну и зубики! Посылка.
Из главного выхода выходит Рыжий с перевязанными зубами, а с артистического середине манежа встречаются.
- Юрий, что с тобой? Заболел?
- Заболел, Володя. Зубы. Всю ночь не спал.
- Ты бы обратился к врачу, или к бабке, чтобы заговорила.
- К кому только не обращался, ничего не помогает. Уж на что лучше - один из приятелей рекомендовал верное средство, и то не помогло, а ты говоришь - заговорила бы!
- Какое же верное средство?
- Он советовал мне поехать на вокзал, постараться попасть к отходящему поезду, взять с собой веревку, и один конец веревки привязать за больной зуб. А друррй к буферу последнего вагона отходящего поезда, подождать отправления поезда, и, когда он поедет, пойти за ним, а потом сразу остановиться, рвануть, и больной зуб будет вырван.
- Ну, как же ты поступил?
- Купил веревку, поехал на вокзал. Смотрю, на 5-й линии товарный. Узнал, что через 5 минут отправляется. Я скорее за последний вагон. Завязал конец веревки за больной зуб, другой за буфер последнего вагона. Слышу второй звонок - жду. Третий звонок. Старший дает свисток. Рывок. Поезд медленно двигается. Я за ним. Он быстрей - и я тоже. Пошел полным ходом - и я полным ходом. Ну, думаю, нужно решиться. Остановился, рванул.
КЛОУН - Ну, и вырвал больной зуб?
РЫЖИЙ - Нет, два последних вагона оторвал.
КЛОУН - Ну и зубики!
РЫЖИЙ - Да, моими зубами в ресторане (называет самый модный ресторан)рубленные котлеты есть.
Выходит Шпрех и обращаясь к клоунам, говорит:
ШПРЕХ - Кто из вас Владимир Костанди?
КЛОУН - Это я.
РЫЖИЙ - Не верьте! Костанди - это я. В чем дело?
ШПРЕХ - Здесь пришла посылка на имя Костанди.
КЛОУН - Костанди - это я. Я жду посылку уже больше месяца.
РЫЖИЙ - Посылка Костанди! Я 12 лет жду эту посылку! Клоун и Рыжий вырывают чемодан из рук Шпреха.
ШПРЕХ - Постойте! Посылка пришла наложенным платежом на 10 рублей. Кто заплатит 10 рублей, тот и возьмет посылку.
РЫЖИЙ - Это его посылка.
КЛОУН - Нет, я посылки не ожидал. Это его посылка.
ШПРЕХ - (обращаясь к Рыжему) Вы сказали - вы Костанди?
РЫЖИЙ - Да, Костанди - это я, а заплатит он.
ШПРЕХ - Как вам не стыдно, господа! Не ужели вы не можете заплатить по 5 рублей?
КЛОУН - Как пять? Вы сказали - десять рублей.
ШПРЕХ - Ну да, вы пять, и он пять. Это будет десять рублей.
РЫЖИЙ - Ну да, пятьдесят процентов скидки! Ты пять и он пять - это будет десять.
КЛОУН - Пять рублей чепуха! Сейчас вам отдам. Какими - золотом, серебром или бумажками? Роется в карманах. Рыжий подражает Клоуну, тоже роется в карманах.
РЫЖИЙ - Чепуха - пять рублей! Вам какими?
ШПРЕХ - Все равно.
РЫЖИЙ - Мне тоже все равно. Старые беговые билеты берете?
ШПРЕХ - Нет.
КЛОУН - Получите пять рублей.
Вынимает из кармана руку, якобы с деньгами и дает Шпреху апач. Тот убегает вслед за ним.
РЫЖИЙ - Стойте! Я не заплатил! На чай берете? (Шпрех машет рукой и оставляет чемодан) Смотри, на чай не берет, на кофе перешел!
КЛОУН - Давай посмотрим, за что мы с тобой заплатили.
Рыжий открывает чемодан и достает оттуда сюртук. Клоун берет сюртук у Рыжего.
КЛОУН - Теперь понял! Я заказывал у портного сюртук, он мне его и прислал!
РЫЖИЙ - Вот что, брат! Я тебя знаю, а ты меня. Сюртук мой!
КЛОУН - Давай померим. Кому придется, того и будет. Держи!
РЫЖИЙ - Согласен. Держи!
Оба стараются надеть сюртук и разрывают его пополам. Клоун, увидев, что сюртук разорвался, сердится, швыряет в Рыжего.
РЫЖИЙ - Смотри, сломался!
Клоун лезет дальше в чемодан и достает оттуда женское платье.
РЫЖИЙ - Э, да тут, кажется, ошибка!
КЛОУН - Нет, это господин Шпрех хотел над нами подшутить. Но ничего. Сейчас начался сезон маскарадов и мы с тобой исполним интересный номер. Ты переодевайся женщиной, а я пойду к нам в гардеробную и найду в пандан тебе костюм для себя. И мы с тобой изобразим сценку на маскараде. Ну, переодевайся женщиной.
РЫЖИЙ - Я некогда не был женщиной.
КЛОУН - Тебе здесь помогут (уходит за кулисы)
Рыжий просит униформистов помочь ему одеться. Надевает платье. Униформист подает завязки. Рыжий вскрикивает и хохочет.
ШПРЕХ - В чем дело?
РЫЖИЙ - Нахал! Щекочет! Ну, как я вам нравлюсь!
ШПРЕХ - Не очень. Вас природа не одарила женскими формами.
РЫЖИЙ - Вы хотите сказать, что я не имею женской формы? Так тут природа не причем. Красивые женские формы приобретаются у хорошей портнихи. Но у меня есть хорошее средство. У вас есть... Говорит Шпреху на ухо.
ШПРЕХ - Чем самовар раздувают? Есть.
РЫЖИЙ - Давайте сюда! И все будет в порядке!
Выносят мех. Рыжий просит вставит мех в карман и спрашивает Шпреха, показывая на униформу. РЫЖИЙ - Кто из них умеет лучше всех надувать? Вон тот, черненький, мне два года пять рублей и должен. Пойдите сюда, дуйте!
Униформист раздувает меха. Рыжий постепенно раздувается, под конец получается довольно полная карикатурная фигура.
РЫЖИЙ - Ну, господин Шпрех, как я вам нравлюсь? Идет карикатурной походкой. Достает из чемодана шляпу, надевает.
РЫЖИЙ - Господин Шпрех, я пойду сяду на места. Придет мой ухажер, вы ничего ему не говорите. Пусть он найдет меня.
Рыжий идет на места, хочет сесть в кресло, но толщина не позволяет. Он приподнимает зад и садится в кресло в первом ряду. Из-за кулис появляется Клоун. Он одет в костюм толстяка, сделанный из камыша с обручами до пояса, что дает возможность двигать костюм, создавая смешные положения.
КЛОУН - (обращается к Шпреху) Как я вам нравлюсь? Правда, чахоточный? Похож на подрядчика на железных дорогах. Вы не видели моей мадамы?
ШПРЕХ - Вон, посмотрите. Рыжий на местах кокетничает. Клоун тоже кокетливо подходит к Рыжему.
КЛОУН - Ну, Маруся, пойдем спляшем!
РЫЖИЙ - Нахал! Разве с дамой так обращаются? Пойдем спляшем! Нужно интеллигентно, по-французски.
КЛОУН - Вы видали? Вчера селедками торговала, а сегодня по-французски! Хочет по-французски, так по-французски! Пардон, мадам. Авек плизир, муз танце кэк-уок.
РЫЖИЙ - Вуи, мусью. Выходят с места. Вступает оркестр. Танцуют Кэк-Уок. Танцем уходят за кулисы.
Горшки, гвозди и шампанский вальс.
Клоун и Рыжий появляются на манеже, идут одновременно по барьеру и встречаются у главного входа, столкнувшись так, что дальше пройти нет возможности.
РЫЖИЙ - (с пафосом) Пусти, шестерка! Туз идет!
КЛОУН - А ты знаешь, что козырная шестерка туза бьет? Дает Рыжему пощечину, тот летит с барьера, падает, лежит на манеже. Встает.
РЫЖИЙ - Жулик, шулер! Сказал шестерка, а ударил пятеркой (показывает на руку). Ну, брат, мне некогда с тобой заниматься. Спешу домой. Дайте мои горшки! Униформа подает горшки для цветов, вставленные один в другой.
КЛОУН - Куда ты?
РЫЖИЙ - Домой. Невский 54, квартира 26, второй этаж.
КЛОУН - Зачем тебе горшки?
РЫЖИЙ - Люблю заняться огородничеством. Этой весной я добился огромных результатов.
КЛОУН - Каких же?
РЫЖИЙ - Живу я на Невском. 2-й этаж. Солнечная сторона. Весной взял я большой ящик, просверлил в дне дырки, чтобы вода стекала, открыл окно, выставил ящик за окно. Натаскал земли, посадил арбуз, дыню и тыкву. Каждое утро и к вечеру по ведру воды расходовал на поливку. Не прошло и десяти дней - взошел. И как ты думаешь, кто первый?
КЛОУН - Это ясно - тыква!
РЫЖИЙ - Нет!
КЛОУН - Арбуз?
РЫЖИЙ - Нет!
КЛОУН - Ну, тогда - дыня!
РЫЖИЙ - Да нет же!
КЛОУН - Ну кто же тогда первый взошел?
РЫЖИЙ - Первым взошел околоточный надзиратель и крикнул: "Убрать к черту ящики с окна!" Да, я забыл тебе сказать - у меня горшки музыкальные.
КЛОУН - А кто же на них играет?
РЫЖИЙ - Я. Разве ты не знаешь, что я окончил консерваторию в аптекарском магазине?
КЛОУН - Тогда давай сыграем: я на венской гармошке, а ты - на горшках.
РЫЖИЙ - Горшечный марш!
Берет палочки от ксилофона, расставляет горшки и под аккомпанемент, венской гармошки выстукивает на горшках марш. Затем берет в униформе пятиаршинную доску и собирается уходить.
КЛОУН - Брат, куда ты? Что это за доска у тебя?
РЫЖИЙ - Послушай, расскажу. В последнее воскресенье я был за городом -решил подышать воздухом. Вдруг, вижу - горит двух этажный деревянный дйм. В окне второго этажа стоит женщина и кричит: "Спасите, спасите!" Огонь бушует. В двери войти нельзя. Я не растерялся. Вижу забор. Оторвал от забора доску. Подставил к окну и кричу: "Садись верхом на доску, спокойно съедете! Садитесь!" Она так и сделала: села верхом и съехала прямо ко мне. КЛОУН - Что бы поблагодарить тебя?
РЫЖИЙ - Нет, начала ругать и чуть не применила действие.
КЛОУН - За что?
РЫЖИЙ - Я не досмотрел - в доске были гвозди.
КЛОУН - А что это за доска?
РЫЖИЙ - Владелец забора требует, что бы я забил забор. Вот, заготовлю и поеду забивать. Дайте гвозди и молоток! Забивает в доску 6 штук 12-ти дюймовых гвоздей в ряд. КЛОУН - Слушай, брат, гвозди немного велики.
РЫЖИЙ - Неважно, можно и отпилить. Дайте пилу-ножовку! Униформа дает контрабасовый смычок.
РЫЖИЙ - Держи, брат, доску - я отпилю.
КЛОУН - Нет, пусть держит другой, а я посмотрю, как ты будешь пилить. Рыжий завет униформиста. Тот держит доску. Рыжий проводит по гвоздю контрабасным смычком слышится мелодичный, очень певучий звук.
РЫЖИЙ- Слыхал?
КЛОУН - Да. Я тебе на гитаре, чтобы было веселей. А ты пили. Садится, берет гитару. РЫЖИЙ - Дайте еще одну пилу. Я буду пилить в две пилы, а ты сыграй русскую песню.
Клоун играет на гитаре певучую русскую песню. Рыжий водит смычками по гвоздям. Получается мелодичный звук, что зависит от настройки гвоздей, которые у Костанди были серебренные. Смычки хорошо наканифолены. Играют "Солнце всходит и заходит".
КЛОУН - Да, брат! Я хотел тебя спросить, что это с тобой произошло вчера, когда мы с тобой гуляли? Мимо нас промчался автомобиль. Раздался автомобильный гудок. Ты весь задрожал, вбежал в дом и я не мог тебя найти. В чем дело?
РЫЖИЙ - Я тебе все объясню. Слушай! Год тому назад я пошел со своей женой гулять за город. Вдруг раздаются звуки автомобильных рожков, к нам подъезжает автомобиль, из машины выскакивают шесть человек в масках, хватают мою жену, втаскивают в машину и увозят. И до сих пор ее нет. С тех пор, как только я услышу автомобильный рожок, меня бросает в пот.
КЛОУН - Ты так боишься автомобильного сигнала?
РЫЖИЙ - Да нет.
КЛОУН - А что же?
РЫЖИЙ - Я боюсь, чтобы мою жену не привезли обратно.
КЛОУН - Ну вот что, брат! Я решил угостить тебя сегодня шампанским, но ты, пожалуйста, сходи за ним.
РЫЖИЙ - В буфет?
КЛОУН - Нет, за кулисы.
РЫЖИЙ - Странно - за кулисы! Ну что ж, пойду! Дайте шампанское! Бежит за кулисы и тут же возвращается обратно, приносит два винных ящика - в каждом по шесть бутылок шампанского.
РЫЖИЙ - Давай посмотрим что за марка. Клоун берет между пальцев по три бутылке. Рыжий рассматривает бутылку.
КЛОУН - Рассмотрел - какой марки?
РЫЖИЙ - Ни дна, ни покрышки! Надевает бутылку на руку, оказывается у нею нет дна.
КЛОУН - Да, это шампанское музыкальное! На нем нужно играть, вот так! Нажимает большим пальцем пробки - бутылки играет. Рыжий пробует, нажимает, бутылки не играют. Клоун ударяет его ногой по ^аду - бутылка заиграла.
КЛОУН- Понял?
РЫЖИЙ - Даже почувствовал! Давай играть! Шампанский вальс! Играют. На этом уход за кулисы.