Новые рубежи - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Новые рубежи

Генеральный директор Государстаенного концертно-гастрольнoго объединения РСФСР Росконцерт В. K. Глушков Росконцерт, как известно, одна из крупнейших концертных организаций страны. Ежегодно в городах и селах, областях, краях и     автономных республиках Российской Федерации коллективом проводится примерно восемнадцать тысяч концертов - масштаб впечатляющий. За этими тысячами концертов — миллионы Советских людей, которых артисты этой организации призваны не просто «обслужить», a широко н систематически приобщать к духовным богатствам кyльтуры, искусства.

Как вся деятельность коллектива мыслится в свете сегодняшнего дня, тех огромных созидательных задач, ЧТО поставлены партией На годы вперед перед нашим народом? На этот и другие вопросы нашему корреспонденту отвечает Генеральный директор Государстаенного концертно-гастрольнoго объединения РСФСР Росконцерт В. K. Глушков.

—    Новые основополагающие партийные документы, опубликованные навстречу ХХVII съезду партии, известные выступления Михаила Сергеевича Горбачева, всенародное обсуждение проектов новых редакций Программы и Устава КПСС, Основных направлений экономического и социального развития СССР призывают к коренному Обновлению условий и практики всей деятельности советского общества в целом и каждого из нас —советских людей - в отдельности.

Обращает на себя внимание в этих документах то обстоятельство, что в них наряду с тем, что говорится о сам ом главном — об укреплении и переводе на новые рельсы интенсификации и технического прогресса всех эшелонов советской экономики, одновременно подчеркнута и насущная необходимость дальнейшего развития, совершенствования всех форм идеологической рaботы, расцвета духовной жизни нашего народа.

И прежде всего, конечно, речь идет o первоочередном требовании партии —  о качественном скачке во всех сферах деятельности нашего общества, в том числе и в области культуpы. 

—   А если рассмотреть эти задачи применительно к практике Роскоицерта, как они реализуются, какие видятся перспективы!

—    Начнем c главного, с репертуара. Позволю себе в связи c этим такое, на первый взгляд, мало подходящее для творческого разговора слово, как «ужесточение». Да, именно к решительному ужесточению всей нашей репертуарной политики призывает сегодняшний день. Нет иного разумного выхода в этом деле, как выставить жесткий заслон усредненной, проходной, если можно так сказать, продукции, которой пока еще, увы, так много, особенно в эстрадном жанре, на концертных подмостка.

Не будем прибедняться. Есть y нас, конечно, немало коллективов и отдельных артистов, радующих зрителей оригинальным, содержательным и интересным творчеством. Достаточно вспомнить такие, например,, программы, показанные к 40-летню Великом Победы, как; хореографическая сюита на музыку B. Соловьева-Седого «Баллада o солдате» (ансамбль эстрадного танца «Сyвенир»), тематические концерты «Дорогами победы» (вокально-инструментальный ансамбль «Пламя„), «Утро нашей Родины» (хореографический коллектив «Россия»). И коллектив «Спектр» c участием Льва Лещенко, c успехом исполнившим полюбившиеся в народе песни военных лет и патриотическую лирику...

Все это так. И тем не менее серости, штампов, художественной невзыскательнОсти некоторым нашим артистам не занимать.

—    Как же конкретно c этим бороться!

—    Убежден, что решающую роль в борьбе за идейное, творческое качество peпepтyapa должны сыграть Художественные советы. Они существуют сейчас и при крупных коллективах, с    при двух наших театрах (Mузыкaльном камерном и Театре комедии), И в объединении художествeнных коллективов, и в самом Росконцерте. Задача в том, чтобы повысить значение и - роль Худсоветов, укрепить их компетентными представителями ВТО, родственных творческих Союзов — писателей, композиторов, художников, связь с которыми пока еще слаба. Систематический контроль за качеством текущего репертуара и но­вых выпускаемых программ и номеров должен быть строгим и бескомпромиссным. Наш долг — добиваться, чтобы программы эти, каждый из номеров были пронизаны чувствами высокого патриотизма, исторического оптимизма, благородными идеалами интернационализма и борьбы за мир на нашей планете.

Но дело, естественно, не только в том, чтобы наложить «вето» на ту или иную мало удачную работу. Худсоветы должны своевременно и активно вникать в творческо-производствeнную жизнь артистов, режиссеров, обеспечивать их постоянной квали­фицированном консультацией.

—    А не получается ли так, что основной груз ответственно­сти за репертуар сваливается на плечи общественности! 

—    Нет, не получается. Просто жизнью доказано, что именно Общественность является лучшим «барометром» мнений, запро­сов и вкусов широких кругов зрителей. Поэтому и нужно чутко прислушиваться к ее сигналам, ориентироваться на них. A уж конкретная деловая помощь творческим работникам, реализация организационных мероприятий, направленных на совершенство­вание характера и стиля всей управленческой деятельности в области массового обслуживания художественными зрелищами населения — за это полностью отвечает дирекция Росконцерта.

—    И что в этом направлении сейчас делается!

—    Среди наших первоочередных задач — создание творче­ской мастерской по подготовке приспособленных к кoнцертным площадкам театрализованных представлений. Программы эти со сквозным сценическим действием должны создаваться на добротном литературном и музыкальном материале. Постоянно будут работать четыре — пять постановочных групп, за которыми будут закреплены драматурги и поэты, композиторы н худож­ники, непосредственно участвующие в создании новых представ­лений.

B связи c этим встает вопрос o создании ряда новых твор­ческих коллективов. Так, например, уже сейчас ведется работа c заслуженной артисткой РСФСР M. В. Тереховoй, готовящей свою программу вместе с известным театральным режиссером Р. Виктюком.

В планах Маргариты Борисовны привлечение к творческому сотрудничеству таких своих коллег, как Валентин Гафт, Геннадий Бортников и других.

Дело это в целом представляется перспективным, тут, как говорится, есть к чему приложить силы и другим мастерам театрального искусства, которых Росконцерт намерен приобщить к  своим новым работам.

Или возьмем такую важную задачу, как регулярное кон­цертное обслуживание жителей отдаленных уголков нашей не­объятной республики. Известно, что в силу ряда организацион­ных трудностей очень сложно бывает добираться большими группами в самую глубинку, где люди нередко годами оторваны от художественных зрелищ. Сейчас в Росконцерте создана спе­циализированная группа для формирования мобильных «малых» кoнцертных бригад. B их состав будут включаться и поэты, и лекторы, и чтецы, и музыканты. На любом вертолете, на везде­ходах смогут они добираться до окраинных поселков буровиков, нефтяников, оленеводов, выезжать в малонаселенные деревни Нечерноземья.

B то же время предстоит основательно освоить и десятки гигантских Дворцов спорта, что появились в последние годы во многих городах Российской Федерации. Необходимо, как го­ворится, «оседлать» по-хозяйски эти, по существу идеальные, c точки зрения своей вместимости, зрелищные помещения с тем, чтобы по договоренности со Спорткомитетами СССР и РСФСР сделать их планомерным, постоянным, a не от случая к случаю местом массовых интересных концертных представлений.

Показателен в этом смысле пример столичного спорткомплекса «Олимпийский», где в прошлом году на театрализованном представлении «Сердце нашей Победы — Москва» побывало двести пятьдесят тысяч зрителей. Но, естественно, чтобы иметь право претендовать на подобную аудиторию, необходимо в пер­вую очередь и качество наших представлений выводить на более высокий профессиональный уровень, делать их достойными та­кого огромного внимания зрителей.

—    Имеются, видимо, в повседневной работе и сложные, не сразу пoддaющиеся решению проблемы, c которыми сталкивается коллектив росконцерта. Хотелось бы узнать и о них.

—    Таких проблем, к сожалению, немало. Попробую корот­ко остановиться лишь на двух из них, особенно осложняющих нашу работу. Начнем c существующей ныне системы оплаты труда артистов Росконцерта, да и ряда других аналогичных по характеру художественно-зрелищных организаций. Вот какая тут складывается парадоксальная ситуация.

Скажем, имеются два одаренных артиста, работающих в жанре вокала, обладающих примерно схожей в своей области квалификацией, пользующихся большой популяpностью y пуб­лики. Но тот из них, кто работает в жанре эстрады, получает за выступление в два, а то и в три раза меньше, чем его коллега, работающий в филармоническом жанре. Заработная плата этик людей несоизмерима. Нет нужды доказывать, что такая неспра­ведливая система вознаграждения, базирующаяся на ряде явно устаревших инструкций вышестоящих финансовых органов, отнюдь не способствует укреплению коллектива Росконцерта та­лантливыми, опытными кадрами. Те артисты, что y нас работают, резонно спрашивают: «A чем мы хуже? Да и сборы наши концер­ты порой делают куда больше, чем y филармонических арти­стов». Что тут ответишь?..

Поговорите с десятками людей, работающими в искусстве, и от всех вы услышите, что давно назрела насущная необхо­димость приведения существующей системы оплаты труда в разумное соответствие с реальными экономическими условиями сегодняшней действительности.

Другая проблема приобрела особенно острый характер за последние годы. Она связана с организацией фестивалей искусств на обширнейшей территории Российской Федерации — от Кали­нинграда и Мурманска до Владивостока и Петропавловска-на-­Камчатке. Нас очень радуют благодарственные грамоты, кото­рыми местные партийные и советские организации награждают коллектив Росконцерта за успешное проведение таких массовых праздников искусств.

Только за минувший год в республике было проведено пятьдесят фестивалей, среди которых особо хороша прошли: традиционный «Красная гвоздика» в Иванове и Ивановской об­ласти, посвященный 80-летию первой русской революции, «Зо­лотая звезда» в Волгограде; «Утро нашей Родины» в Магадане и на Камчатке и другие.

Но во всех этик праздничных делах есть и своя оборотная сторона медали, связанная c трудностями повседневных будней. Судите сами. Фестивалей пятьдесят. Стало быть, в среднем по одному на каждую неделю года. На один только фестиваль «Красная гвоздика» было направлено более двухсот артистов. B Магадан выезжало сто пятьдесят певцов, музыкантов, танцо­ров, мастеров художественного слова. Фестиваль «Огни магист­рали» проводился одновременно на шести участках БАМа, И на каждом из них выступало по сто и более человек.

Таков масштаб этик мероприятий. А ведь во всем Росконцерте только тысяча двести штатныx артистов. Как же тут сформировать для каждого из буквально набегающих друг на друга фестивалей полноценную концертную бригаду c интересный репертуаром, c популярными эстрадными «звездами», которых так хочется увидеть зрителям?

Между тем Министерство культуры РСФСР постоянно выдвигает вполне справедливое требование: фестивалей от года к году должно проводиться по республике все больше. Во всех ее уголках люди жаждут радостных праздников искусств.

Хотелось, чтобы меня поняли правильно. Речь идет не o жа­лобах на трудности, не о «корректировке» фестивальных планов, которая облегчила бы наши творческие и организационные за­боты. Вопрос сейчас, как и повсюду в искусстве, стоит o необ­ходимости всемерного повышения качества художественной продукции, в данном случае — об улучшении фестивальных программ. А на это y Росконцерта не хватает сегодня ни твор­ческих кадров, ни организационных ресурсов. Если реально смот­реть на вещи, нынешних возможностей нашего объединения достаточно для проведения на должном высоком уровне не более пятнадцати-двадцати фестивалей.

Что же делать? Выход есть, на мой взгляд, один. B орбиту фестивальных мероприятий необходимо вовлечь все работающие в республике художественно-зрелищные коллективы: Москон­церт, Ленконцерт, все филармонии. Территория республики при этом делится на строго установленные зоны и каждая из упомянутых организаций (они могут, конечно, и объединять в некоторых случаях свои силы) должна отвечать за проведение определенного числа фестивалей. Думается, что дело от этого существенно выиграет. Появится воз­можность объединенными усилиями многотысячной армии артистов не только увеличить количество проводимых по республике фестивалей, но и заметно повысить художественное качество этих любимых в народе праздников искусств. Накопилось нема­ло других нерешенных проблем.

—   Виктор Константинович, расскажите, пожалуйста, о новых программах, подготавливаемых росконцертом к XXVII съез­ду КПСС.

—   Специальные художественные программы навстречу съезду партии готовят практически все коллективы объединения. Два наших театра покажут свои премьеры: Московский музыкальный камерный театр под руководством народного артиста СССР Б. Покровского — оперу Т. Хренникова по одноименному произведению И. Ипьфа и E. Петрова «Двенадцать стульев» и московский Театр комедии, возглавляемый народным артистом УССР B. Ненашевым, — спектакль по пьесе A. Кудрявцева «Иван и Мадонна».

B Большом зале Дома концертных организаций РСФСР будет проведено праздничное театрализованное представление «Артисты России — XXVI 1 съезду КПСС». B нем примут участие вокально-инструментальные ансамбли: «Пламя», «Добры молод­цы», «Ровесники», ансамбль танца России, ряд наших ведущих солистов, творческие коллективы ряда филармоний РСФСР. Это будет по существу творческий отчет мастеров искусств съезду партии.

Навстречу съезду создают свои новые программы московский оркестр камерной музыки, Московский камерный хор под руководством народного артиста РСФСР B. Минина. Вокальный квартет «Сердца четырех» назвал свою программу «C песней по жизни», a коллектив c участием Г. Ненашевой подготовил «Венок русских народных песен». Предстоящему съезду посвяти­ли свои новые работы эстрадные коллективы c участием E. Беляева, Л. Лещенко, K. Георгиади, В. Мулермана и другие.

Новые публицистические материалы, затрагивающие основные темы, волнующие сегодня советских людей, «Слово и дело», «Это — мир», «Да, это будет так» и другие были заказаны ли­тераторам для многих наших артистов. Среди них, в частности, и тематическая композиция «Труд правит миром», c которой познакомит зрителей мастер художественного слова C. Чистяков. Часть этого материала мы получили от авторов — участников литературного-конкурса, объявленного Росконцертом навстре­чу XXVII съезду партии.

Обо всем, что сделано и делается, в рамках интервью не расскажешь. Следует только в заключение сказать o большой
праздничной программе, которая будет показываться в столичном спортивном комплексе «Олимпийский» c двадцать седьмого
февраля по девятое марта 1986 года. Ее условное название «Время, вперед». K созданию этого театрализованного представления привлечен режиссер-постановщик народный артист УССР Б. Шарварко, композитор Давид Тухманов, a сценарий его написал Михаил Ножкиy.  В концерте примут участие ведущие коллективы и исполнители страны. Он будет проводиться под девизом «Деятели искусств — делегатам XXVII съезда КПСС».

Интервью вел A. АМАСОВИЧ

Журнал Советская эстрада и цирк. Январь 1986 г.

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования