С эстрадой не расстанусь
Параллельно с работой в МХАТ я выступаю вот уже сорок лет в концертах. Это не хобби.
Это труд емкий, кропотливый. Грущу, что в своей книге могу уделить лишь несколько страниц тому, что создали великолепные, талантливые артисты Н. П. Смирнов-Сокольский, М. Н. Гаркави, И. С. Набатов, Л. А. Русланова, В. Я, Хенкин и еще многие, ушедшие и живые. Они преобразовали искусство малых форм в большое искусство, носящее гордое имя — эстрада.
Одной из самых ярких, самых талантливых фигур на эстраде был Владимир Яковлевич Хенкин. Я знал его хорошо — нас связывала длительная дружба. Это был настоящий эстрадный артист, который умел без всяких театральных приспособлений — декораций, грима и костюма — завлечь зрителя в мир смешных рассказов. Он обладал изумительной способностью общения. Одного взгляда в зрительный зал было для него достаточно, чтобы расположить и привязать к себе всех. Он был настоящим любимцем публики. Все, что читал Хенкин, получалось смешно и остроумно. А в бытовом гротеске зощенковских рассказов он умел сделать слышимым трагический призвук события. Он умел читать Зощенко между строк, и это придавало забавным рассказам социальное звучание. Я застал чудесное время, когда в качестве конферансье на эстраде выступал блистательный артист Алексей Григорьевич Алексеев.
Вот, действительно, человек настоящей культуры и эрудиции. Его прелесть на эстраде была в том, что слова его конферанса рождались на зрителе, от общения с ним. У него не было готовых, визированных конферансов. Он создавал настроение зала, словно учитывая дыхание каждого зрителя. Он спокойно вступал в собеседование с публикой и никогда не попадал в неловкое положение. Некоторые специально приходили состязаться с ним в остроумии. А он блестяще парировал выпады «противников». Поражения в этих турнирах были ему неизвестны.
Алексеев никогда не задерживался на сцене долго. То, что он говорил, походило на ослепительную вспышку остроумия. С Тамарой Церетелли я часто встречался на концертах, а познакомился с ней давно, еще когда она, молодая, приехала из Тбилиси и поразила всех тонким вкусом своего пения. В устах молодой грузинской певицы трепетно звучали и русские и цыганские слова старых песен и романсов. Были в этих романсах пленительная чистота и трогательная безыскусственность. И даже во времена, когда цыганский романс стал жанром опальным из-за той пошлости, которой щедро сдабривали его многие исполнители, Церетелли пела в лучших залах столицы — в Большом зале консерватории, в Большом театре.
А. Редель и М. Хрусталев — еще совсем недавно эти имена повторялись так часто, что превратились в некую формулу, в некий символ танца. Впервые я увидел маленькую изящную девушку с эфирной легкостью движений и жеста рядом с великолепным мужчиной — во всем блеске мужской выразительной скульптурности. Казалось, что это сочетание — только дар природы, но за кулисами знали, что это трудом выкованная легкость.
На эстраде они не просто принимали эффектные позы и сплетали свои тела в изящные скульптурные композиции — они создавали новый, свой эстрадный танец. Откинув модную тогда салонность, не прибегая к акробатическим приемам, Анна Редель в четкость и строгость академического балета внесла женскую искрометность, порывистость, пленительное очарование. А Михаил Хрусталев — прекрасный, мужественный рыцарь — благоговейно и с восторгом как бы поднимал на пьедестал истинную женскую красоту. И этому стилю исполнения как нельзя больше соответствовала музыка Листа, Штрауса, Алябьева, Скрябина и Чайковского.
У каждого артиста есть рассказы и сценки для дома, для стола, для гостей. Леонид Осипович Утесов буквально начинен ими. Есть и у нас с ним любимые дуэтные сценки, их, наверное, хватит на целый вечер — это целая разнообразная программа, составленная из импровизированных рассказов, бесед и диалогов. В молодости мы с удовольствием играли их за столом. Меня поражает невероятная фантазия и многогранность сюжетов, подсмотренных Леонидом Осиповичем в жизни. Иногда он облекает их в литературную форму. Вспомните его новеллы. Ведь они просто великолепны!
Мы порой часто дурачились, но это не просто дурашливые вещи. Я потом часто задумывался: как они рождаются, откуда они выливаются, эти эстрадные блестки? Специально придумать такое часто просто невозможно. Вот так они и появляются во время милых «междусобойчиков», от искусства «для себя», для гостей, для друзей, из которого может вырасти и большое, настоящее, для всех. От живого глаза собеседника, от его непосредственной реакции рождаются фразы и жесты, выразительность которых из вечера в вечер оттачивается до крылатости.
Вот какая странная вещь: я совсем недавно был на его семидесятилетии. Утесову — 70! Да подите вы... Этого не может быть! 70 лет — это совсем не вяжется с тем, что происходит внутри этого человека. Никогда, даже в самые молодые годы, я не чувствовал, что он старше меня. Он действительно очень молодой человек. Только таким я и знаю, и помню, и воспринимаю его.
...Нет, мы не перезваниваемся ежедневно, я не выступаю с ним на концертах, но я всегда думаю о нем с радостной улыбкой.
Постепенно постигая секреты эстрады, эстрадного артиста, я понял, что это искусство требует точных решений, а точные решения даются только большим трудом. Понял я и еще одно — очень важное для эстрадного артиста: каждая эстрадная сценка, пусть самая маленькая, должна быть законченным произведением, она требует четкой темы, яркой мысли, стройного развития — завязка, кульминация, развязка. Какими же тщательно отобранными должны быть слово и жест! Никаких длительных описаний, долгих периодов; четкому замыслу — телеграфный язык.
Актер на эстраде — как на ладошке перед зрителем. У него нет декораций или иных театральных аксессуаров, за которые он в случае чего мог бы «схватиться», за которые он мог бы «спрятаться». У него есть только способность захватывать зрителя и вести его за собой. «Голый» актер на голой эстраде. Только мысли и чувства. Его сердце, ум, глаза протягивают незримые нити к уму, чувствам и зрению зрителя, и между ними заключается союз, рождается взаимопонимание.
По сути дела, это главное в любом актерском творчестве. И все театральные системы, какие только ни на есть в мире, основываются именно на этом свойстве, на этой природе актерского таланта. Но на эстраде эти особенности выступают как бы в чистом виде. Гротеск ли, реализм или классицизм — они все только тогда и существуют, когда актер поведет зрителя за собой, заразит его тем, чем взволнован сам.
Не поэтому ли и полюбилась мне эстрада?
Мои связи с эстрадой не прекращаются и по сегодняшний день.
Думаю, что пока будут во мне силы и не иссякнет фантазия, — я не расстанусь с эстрадой по доброй своей воле.
Журнал Советский цирк. Октябрь 1967 г.
оставить комментарий