С любовью к цирку
Мечутся гривы белых коней, розовеют раздувающиеся ноздри; изящные, смелые наездницы пленительно улыбаются. Цирк переполнен, и улыбки зрителей освещают манеж не хуже прожекторов.
А прожектора делают свое дело — переплетаются их разноцветные лучи. Звучит радостная музыка — идет цирковое представление. Так начинается кинокартина «Сегодня — новый аттракцион»*.
«Сегодня — новый аттракцион». Производство студии «Ленфильм». Авторы сценария Ю. Дунский и В. Фрид. Режиссер-постановщик Н. Кошеверова, режиссер-оператор А. Дудко.
Сюжет ее несложен, но позволяет развернуть интересное действие, показать характеры людей, внушить уважение к нелегкой и самоотверженной работе артистов цирка. Мне думается, нет смысла пересказывать здесь сюжет и тем самым лишать будущих зрителей первооткрытия фильма. Ведь нет ничего хуже, когда в кинотеатре вы слышите, как сидящий впереди зритель, уже видевший фильм, наперед рассказывает своим соседям содержание картины, сообщает, чем она кончается. Важно сказать другое: в фильме хороший юмор и настоящая любовь к цирку, он интересно поставлен и мастерски смонтирован. В нем отлично передана атмосфера цирка, праздники его премьер и труд его будней.
У нас было немало фильмов о цирке. Были хорошие, были средние, не обошлось и без плохих. «Сегодня — новый аттракцион» — просто очень хороший фильм. Он смотрится с увлечением, в нем нет скучных мест, и самое главное — в нем превосходно играют актеры. Впервые в главной роли в кинематографе снималась артистка Московского театра миниатюр Марина Полбенцева, окончившая в свое время Училище циркового и эстрадного искусства. Молодая, обаятельная актриса снималась без дублеров, оставаясь часто с глазу на глаз с тиграми, львами и пантерами. Эти сцены вызывают удивление и восхищение смелостью актрисы. Она умело управляет конем, поднимает его на «свечку», жонглирует горящими факелами, прогуливается в обнимку с большим медведем, запросто заходит в клетки с хищниками, участвует в опаснейших трюках. И все это делает легко, непринужденно, с изяществом и с добрым юмором. Хорошо удаются ей лирические и драматические сцены.
Отар Коберидзе создает глубоко симпатичный образ советского артиста цирка. Да, это настоящий положительный герой, умный, мужественный, мыслящий. Он вызывает желание подражать ему — по-настоящему красивому человеку. Актер Гелий Сысоев создал необычную комедийную фигуру помощника дрессировщика. Ему удалось убедительно и наглядно показать, как перерождается ленивый, легкомысленный парень, склонный к тунеядству, как он становится хорошим работником, отличным товарищем и другом, стоящим человеком.
Мы давно не видели на экране замечательную артистку Фаину Раневскую и соскучились по ней. Ее появление в этом фильме доставляет истинное наслаждение. Ф. Раневская исполняет роль директрисы цирка, самозабвенно отдающейся трудному, но любимому искусству арены. Играет эта большая актриса очень смешно, удивительно трогательно и ярко. Живо и весело исполняют маленькие эпизодические роли артисты Лев Лемке (фотокорреспондент), Игорь Горбачев (начальник), Михаил Глузский (сотрудник цирка).
Отличными партнерами актеров стали в фильме четвероногие исполнители. Первой из них следует назвать тигрицу Юлку. Эта полосатая артистка чудесно передает смену своих настроений, обладает не столь частым для тигров «чувством юмора». Великолепным актером показал себя и слон (к сожалению, не знаю ни его имени, ни отчества). Пожалуй, впервые в нашем кинематографе так блистательно сняты звери (операторы В. Бурыкин, В. Короткое, И. Соловьев). И было бы несправедливо умолчать о дрессировщиках К. Константиновском, В. Запашном, В. Филатове и Б. Баранове, подготовивших зверей к съемкам. Без их большой работы не было бы фильма «Сегодня — новый аттракцион».
Обычно рецензенты любят употреблять союз «но»:
«фильм представляет несомненный интерес, но...»,
«артисты хорошо играют, но...»,
«режиссер задумал создать фильм из цирковой жизни, но...».
Но я не хочу вставлять в эту статью никаких «но». Посмотрите эту кинокартину, и вы убедитесь, что все сказанное выше — правда.
ВЛАДИМИР ПОЛЯКОВ
Журнал Советский цирк. Июль 1966 г.
оставить комментарий