В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Это мешает нам творчески расти


Есть непреложный закон: как только художник перестает совершенствоваться, творчески расти, механиче­ски перенимает созданное другими, удовлетворяется достигнутым и застывает на месте, его искусство становится холод­ным  ремесленничеством.

Опасные  симптомы  подобного   мы   нередко наблюдали   за   последнее  время.

В различных жанрах цирка появилось множество аналогичных номеров с одинако­выми приемами работы — факт далеко не ра­достный. Наиболее часто это явно наблю­дается в области клоунады, но примеры по­добного «подражания» можно обнаружить буквально  в  каждом  жанре.

Нередко тот или иной артист, репетируя новый трюк, старается скрыть это от окру­жающих артистов. На первый взгляд такого рода поведение может показаться странным, неправильным, но если внимательно разо­браться, то, пожалуй, можно найти этому объяснение! Артист подчас вынужден при­бегать к этой глубоко чуждой советскому искусству «форме» творчества, чтобы не стать жертвой преждевременного «творче­ского заимствования», а говоря точнее, про­сто плагиата. Увидев успех вновь созданно­го трюка, отдельные артисты буквально на следующий день с невозмутимым хладнокровием приступают к репетиции этого трю­ка и через некоторое время включают его в свой репертуар, ничуть не смущаясь тем, что, перенимая тот или иной трюк, они по­просту обкрадывают своего товарища!

Содействует возникновению номеров и трюков-близнецов и Союзгосцирк. Возьмем, к примеру, акробатов Ловыревых, акробатов Елкиных и художественную группу азер­байджанского коллектива под руководством Ф. Назирова. Чем вызвано сходство их но­меров, почему они как две капли воды по­хожи друг на друга?! А возьмите жонглеров на лошадях — Ольховикова. Викторова и Попова, - все они в финале бросают факе­лы. О репертуаре наших коверных и гово­рить  не  приходится.

Сбор быстро летящих тарелок — трюк очень интересный и эффектный, однако бы­тование его в ряде номеров (Кожуховы, Оскал-Оол, Понукалины, Аберт и другие) снижает интерес зрителей к этому дости­жению.

Почти в каждом номере с дрессированны­ми собачками можно встретить прыжки че­рез барьер, в обруч, катание на шаре и боч­ке, что также однообразит репертуар, при­водит к оскудению жанра.

Кто у кого перенимает отдельные трюки или готовые номера, лучше всего известно самим артистам. Но факт остается фактом: подобное явление приняло довольно широ­кий размах.

Бывает и так. Артисту удалось найти к но­меру удачное музыкальное сопровождение. Буквально через некоторое время точно та­кое же можно уже встретить в других номе­рах, и непременно с маршем в финале, оче­видно, чтобы зрители дружнее сканди­ровали.

Серьезные претензии можно отнести и к подаче номеров. Тут дело порой доходит пря­мо-таки до парадокса. Видя успех той или иной манеры исполнения, некоторые арти­сты ухитряются механически переносить отдельные приемы подачи в свой номер, под­час даже не задумываясь над тем, подходит к номеру данный прием или нет.

Конечно, лучшие номера, их оформление и стиль неизбежно влияют на развитие дан­ного жанра циркового искусства, но нельзя забывать, что механическое подражание соз­дает штамп, несовместимый с подлинным искусством.

Заимствование, копирование — ненормаль­ное явление в жизни советского цирка. Од­нако руководители Союзгосцирка мирятся с данным явлением и до сих пор занимают в этом важном вопросе позицию «невмеша­тельства».

Настало время покончить со всякими фор­мами плагиата в советском цирке, напра­вить стремления артистов по руслу ориги­нального творчества. Практическим шагом к этому может послужить создание при Союз­госцирке отдела по охране авторских прав, который всячески поддерживал бы инициа­тиву и зорко охранял новое от массового подражания. Это несомненно будет способ­ствовать делу дальнейшего развития цирко­вого искусства.

 

В. ВИКТАС

Журнал Советский цирк декабрь  1959 год

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100