Это мешает нам творчески расти
Есть непреложный закон: как только художник перестает совершенствоваться, творчески расти, механически перенимает созданное другими, удовлетворяется достигнутым и застывает на месте, его искусство становится холодным ремесленничеством.
Опасные симптомы подобного мы нередко наблюдали за последнее время.
В различных жанрах цирка появилось множество аналогичных номеров с одинаковыми приемами работы — факт далеко не радостный. Наиболее часто это явно наблюдается в области клоунады, но примеры подобного «подражания» можно обнаружить буквально в каждом жанре.
Нередко тот или иной артист, репетируя новый трюк, старается скрыть это от окружающих артистов. На первый взгляд такого рода поведение может показаться странным, неправильным, но если внимательно разобраться, то, пожалуй, можно найти этому объяснение! Артист подчас вынужден прибегать к этой глубоко чуждой советскому искусству «форме» творчества, чтобы не стать жертвой преждевременного «творческого заимствования», а говоря точнее, просто плагиата. Увидев успех вновь созданного трюка, отдельные артисты буквально на следующий день с невозмутимым хладнокровием приступают к репетиции этого трюка и через некоторое время включают его в свой репертуар, ничуть не смущаясь тем, что, перенимая тот или иной трюк, они попросту обкрадывают своего товарища!
Содействует возникновению номеров и трюков-близнецов и Союзгосцирк. Возьмем, к примеру, акробатов Ловыревых, акробатов Елкиных и художественную группу азербайджанского коллектива под руководством Ф. Назирова. Чем вызвано сходство их номеров, почему они как две капли воды похожи друг на друга?! А возьмите жонглеров на лошадях — Ольховикова. Викторова и Попова, - все они в финале бросают факелы. О репертуаре наших коверных и говорить не приходится.
Сбор быстро летящих тарелок — трюк очень интересный и эффектный, однако бытование его в ряде номеров (Кожуховы, Оскал-Оол, Понукалины, Аберт и другие) снижает интерес зрителей к этому достижению.
Почти в каждом номере с дрессированными собачками можно встретить прыжки через барьер, в обруч, катание на шаре и бочке, что также однообразит репертуар, приводит к оскудению жанра.
Кто у кого перенимает отдельные трюки или готовые номера, лучше всего известно самим артистам. Но факт остается фактом: подобное явление приняло довольно широкий размах.
Бывает и так. Артисту удалось найти к номеру удачное музыкальное сопровождение. Буквально через некоторое время точно такое же можно уже встретить в других номерах, и непременно с маршем в финале, очевидно, чтобы зрители дружнее скандировали.
Серьезные претензии можно отнести и к подаче номеров. Тут дело порой доходит прямо-таки до парадокса. Видя успех той или иной манеры исполнения, некоторые артисты ухитряются механически переносить отдельные приемы подачи в свой номер, подчас даже не задумываясь над тем, подходит к номеру данный прием или нет.
Конечно, лучшие номера, их оформление и стиль неизбежно влияют на развитие данного жанра циркового искусства, но нельзя забывать, что механическое подражание создает штамп, несовместимый с подлинным искусством.
Заимствование, копирование — ненормальное явление в жизни советского цирка. Однако руководители Союзгосцирка мирятся с данным явлением и до сих пор занимают в этом важном вопросе позицию «невмешательства».
Настало время покончить со всякими формами плагиата в советском цирке, направить стремления артистов по руслу оригинального творчества. Практическим шагом к этому может послужить создание при Союзгосцирке отдела по охране авторских прав, который всячески поддерживал бы инициативу и зорко охранял новое от массового подражания. Это несомненно будет способствовать делу дальнейшего развития циркового искусства.
В. ВИКТАС
Журнал Советский цирк декабрь 1959 год