В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Под цыганским шатром

 

Под цыганским шатромЦирковой манеж покрыт пестрым ковром. Он напоминает ог­ромную цыганскую шаль с кистями, как бы брошенную на землю. Шаль переливается яркими, живыми красками. Внезапно гаснет свет. Под звуки оркестра из мрака возникает новый узорчатый ри­сунок, словно сотканный из светящихся красок. Медленно подни­мается светящаяся шаль, образуя гигантский шатер, под которым тлеет костер. Одну минуту шатер пуст, затем мы видим и самих цыган. В празднично-убранном возке едут они, распевая таборные песни.

Таким красочным прологом начинается обозрение «Под цыган­ским шатром» — новая постановка цыганской цирковой труппы, (руководитель Я.  Бреслер).

Этот спектакль, занимающий целое отделение программы, за­поминается благодаря тому, что он насыщен элементами цирка, причем каждый участник труппы создает свой выразительный номер.

Сюжет спектакля не сложен и повествует об увлечении моло­дого коверного клоуна красавицей цыганкой.

Быстрая как вихрь, она постоянно ускользает от своего неза­дачливого поклонника, но тут же снова появляется в очередном номере с танцами, гаданием или комическим перевоплощением. Молодая цыганка дразнит его, стремится очаровать своим искус­ством. И это ей удается. Под конец спектакля молодой клоун сам становится   членом   дружной   цыганской   семьи.

А каждый по-своему талантлив.

Вот перед нами жонглер Б. Бреслер. Балансируя на лошади, он жонглирует разнообразными предметами, но его номер длится не­долго: его сменяют гитаристы, исполняющие полные мягкости и задушевности  цыганские  напевы.

На середине манежа молодая цыганка. Она поет народную цыганскую песню, полную жиз­нерадостности и темперамента. Лирическая пес­ня сменяется бурным танцем. Легкость в сочета­нии с задором и вызовом! Кто не знает эти черты цыганского искусства? В цыганском ансамбле ар­тист или артистка, несущие с собой эти качества, являются душою  представления.

В ансамбле ведущей артисткой является Гита­на Леонтенко. И как бы определяя стиль своего исполнения, она впервые появляется... из пламе­ни костра. Легкая, как пламя, она начинает цы­ганскую пляску сначала медленно, а потом все быстрее и быстрее. Как огненный вихрь проно­сится она по манежу... Но вот снова гаснет свет. В луче лунного прожектора, как сновидение, по­является молодая цыганка. Она грациозно тан­цует под звуки вальса. И снова медленный танец переходит в бурную пляску. Цыганка ловко вска­кивает на колесо и, взмахнув шалью, исчезает в кибитке. Искусство Г. Леонтенко живое и разно­образное. Вот она в кругу цыган в задорной вих­ревой пляске, вот она смело и грациозно вольти­жирует на лошади. В красочном исполнении та­лантливой артистки перед зрителем возникают живые картины, полные той своеобразной пре­лести, которой отличается народное цыганское искусство. Г. Леонтенко — душа представле­ния     «Под  цыганским шатром».

Гитана Леонтенко

Гитана Леонтенко

Артистка    подлинного сценического обаяния, способная танцовщица, отличная наездница и акробат­ка, полная задора и лукавой женственности, она определяет характер всего обозрения, наиболее привлекательные его черты.

А вот перед нами появляется второй ве­дущий участник спектакля — коверный клоун Николай Шульгин, не на шутку ув­лекшийся молодой цыганкой.

—Эта   цыганочка   украла   у   меня   мои золотые   часы, — заявляет  он.

—Какие часы? — спрашивает его старый цыган.

—        Золотые!   —  отвечает     коверный. — Весело  смеются цыгане над незадачли­вым влюбленным, но все же решают воз­вратить ему его «золотые часы». Его укла­дывают на подушку, усыпляют, и вот перед ним,  как  сон, возникает молодая цыганка. Она увлекает коверного в кибитку, но здесь вместо молодой  женщины его встречает... медведь.   Веселый   коверный    не   унывает. После ряда приключений он настигает цы­ганку,  но та  снова  завлекает  его,  на  этот раз в открытый сундук, и там неожиданно перевоплощается  в   старуху.     Не  успевает коверный вырваться из ее рук, как старуха превращается в молодого цыгана. Эти  ил­люзионные превращения красочно и инте­ресно   производятся   артистом   П.   Савель­евым.   Он   «переставляет»     головы     двум различным петухам, сажает коверного в ме­шок и в бочку, переодевает его по мано­вению   волшебной    палочки   и   производит другие   интересные   превращения.     Ковер­ный Шульгин разнообразен  в своих интер­медиях.  Он  исполняет  пародийную  цыган­скую   пляску,  демонстрирует  шуточное  га­дание   на   картах   и,   наконец,     показывает «чудо природы» — дрессированного петуха, который поет по   его приказанию.

В спектакле выделяется выступление ар­тиста Михаила Шишкова, исполняющего песни русских цыган, а также венгерские и румынские цыганские напевы. Перед нами оживает древнее песенное искусство цыганского народа, разбросанного по раз­ным странам Европы.

Говоря о спектакле, нельзя не упомя­нуть других артистов, способствующих успеху представления в целом. Выделяют­ся скрипач К. Ферару, плясуны П. Суховский и А. Москалев, певцы П. Савельев и Т. Москалева, исполняющие таборные цы­ганские песни.

Спектакль создан режиссером Н. Зи­новьевым по сценарию Н. Зиновьева и Н. Эрдмана. Режиссер и автор сумели вы­годно использовать в постановке богатые возможности исполнителей и разнообраз­ные постановочные средства. Четко постав­лены танцы И. Куриловым, художники Л. Силич и Е. Мандёльберг, композитор С, Бугачевский написал колоритную музыку.

Спектакль не лишен и некоторых не­достатков. Хотелось бы видеть более яркие, смешные репризы и интермедии в репер­туаре коверного — артиста Шульгина. Стре­мясь придать как можно более цыганский колорит и лирическое звучание спектаклю, авторы пошли по пути ослабления остро­ты клоунского текста. Этот путь нам пред­ставляется не вполне удачным. Думается, что яркость репертуара коверного только помогла бы выражению основной мысли спектакля, придала бы ему дополнительные краски. Однако в целом созданный спек­такль вполне отвечает требованиям совре­менной цирковой постановки и имеет за­служенный успех у зрителей.

...Вот близится окончание спектакля. Под расписным цыганским шатром вся труппа еще раз исполняет народный цы­ганский танец. Под звуки бубнов в быст­рой пляске танцоры сходятся и расходятся.

Мы уходим из цирка, унося все еще звучащие в нас мелодии и все то, что мы увидели и услышали сегодня под цыган­ским шатром.

 К. Ферару в одном из эпизодов представления

К. Ферару в одном из эпизодов представления

Н. Шульгин и П. Савельев

Н. Шульгин и П. Савельев

М. Шишков с партнершами – Г. Лебедевой и А. Джелакаевой


В. АНГАРСКИЙ

  Журнал « Советский цирк» февраль 1958 год

 

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100