Друзья наставники. Педагоги-режиссеры ГУЦИ
Их имен вы не найдете в программе циркового представления. Неизвестные широкому кругу зрителей, они живут в созданных ими номерах, в учениках, успешно выступающих на манежах страны и за рубежом.
Г. Н. Аркатов
Г. Н. Аркатов — один из старейших педагогов училища; особенности его творческого почерка рельефно проявляются в каждом созданном им номере. Тщательно отрабатывая каждый элемент композиции, стремясь к виртуозному блеску каждого отдельного трюка, он, однако, вовсе не считает техническую безупречность исполнения самоцелью. Он добивается того артистизма, при котором мастерство гимнаста становится искусством. Даже технически самые сложные трюки не должны исполняться механически. Развивая в своих учениках цирковую и сценическую выразительность— мимику, пластику, умение общаться между собой и со зрителем, — Г. Аркатов стремится к тому, чтобы артист не просто четко работал, но и создавал образ здорового, красивого, жизнерадостного, ловкого человека, которым зрители восхищаются и которому стремятся подражать. Поэтому Аркатов стремится к театрализации номеров. Он вовсе не понимает эту задачу узко, как попытку нахождения каких-то смысловых, сюжетных оправданий тем действиям, которые артист производит. Аркатов стремится к той театральности, когда все средства — и музыка, и свет, и костюм, и грим, и изобретенные им аппараты, оригинальные по конструкции и удобные для исполнения,— дополняют красоту человеческого тела, когда все компоненты циркового представления сливаются в таком гармоническом единстве, которое способно оказать наиболее сильное эмоциональное воздействие на зрителя. Аркатов считает цирк большим и по самой природе своей очень близким к театру искусством (несмотря на различие средств, и тут и там целью артиста является создание образа). Естественно, что он настаивает на том, что цирковой артист (как и артист театра) даже и при частых выступлениях должен уметь сохранить непосредственность ощущения, живое вдохновение.
Человек сосредоточенный, молчаливый, пожалуй, даже немного замкнутый, Аркатов легко загорается, когда дело касается самого главного — учеников. Вот, примостившись где-то между шведской стенкой и туго натянутой проволокой, он рассказывает о сделанном, о планах. Он говорит со мной, но глаза его смотрят поверх меня, где на трапеции работает ученица. Внезапно оборвав фразу на полуслове, торопливо извинившись, он стремительно направляется к ней: «Не так, Люба, не так», — и терпеливо объясняет, в чем ошибка. Горячую заинтересованность педагога чувствуют ученики. Со словами благодарности обращаются они к своему учителю. Акробаты-вольтижеры Корнеевы пишут: «...Сердечное спасибо за создание нашего номера — это Ваш труд и упорство, которые Вы передали нам».
Общеизвестно, что многие цирковые жанры стали уже каноническими, Однако педагоги-режиссеры не становятся на путь копирования уже сделанного: они понимают, что путь этот легкий, но в общем бесплодный.
Н. Э. Бауман
Николай Эрнестович Бауман всегда в поисках. Именно возможность поисков, эксперимента в области такого давно утвердившегося жанра, как жонглирование, и привлекает его в работе режиссера. Впрочем, он не просто «работает» — он захвачен своим делом. «Иногда что-то не удается, — признается режиссер, — и о том, как добиться желаемого, думаешь все время — дома, в гостях, на улице». Н. Бауман показывает записную книжку: на каждой странице наброски, рисунки, схемы.
Н. Бауман стремится найти смысловую основу, и тогда действия жонглера нанизываются на этот сквозной сюжетный стержень. Так появился номер, который с успехом был показан на VI Всемирном фестивале молодежи: Д. Филипенко выступал не просто как цирковой жонглер — нет, это был старинный русский коробейник, из тех, которые некогда то пляской, то шуткой, то жонглированием веселили народ. И группа из трех юношей, которую выпустил в этом году Бауман, — это не просто артисты, которые в разных положениях — стоя, лежа, на ходу — жонглируют двенадцатью булавами, а смешные, драчливые ребята, которые собирались повеселиться, но перессорились и с самыми агрессивными намерениями стали кидать друг в друга бутылками.
Зачастую и в классическом жонглировании Н. Бауману удается найти новый элемент, новую позицию. Так произошло с номером «Жонглеры на мачтах»: артисты жонглировали обычными предметами, находясь в различных положениях и в беспрерывном движении. И все-таки жонглирование, так сказать, в чистом виде кажется Н. Бауману в общем не сколько однообразным. Поэтому он прибегает к сочетанию жанров, и тогда жонглирование соединяется с акробатикой (главным образом это сложные каскады), с эквилибристикой. Этот прием Н. Бауман применяет часто. В результате появляются номера действительно новые, действительно обаятельные в своей неповторимости. Когда смотришь уже многие годы выступающую Ли Худе, не так просто определить, к какому именно жанру в его чистом виде нужно отнести этот номер. В нем проявляется свободное владение разными жанрами, являющееся отличительным свойством больших мастеров и в высшей степени присущее Бауману (впрочем, не одному ему, но и всем педагогам-режиссерам училища).
Именно это качество и дает Н. Бауману возможность уходить от штампа.
Как и многие его товарищи, Николай Лаврентьевич Степанов окончил это же училище и долгие годы выступал на манеже. Через страдные годы Великой Отечественной войны Н. Степанов пронес любовь к своей профессии и после демобилизации снова вернулся к ней, теперь уже в качестве педагога. В акробатике, которой посвятил свою деятельность Н. Степанов, аппараты элементарны, да и роль их подсобна: все усилия Н. Степанова направлены на то, чтобы обновления жанра добиться повышением мастерства.
То, что гимнастические возможности женщин меньше, чем мужчин, всегда казалось азбучной истиной. Н. Степанов добивался того, чтобы движениям женщин, которым обычно более свойственны плавность, округлость и мягкость, придать силу, динамику. Режиссер упорно, последовательно стремился к тому, чтобы женщина не просто украшала собой номер, основную тяжесть которого несет мужчина, но выступала бы в нем как равный партнер. И действительно, для всех его номеров характерно именно то, что сложную и по традициям чисто мужскую работу выполняют женщины. Непрерывно стремясь к усложнению, развитию вольтижа, Н. Степанов стал постепенно, но последовательно... отрывать его от земли. Вначале он перенес его на шары. Большие шары свободно катились по арене, и на них балансировали нижние — они перебрасывали партнерш, делающих то стойки, то сальто. Несложное приспособление, шары, вносило много добавочных трудностей: ведь вольтижеры должны были в совершенстве владеть искусством балансе, показать класс точной, слаженной, синхронной работы. А теперь, словно желая все полнее «овладеть воздухом», Н. Степанов задумал более сложное: вольтиж, который всегда считался искусством партерным, он хочет увести из партера, перенести его еще выше, на натянутую в двух метрах от земли проволоку. Проволока давно уже «обжита» танцорами и эквилибристами. Теперь она должна послужить акробатике.
Трудности эксперимента не отпугивают режиссера; даже потерпев однажды неудачу, он не оставляет своих замыслов, возвращается к ним снова и снова, пока не добивается результата.
Н. А. Степанов
Отдавая много душевных сил обучению молодых, Н. Степанов пристально следит за их дальнейшей судьбой, подправляет расшатавшиеся номера, помогает советом. «6 последнее время моя почта стала международной, — улыбаясь, говорит Н. Степанов.— Мне самому не довелось побывать за рубежами нашей Родины, но ученики мои с успехом выступают на аренах Бирмы и Скандинавии, Африки, Индонезии и Восточной Европы». И действительно, ученикам Н. Степанова сопутствует успех; лауреаты всесоюзных и международных конкурсов, они упрочили добрую славу своего учителя.
...Под самый купол взбирается гимнастка, Она сразу берет необычайно высокий темп, и на зрителей, точно лавина, обрушивается фейерверк виртуозных трюков. Их сложность и безупречная чистота сочетаются с неподражаемой легкостью. «Швов» не видно: одно движение свободно и естественно переливается в другое. И вот, словно беря заключительный аккорд, артистка начинает вертеться на одной руке. Бурно нарастая, вращение это становится наконец таким стремительным, что мы, зрители, постепенно перестаем различать отдельные детали. В сознании запечатлевается общая картина: на огромной высоте, точно волчок, пущенный мощной рукой, безостановочно вертится женская фигура, постепенно сливаясь в один сверкающий круг... Проходящее с огромным успехом выступление это воспринимается как высокий образец классического циркового искусства. Триумф В. Сурковой — это в то же время триумф ее учителя Сергея Дмитриевича Морозова.
С. Д. Морозов. Дружеский шарж Р. Черных
Если большинство преподавателей училища являются специалистами в каком-то одном излюбленном жанре, то режиссерский талант С. Морозова поистине универсален. С. Морозов — бывший артист цирка. Но по-настоящему нашел он себя именно здесь. В первые годы своей работы в училище С. Морозов был единственным режиссером и должен был придумывать номера всем студентам. Это способствовало развитию его фантазии. Огромное количество — около ста — номеров создал Морозов за двадцать пять лет своей педагогической работы. Большой опыт, разносторонность интересов, богатая фантазия помогают ему создавать номера, неповторимые по своей оригинальности.
С. Морозову присуще умение почувствовать индивидуальность ученика, дать толчок развитию того, что подспудно заложено в его натуре. Начинающий артист зачастую сам еще не осознает своих склонностей,— опытный педагог подскажет ему настоящий путь, поможет понять свое призвание.
Несколько лет назад, занимаясь на проволоке с одним учеником, С. Морозов обнаружил в нем склонность к комическому. И педагог стал развивать эту склонность. Он,; ставил перед ним чисто актерские задачи: нужно представить, в какие положения попадал бы неумелый человек, если бы захотел влезть на проволоку. И вот, неуклюже взобравшись, ежесекундно рискуя свалиться, новичок-эквилибрист пытается сохранить равновесие. Сначала это ему не удается, и в руках его как якорь спасения появляется тросточка, которой он то балансирует, то цепляется за проволоку. Но лонемногу он осваивается, начинает стоять все крепче и, чувствуя себя уже не таким беспомощным, радуется своим первым успехам. Он проходит по проволоке раз, другой, его уверенность возрастает, и, от удовольствия даже пританцовывая, он начинает жонглировать. Полтора года работал С. Морозов над этим номером. Своим безошибочным чутьем режиссер угадал в начинающем артисте комедийные способности, разбудил в нем желание работать в комическом жанре — и студент Олег Попов стал известным артистом.
Широта режиссерского таланта С. Морозова позволяет ему с равным успехом ставить разнообразнейшие по своему характеру номера. Когда игрок метко кладет шары в лузы, которые укреплены не на зеленом поле биллиардного стола, а ... на лбу и плечах партнера; когда велосипедист делает сальто-мортале с подкидной доски не один, а... вместе с велосипедом; когда обручи, пущенные артистками, то расходятся плавными спиралями, то свиваются в крутой штопор, то, совсем как живые существа, послушные «зову» артистов, описав зигзаг, возвращаются к ним обратно, — когда на наших глазах происходят все эти удивительные вещи, то в них прежде всего видна рука изобретательного Сергея Дмитриевича Морозова.
Тем, кто три десятилетия назад начинал дело циркового образования, приходилось туго. С. И. Сосина, Ю. М. Польди-Голубева, А. А. Аберт и многие их товарищи шли по целине, начинали с азов: никакого опыта преподавания не было. Но с каждым годом росли знания. Те, кто когда-то шел ощупью, сейчас испытывают потребность поделиться опытом, подытожить сделанное, обобщить практические навыки, которые накапливались на протяжении долгих лет. Вот почему педагоги-режиссеры, о которых шла речь, являются сейчас авторами методических статей и программ (принятых, кстати, «на вооружение» и во многих странах народной демократии), вот почему они озабочены созданием учебников.
«Старая гвардия», о которой мы говорили, — это энтузиасты циркового училища. Многим обязаны воспитанники училища одному из старейших педагогов К. И. Филатовой, которая прививает им уменье достойно и изящно держаться на манеже. Делу воспитания молодежи отдают свои силы И. И. Маликов, и только недавно вошедший в коллектив, но уже проявивший себя умелым педагогом С. С, Чебулов и Ю. Г. Мандыч. Они, а также многие другие педагоги вкладывают свой труд в общее дело воспитания цирковой смены.
В. ЛЕВИТИНА,
кандидат искусствоведения

Вручение диплома выпускникам 1958 года
Наши интервью
Еще мальчиком я выходил вместе с отцом и матерью на манеж для участия в номере «Украинские жонглеры». Отец мой, артист цирка,— один из первых выпускников ГУЦИ. По его совету в 1952 году шестнадцатилетним юношей я приехал в Москву, чтобы поступить в ГУЦИ. Меня зачислили в класс жонглирования, которым руководил опытный педагог Н. Э. Бауман, также один из первых выпускников ГУЦИ.
Николай Эрнестович помог мне овладеть не только мастерством жонглера. Я обучался гимнастике, акробатике и актерскому мастерству.
На четвертом курсе я начал репетировать номер «Коробейники». Кроме жонглирования я должен был по 2—3 часа в день заниматься танцем, станком. Времени было мало, и я по окончании занятий оставался в аудитории для дополнительных репетиций. Неоценимую помощь оказал мне в создании номера мой педагог, Н. Э. Бауман оставался в училище, когда уже все расходились по домам, и мы выверяли детали, перестраивали темп, добиваясь желаемого результата.
Став артистом, я продолжаю вводить в номер новое.
Я не забываю, что своими успехами, умением работать, стремлением к совершенствованию обязан училищу, его педагогам, и глубоко благодарен им. Я выражаю чувства не только свои, но всех воспитанников училища, получивших замечательную профессию, ставших артистами советского цирка, чтобы вместе с народом строить счастливую жизнь.
Д. ФИЛИППОВ,
лауреат VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов
Наши интервью
Цирк и клоун, клоун и цирк — вот два понятия, тесно и неразрывно связанные одно с другим! Нельзя представлять себе цирк без клоуна, как нельзя представить клоуна вне манежа цирка. Есть категория скучных «знатоков», которые все еще утверждают, что искусству смешного ни научить, ни научиться нельзя, что оно, мол, дается еще при рождении и только лишь немногим избранным и особо отмеченным.
Однако те, кто присутствовал на выпускном экзамене в Государственном училище циркового искусства, с радостью отметили, что цирк обогатился шестью хорошо подготовленными профессиональными клоунами, среди которых хочется особо отметить М. Капитанову — первую настоящую и «без скидок» клоунессу, которую мне удалось увидеть за двадцать лет работы в советском цирке.
Но это лишь начало: в будущем году уже не шесть, а пятнадцать молодых артистов будут защищать право называться советскими клоунами, и есть основания полагать, что второй выпуск будет не только количественно, но и качественно превосходить первый.
Работники советского цирка приносят училищу горячие пожелания дальнейших успехов в трудном и еще нигде не практиковавшемся деле всесторонней подготовки профессиональных клоунов и музыкальных эксцентриков.
К. ЕЛИСЕЕВ,
Художник, заслуженный деятель искусств РСФСР
Журнал «Советский цирк» октябрь 1958 г.