В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Премьера молодых

 

«Праздник юности» — так названа премьера Московского ордена Ленина цирка.

«Праздник юности» посвящен 40-летию Ленинского комсомола. Подавляющее боль­шинство исполнителей программы моло­дежь и комсомольцы.

Представление начинается парадом-про­логом, в котором интересно задуманные скульптурные группы олицетворяют от­дельные этапы деятельности комсомола с первых дней революции и до наших дней.

Совсем юные участники и дебютанты, участвующие в представлении, не уступают в мастерстве уже знакомым москвичам, признанным талантам. Выступает не только юная смена, но и второе поколение совет­ских   цирковых   семейств.

Артисты Г. Белякова, Ирина Шестуа, Э. и Е. Рогальские, В. Мозель, В. Феррони, юная Марина Волжанская — это дети цир­ковых артистов. Молодежь внесла в про­грамму элементы подлинного новаторства и демонстрирует не только высокую тех­нику, но и профессиональную артистич­ность.

Номер Б. и В. Исаевых и И. Шестуа яв­ляется, вне сомнения, новым в области ак­робатики. Исаевы исполняют роль «живого трамплина» и роли ловиторов, принимаю­щих свою партнершу на столь неудобный аппарат, как два шеста. Номер тем ценнее, что роль верхнего в такой требующей вы­сокой квалификации работе исполняет юная девушка! Номер имеет большой ус­пех у зрителей, и по заслугам.

Оригинальный номер исполняет ар­тистка В. Бирина. Основой ее работы является сложный баланс. На кончике кин­жала, который артистке держит в зубах, по­ставлен длинный «меч», а на его ручке стек­лянный поднос с бокалами. Балансируя этим неустойчивым сооружением, артистка взби­рается на высокую металлическую лест­ницу и проделывает там несколько акробатических трюков. Мастерство баланса у мо­лодой артистки достаточно высокое, хотя вряд ли художественно оправдано оформ­ление ее реквизита в виду «холодного оружия».

Интересный номер демонстрируют ар­тисты Ю. Логинов, И. Толкачев и В. Ферро­ни. Это — жонглирование, эксцентрическая акробатика с китайским столом и каскад­ные прыжки. Номер идет в быстром темпе, жонглируют артисты в самых невероятных положениях: на ходу, в акробатических пирамидах и даже в прыжках! Эксцентрика — жанр очень трудный, требующий не только техники, но и артистических данных. Но­меров эксцентрики у нас недостаточно. По­хвально, что молодые артисты создали та­кой веселый и оригинальный номер — он «желанный гость» в любой программе.

Под куполом цирка работают четыре девушки: А. Хазова, Н. Бондарева, Н. Тра­вина, Г. Степанова. Их аппарат — комбина­ция групповой трапеции и четырех «бамбу­ков» (шестов) — дает возможность моло­дым артисткам показать свое мастерство и смелость. Красива их синхронная работа на трапеции и оригинальны трюки на «бам­буках». Очень эффектен финал номера, когда бамбуки превращаются в «лоппинги» и тела артисток образуют два вращающих­ся  пропеллера.

Некоторое возражение может вызвать то, что молодые гимнастки работают без всяких предохранительных средств. Если ра­бота на трапеции при высокой квалифика­ции не представляет опасности, то трюки на бамбуках явно играют на нервах зри­телей и не безопасны, так как артистки в сложной  комбинации  из    четырех     исполнительниц демонстрируют переход с рук в ноги и обратно, и повторяют его несколь­ко раз. Нужно помнить, что опасность воз­душной работы не в самих артистах или в исполняемых ими трюках, а в непредви­денных случайностях: может внезапно по­гаснуть свет, вспотеют от духоты или от волнения руки и т. п. Лонжа в данном слу­чае не годится. Она будет мешать, но сет­ка никак не снизит художественной ценности номера и не отразится на его успехе.

Гимнастика на кольцах — номер в прин­ципе групповой, и чем меньше в нем уча­стников, тем труднее сделать его интерес­ным, но артисты 3. Благодарская и В. Фи­латов нашли оригинальные трюки и комби­нации, и зрители смотрят их номер с удо­вольствием.

Пожалуй, самый сильный жанр в совет­ских цирках — это жанр «партерных пры­гунов». Русские прыгуны славились и в дореволюционное время. Впервые в мире двойное сальто в партере сделали русские артисты (И. и А. Сосины). В первых рядах мастеров находятся и молодые прыгуны, выступающие в данной программе под ру­ководством Ивана Федосова. Еще совсем недавно исполнение «двойного сальто» об­ставлялось некоторой «церемонией». Появ­лялся инспектор манежа, останавливал ор­кестр и объявлял зрителям о том, что та­кой-то артист исполнит рекордный пры­жок — «двойное сальто»! И, правда, арти­стов этих было очень мало — единицы. В номере Федосова этот трюк исполняют не­однократно и без всяких церемоний. Груп­па работает на предельно высоком темпе, четко и слаженно. Калейдоскоп самых трудных прыжков и комбинаций, необы­чайная легкость исполнения, говорящая об очень высоком классе «прыгучести» и школы,   оригинально   составленная    композиция номера, точный метраж – не больше, ни меньше, чтобы показать все лучшее и «вовремя» уйти с манежа.

В цирке принято называть выступления артистов работой, но «работа» Федосовых скорее напоминает непринужденную, весе­лую игру, так как они довели спортивные прыжки до уровня подлинного искусства. В этой группе нет премьеров, и зрители одинаково аплодируют и Ивану Федосову, и Н. Кусакиной, и Л. Пересторонину, А. Щеголькову, В. Грецову, А. Бонциенко, Н. Светлорусову, Ю. Степанову, В. Кондратову и Б.  Птицыну.

Что такое наездник в цирке? Специалисты вам скажут, что наездники в цирке бывают разные. Есть «жокеи», есть «джигиты», есть «высшая школа», «гротеск» и так далее... Наездники всегда воевали за «чистоту жанра», и никогда эти разновид­ности конной езды не смешивались в одном номере.

Традиция? — Да.

Артисты Рогальские решили нарушить вековую традицию. Что в ней, в этой тра­диции, если она заставляет цирковой но­мер десятками лет оставаться неизменным? Во-первых, артисты внесли в номер элемен­ты определенного сюжета и поставили его в своеобразном национальном оформле­нии. Отказавшись от «чистого» стиля, они демонстрируют в номере трюки и из «выс­шей школы верховой езды» и из народной джигитовки, ввели дрессуру и даже му­зыку и танцы!

Не знаем, каково мнение специалистов конного жанра, но зрители, по всем приз­накам — «за». Успех номера, а следователь­но и эксперимента, очевиден. Номер идет в хорошем темпе, полон динамики. Краси­вые артисты. Красивые лошади, костюмы, музыка.... Интересен замысел и отличная подача номера.

Нужно только, чтобы игровые моменты не шли в ущерб номеру. Номер цирковой и в отведенном для него определенном метраже должно хватать места и игровым и, главное, трюковым моментам конной езды.

Интересный номер с профессиональным мастерством показывает группа под руко­водством Я. Хоменко. Это усложненный резиновым трамплином-столом жанр «руч­ного вольтижа.» и так называемой «плече­вой работы», то есть прыжков сальто в плечи. Артисты мастерски исполняют «двой­ное сальто», «встречные пассажи», переле­ты через стол от партнера к партнеру. Этот номер требует высокой квалификации и в «ручной работе» и в прыжках. Артисты при­думали много оригинальных комбинаций. Особенно интересна концовка номера — беспрерывное сальто в плечи двух верх­них, с непрерывным движением ловиторов вокруг  стола!

В жанре эквилибристов на канате вы­ступает семейство артистов Волжанских. Волжанских московский зритель хорошо знает и любит. «Родоначальники» этой ди­настии — братья Волжанские — первые выпускники первой в мире цирковой школы, — впервые дебютировали на этом же мане­же. Они тогда сами были совсем юными и еще не собирались обзаводиться семьями. Сейчас уже пройден порядочный творче­ский путь, полный и радостью побед и го­речью неудач, и в номере, который по­казывает семья Волжанских, на амплуа ве­дущих выдвинулось уже новое молодое поколение.

Братья Волжанские — неутомимые нова­торы. Их одинаково интересуют и новые трюки и новые аппараты. Их последний ап­парат — «канат» — механизирован и модер­низирован. Обычный, параллельный зем­ле канат в середине номера вдруг превра­щается в наклонный, над канатом появля­ется «ножной лоппинг», к концу номера канат становится под таким углом, какого мы  в  цирке   еще   не  видели. Отличный   и интересный трюк проделывает Владимир Волжанский — прыжок на роликовых  коньках   с  оригинального  «трамплина»,  пристраиваемого   к  канату.

Выступают эквилибристы на канате Волжанские

Выступают эквилибристы на канате Волжанские

Сложный  баланс  на лестнице демонстрирует молодая артистка В. Бирина.

Сложный  баланс  на лестнице демонстрирует молодая арти­стка В. Бирина.

Акробаты-вольтижеры с ручными брусьями Б. и В. Исаевы и И. Шестуа

Акробаты-вольтижеры с ручными брусьями Б. и В. Исаевы и И. Шестуа

Нам кажется только, что номер несколько затянут. В нем есть повто­рения похожих трюков, и более сильные трюки исполняются раньше более легких.  Вряд ли нужен   в  номере трюк с   лоппингом.

Финальный трюк желательно было бы видеть в исполнении всей груп­пы — это неписанный закон композиции цирковых номеров, и Волжанским с их   квалификацией придумать   его   не трудно.

Тысячи лет существует жанр «канатоходцев», и тысячи лет как аппа­рат, так и репертуар этого номера был почти во всех странах похожим, и очень приятно, что советские артисты внесли в этот жанр «оживление». В наших цирках мы видим «канаты» самой разнообразной конфигурации и самую разнообразную трюковую работу. В этом новаторстве сказали свое слово и артисты Волжанские.

Как указано в программе, в представлении принимает участие «группа клоунов» во главе с В. Мозелем и О. Савичем. Думается, что в програм­ме, названной «Праздник юности», следовало бы опубликовать фамилии юных клоунов, раскрыв тайну «группы», тем более, что эта «группа» по­казала себя очень хорошо. Разыгрываемая ими клоунада-пародия на пуб­ликуемые еще у нас подчас приключенческо-детективные романы, по-настоящему смешна и остра. В ней отлично играют юные, начинающие сегодня свой актерский путь клоуны — М. Капитанова, В. Костеренко, А. Николаев, Г. Афанасьев и уже не молодые, но талантливые клоуны Н.  Антонов   и В. Бартеньев.

Весь вечер на манеже Мозель и Савич. Это, вне сомнения, талантли­вые цирковые артисты. Они отлично владеют всеми элементами цирковой акробатики, эксцентрики, жонгляжа и т. д. Они полны молодой энергии и сил. Как жаль, что возраст их репертуара не соответствует их собствен­ному возрасту. В данной программе Мозель и Савич несколько злоупот­ребляют акробатикой — ее и так немало.

Нам кажется, что О. Савичу стоит подумать и над своим гримом. То, что он делает в манеже в образе такого наивного дурачка с искус­ственным тоненьким голоском, никак не вяжется с его красивым и ум­ным лицом. С таким лицом нужно одеть костюм «белого» и произносить «положительные» монологи или пожертвовать красотой и найти для се­бя грим, соответствующий стилю работы.

Как всегда отлично и до предела четко работает сложный аттракцион под руководством народного артиста РСФСР Кио.

Здание цирка после очередного ремонта стало еще нарядней, осве­щение более ослепительно. Оркестр (дирижер Б. Осипов) действительно помогает артистам. Униформа цирка, как всегда, на очень высоком уров­не, и в успехе программы есть и ее большая доля. Оформление зри­тельного зала, манежа, форганга, сцены — красочно; пожалуй, даже слиш­ком красочно, так как некоторые костюмы теряются на фоне орнаментов ковра и дорожек на барьере.

К сожалению только несмотря на высочайшую технику нашего време­ни, основной инструмент для чистки ковра в манеже — все та же двор­ницкая метла, и униформисты поднимают такую же пыль, как и 78 лет назад. Возможно, что администрация цирка ждет к сорокалетию цирка подарок от зрителей первых рядов — пылесос.

Творческий коллектив очередной премьеры сделал интересную про­грамму. Молодежь выдержала серьезный экзамен. Доказательство этому успех программы, с которым и можно поздравить постановщика М. Местечкина, художников А. Судакевич, Л. Окуня и всех помогавших им.

Дрессировщица  Г. Белякова. клоуны В. Мозель и О. Савич. Жонглеры-каскадеры Ю. Логинов, И. Толкачев и В. Феррони. Гимнасты на кольцах Э. Благодарская и В. Филатов

Коверные клоуны В. Мозель и О. Савич. Акробаты с батудом под руководством Л. Хоменко. Наездники Э. и Е. Рогальские

Дрессировщица с собачками Г. Белякова

Коверные клоуны В. Мозель и О. Савич

Акробаты-прыгуны под руководством Н. Федосова

Жонглеры-каскадеры Ю. Логинов, И. Толкачев и В. Феррони

Гимнасты на кольцах Э. Благодарская и В. Филатов

Акробаты с батудом под руководством Л. Хоменко

Наездники Э. и Е. Рогальские

 

 Журнал «Советский цирк» ноябрь 1958 г.

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100