В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Источник вдохновения

 

Весной прошлого года мне довелось плыть на пароходе по Вол­ге мимо Куйбышевской ГЭС. Я стоял на палубе, передо мной рас­стилался широкий простор нового моря, вдали синели Жигули. Потом показались плотина, здание ГЭС и, наконец, шлюзы. По ним, как по ступенькам, мы спустились вниз по течению и очутились в старом,   привычном   русле  Волги.

Эта поездка глубоко взволновала меня, напомнив о первых ме­сяцах строительства гидроэлектростанции и завязавшейся тогда дружбе между строителями и артистами  советского цирка.

21 августа 1950 года Совет Министров СССР принял постановле­ние о сооружении Куйбышевской ГЭС. Оживились берега великой русской реки. В район Ставрополя начали прибывать строители, под­возиться материалы и оборудование, развернулось жилищное стро­ительство. Почти в то же время в коллективе Куйбышевского цирка возникла мысль взять культурнее шефство над великой стройкой. Сейчас трудно сказать, кто первым внес это предложение, да это и неважно. Главное, что оно пришлось всем по душе, встретило об­щую  поддержку.

Но сезон Куйбышевского цирка заканчивался, и первую встре­чу со строителями пришлось перенести на будущий год.

Весной на Куйбышевгидрострой выехала делегация цирка и за­ключила договор содружества со строителями. Было принято обяза­тельство в течение всего периода сооружения ГЭС устраивать вы­езды артистов всех коллективов, которые будут выступать в Куй­бышевском цирке. Партийная и профсоюзная организации, руковод­ство стройки приняли наши предложения и обещали обеспечить нам все условия для успешного проведения  выездных спектаклей.

Настало время осуществлять обязательства. И тут возникла пер­вая трудность: нам негде было дать наше представление. Существо­вавший в то время клуб вмещал ограниченное число зрителей, о выступлении в нем нечего было и думать. Единственная возмож­ность — стадион, но он еще строился...

Узнав, что мы решили выступать на стадионе, руководство Куйбышевгидростроя дало указание ускорить его сооружение. И вот 22 июня 1951 года стадион был готов. На его свежеоструганных, пахнущих смолой трибунах разместилось около десяти тысяч строи­телей. На футбольном поле было дано большое цирковое представ­ление, которое возглавил старейший мастер цирка заслуженный ар­тист РСФСР М. М. Золло, выступивший с группой дрессированных животных.

Шефский выезд артистов цирка получил высокую оценку руко­водства стройки: «Благодарим вас за вашу шефскую помощь, за ваш труд, вложенный в дело культурного обслуживания строителей вели­кой стройки коммунизма. Ваши представления, насыщенные глубо­ким содержанием и мастерством, оставили у строителей самые луч­шие впечатления. Шефская помощь артистов должна быть регуляр­ной, что поможет организации культурного и содержательного отды­ха строителей».

Так было положено начало шефству над строителями Куйбышев­ской ГЭС.

Второй выезд был еще интереснее.

В нем приняли участие заслуженная артистка РСФСР И. Буг­римова, заслуженные артисты РСФСР П. Чернега и С. Разумов, тувинские артисты под руководством заслуженного артиста РСФСР В.Оскал-Оол,   канатоходцы Цовкра,  конюшня дрессированных лошадей Б. Манжелли и другие артисты, продемонстрировавшие тех­нически сложные номера и аттракционы.

 круглая клетка для демонстрации крупной группы хищников

Kруглая клетка для демонстрации крупной группы хищников

Трехманежное представление на стадионе для строителей Куйбышевской ГЭС

Скоро начало

Участник программы ар­тист 3. Махлин осуществил постановку оригинально задуманного па­рада-пролога   к  представлению.

Само представление было организовано очень своеобразно. Можно сказать,  что оно шло  как бы на трех манежах и   в   разное время.

Слева на стадионе была оборудована обычная арена, в центре стадиона установлена круглая клетка для демонстрации крупной группы хищников, справа высился автокран, предназначенный для подвески  аппаратуры воздушных гимнастов.

Кстати, предложение использовать вращающийся подъемный кран как приспособление для выступлений воздушных гимнастов под открытым небом было сделано С. Разумовым и очень удачно разрешено им в техническом отношении. П. Чернега и С. Разумов, впервые использовавшие такое приспособление для работы на ста­дионе, тем самым значительно обогатили программу. Впоследствии на вращающемся азтокране, предоставлявшемся управлением Куйбышевгидростроя, на местном стадионе выступали и другие воздушные гимнасты.

Как   организовывались   наши  шефские   выезды?

Об этом стоит  рассказать подробнее.

Как правило, артисты цирка могли выехать на стройку только в свой выходной день — в пятницу. В четверг, тотчас после окончания представления а цирке, начинались сборы — упаковка реквизита и аппаратуры, подготовка животных. Затем производилась погрузка, и на рассвете транспорт отплывал вверх по Волге к месту строитель­ства.

На первый взгляд наш «караван» ничем не отличался от других: он состоял из буксирного парохода «Покрышкин» (команда кото­рого очень гордилась дружбой с артистами) и небольшой баржи. Но на пароходе и на барже был необычный груз — клетки со львами, лошади, собаки, разнообразный реквизит артистов.

До строительства ехали долго. Прибыв в район стройки, артисты знакомились с ходом работ, механизмами и, конечно, со строите­лями. Помнится, тогда только еще начинала возводиться перемычка, которая должна была отгородить котлован здания ГЭС, и на фоне этой перемычки обычно фотографировались участники шефского выезда. Потом руководители стройки показывали артистам, как монтируется шагающий экскаватор, водили по разным участкам строительства:

— Здесь будет начало земляной плотины, тут протянется под­весная дорога...

Признаться, нелегко было поверить, что все это будет осуществ­лено в течение пяти-шести лет. Стройка только развертывалась, и ее масштабы угадывались с трудом.

Тем временем шла энергичная подготовка представления, кото­рое обычно длилось дотемна. Затем все имущество вновь грузилось на машины, перевозилось на пароход, и на рассвете коллектив цирка прибывал в Куйбышев. Так, за одни сутки работники цирка на хоро­шем творческом подъеме в свой выходной день, совершив необы­чайное путешествие, вносили свою маленькую долю в строитель­ство Куйбышевской ГЭС, а вечером вновь выступали на арене Куй­бышевского цирка.

Несмотря на то, что в течение суток артисты были без отдыха, усталости не чувствовалось. Знакомясь с людьми стройки, с их ге­роическим трудом, с  волнующими цифрами объема  работ, артисты были настолько восхищены всем виденным, что получали огромную творческую зарядку.

«Представление на великой стройке коммунизма — радостное событие, — говорила мне И. Бугримова, когда мы возвращались в Куйбышев. — Несмотря на все трудности переезда, бессонную ночь, необычайную обстановку выступления, я чувствую себя отлично. Встречи с героями стройки произвели на меня громадное впечат­ление. Как и все мои товарищи, я получила большое моральное удовлетворение».

Так же охотно выезжали на шефские представления и другие артисты. Они считали это за честь и энергично преодолевали раз­личные, подчас немалые, трудности, связанные с выездом на строи­тельство,   с   организацией   представления в  непривычных   условиях.

Правда, в семье не без урода. Одна молодая артистка под пред­логом переутомления однажды отказалась от поездки. Разумеется, ее никто не уговаривал. Но надо было видеть, как отнесся к ее от­казу коллектив. «Переутомленная» артистка, встретив всеобщее осуждение,  вскоре согласилась ехать, но ее так и не взяли.

Шли годы, менялось лицо великой стройки, менялись и усло­вия культурного обслуживания. В Ставрополе, Жигулевске, посел­ке Комсомольском возникли хорошо оборудованные вместитель­ные клубы, наши представления шли на сценических площадках и на эстраде «Зеленого театра», но удобнее всего было, конечно, вы­ступать на стадионе, так как это давало возможность показывать крупные цирковые аттракционы и охватывать огромное количество зрителей,

В последние годы при поездке в Жигулевск по Волге цирк арен­довал катер «Москвич», который был в нашем распоряжении целые сутки, что позволяло делать в пути остановки для отдыха и купания. Таким образом, полезное дело — обслуживание строителей — сов­мещалось  с   приятным — отдыхом  на  лоне  природы.

Все эти годы культурное шефство не прерывалось. Каждый кол­лектив считал своим долгом побывать на стройке. Представления открывались парадами-прологами на темы: «Дружба народов», «Волго-Дон»,  «Мир победит войну»,  «Куйбышевская  ГЭС».

Осенью 1955 года русло Волги было перекрыто, стало накапли­ваться Куйбышевское море. К весне 1956 года оно затопило ста­рый Ставрополь. Скрылось под водой и то место, на котором ар­тисты   цирка   впервые  выступали   перед   строителями.

Но очередное представление состоялось. Манеж был оборудован на стадионе, кото­рый «переехал» на новое место вместе с городом. Здесь показывал искусство дрессировки заслуженный артист РСФСР Н. П. Гладильщиков, выступали украинский цирковой коллектив и цыганский ансамбль. Так культурное шефство было продолжено вплоть до окончания строительства. По­следнее цирковое представление состоя­лось в августе 1957 года, а 14 октября Куй­бышевская ГЭС достигла проектной мощно­сти — был пущей последний двадцатый гид­роагрегат.

За семь лет строителям показали свое мастерство заслуженные артисты РСФСР М. Золло, И. Бугримова, Ю. Дуров, И. Ру­бан, Н. Гладильщиков, П. Чернега, С. Разумов, Л. Танти, Б. Вяткин, азербайджан­ский цирковой коллектив, ансамбль донских казаков, Ван Ю-ли, Ван Зе-вей, В. и А. Макеевы, 3. Махлин и многие другие масте­ра нашего цирка.

Культурное шефство над гидростроите­лями должно быть продолжено, и предсто­ящим летом мы, несомненно, будем устраи­вать выездные представления на стадионе и в клубах строек Ставрополя и Жигулевска.

 Представление на стадионе открылось парадом 1958 год. Куйбышев

Представление на стадионе открылось парадом 1958 год. Куйбышев

В. МУСАТОВ,

директор Куйбышевского цирка

sЖурнал « Советский цирк» май 1958 год

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100

azartmania-otzyvy.com