Источник вдохновения
Весной прошлого года мне довелось плыть на пароходе по Волге мимо Куйбышевской ГЭС. Я стоял на палубе, передо мной расстилался широкий простор нового моря, вдали синели Жигули. Потом показались плотина, здание ГЭС и, наконец, шлюзы. По ним, как по ступенькам, мы спустились вниз по течению и очутились в старом, привычном русле Волги.
Эта поездка глубоко взволновала меня, напомнив о первых месяцах строительства гидроэлектростанции и завязавшейся тогда дружбе между строителями и артистами советского цирка.
21 августа 1950 года Совет Министров СССР принял постановление о сооружении Куйбышевской ГЭС. Оживились берега великой русской реки. В район Ставрополя начали прибывать строители, подвозиться материалы и оборудование, развернулось жилищное строительство. Почти в то же время в коллективе Куйбышевского цирка возникла мысль взять культурнее шефство над великой стройкой. Сейчас трудно сказать, кто первым внес это предложение, да это и неважно. Главное, что оно пришлось всем по душе, встретило общую поддержку.
Но сезон Куйбышевского цирка заканчивался, и первую встречу со строителями пришлось перенести на будущий год.
Весной на Куйбышевгидрострой выехала делегация цирка и заключила договор содружества со строителями. Было принято обязательство в течение всего периода сооружения ГЭС устраивать выезды артистов всех коллективов, которые будут выступать в Куйбышевском цирке. Партийная и профсоюзная организации, руководство стройки приняли наши предложения и обещали обеспечить нам все условия для успешного проведения выездных спектаклей.
Настало время осуществлять обязательства. И тут возникла первая трудность: нам негде было дать наше представление. Существовавший в то время клуб вмещал ограниченное число зрителей, о выступлении в нем нечего было и думать. Единственная возможность — стадион, но он еще строился...
Узнав, что мы решили выступать на стадионе, руководство Куйбышевгидростроя дало указание ускорить его сооружение. И вот 22 июня 1951 года стадион был готов. На его свежеоструганных, пахнущих смолой трибунах разместилось около десяти тысяч строителей. На футбольном поле было дано большое цирковое представление, которое возглавил старейший мастер цирка заслуженный артист РСФСР М. М. Золло, выступивший с группой дрессированных животных.
Шефский выезд артистов цирка получил высокую оценку руководства стройки: «Благодарим вас за вашу шефскую помощь, за ваш труд, вложенный в дело культурного обслуживания строителей великой стройки коммунизма. Ваши представления, насыщенные глубоким содержанием и мастерством, оставили у строителей самые лучшие впечатления. Шефская помощь артистов должна быть регулярной, что поможет организации культурного и содержательного отдыха строителей».
Так было положено начало шефству над строителями Куйбышевской ГЭС.
Второй выезд был еще интереснее.
В нем приняли участие заслуженная артистка РСФСР И. Бугримова, заслуженные артисты РСФСР П. Чернега и С. Разумов, тувинские артисты под руководством заслуженного артиста РСФСР В.Оскал-Оол, канатоходцы Цовкра, конюшня дрессированных лошадей Б. Манжелли и другие артисты, продемонстрировавшие технически сложные номера и аттракционы.

Kруглая клетка для демонстрации крупной группы хищников
Трехманежное представление на стадионе для строителей Куйбышевской ГЭС
Скоро начало
Участник программы артист 3. Махлин осуществил постановку оригинально задуманного парада-пролога к представлению.
Само представление было организовано очень своеобразно. Можно сказать, что оно шло как бы на трех манежах и в разное время.
Слева на стадионе была оборудована обычная арена, в центре стадиона установлена круглая клетка для демонстрации крупной группы хищников, справа высился автокран, предназначенный для подвески аппаратуры воздушных гимнастов.
Кстати, предложение использовать вращающийся подъемный кран как приспособление для выступлений воздушных гимнастов под открытым небом было сделано С. Разумовым и очень удачно разрешено им в техническом отношении. П. Чернега и С. Разумов, впервые использовавшие такое приспособление для работы на стадионе, тем самым значительно обогатили программу. Впоследствии на вращающемся азтокране, предоставлявшемся управлением Куйбышевгидростроя, на местном стадионе выступали и другие воздушные гимнасты.
Как организовывались наши шефские выезды?
Об этом стоит рассказать подробнее.
Как правило, артисты цирка могли выехать на стройку только в свой выходной день — в пятницу. В четверг, тотчас после окончания представления а цирке, начинались сборы — упаковка реквизита и аппаратуры, подготовка животных. Затем производилась погрузка, и на рассвете транспорт отплывал вверх по Волге к месту строительства.
На первый взгляд наш «караван» ничем не отличался от других: он состоял из буксирного парохода «Покрышкин» (команда которого очень гордилась дружбой с артистами) и небольшой баржи. Но на пароходе и на барже был необычный груз — клетки со львами, лошади, собаки, разнообразный реквизит артистов.
До строительства ехали долго. Прибыв в район стройки, артисты знакомились с ходом работ, механизмами и, конечно, со строителями. Помнится, тогда только еще начинала возводиться перемычка, которая должна была отгородить котлован здания ГЭС, и на фоне этой перемычки обычно фотографировались участники шефского выезда. Потом руководители стройки показывали артистам, как монтируется шагающий экскаватор, водили по разным участкам строительства:
— Здесь будет начало земляной плотины, тут протянется подвесная дорога...
Признаться, нелегко было поверить, что все это будет осуществлено в течение пяти-шести лет. Стройка только развертывалась, и ее масштабы угадывались с трудом.
Тем временем шла энергичная подготовка представления, которое обычно длилось дотемна. Затем все имущество вновь грузилось на машины, перевозилось на пароход, и на рассвете коллектив цирка прибывал в Куйбышев. Так, за одни сутки работники цирка на хорошем творческом подъеме в свой выходной день, совершив необычайное путешествие, вносили свою маленькую долю в строительство Куйбышевской ГЭС, а вечером вновь выступали на арене Куйбышевского цирка.
Несмотря на то, что в течение суток артисты были без отдыха, усталости не чувствовалось. Знакомясь с людьми стройки, с их героическим трудом, с волнующими цифрами объема работ, артисты были настолько восхищены всем виденным, что получали огромную творческую зарядку.
«Представление на великой стройке коммунизма — радостное событие, — говорила мне И. Бугримова, когда мы возвращались в Куйбышев. — Несмотря на все трудности переезда, бессонную ночь, необычайную обстановку выступления, я чувствую себя отлично. Встречи с героями стройки произвели на меня громадное впечатление. Как и все мои товарищи, я получила большое моральное удовлетворение».
Так же охотно выезжали на шефские представления и другие артисты. Они считали это за честь и энергично преодолевали различные, подчас немалые, трудности, связанные с выездом на строительство, с организацией представления в непривычных условиях.
Правда, в семье не без урода. Одна молодая артистка под предлогом переутомления однажды отказалась от поездки. Разумеется, ее никто не уговаривал. Но надо было видеть, как отнесся к ее отказу коллектив. «Переутомленная» артистка, встретив всеобщее осуждение, вскоре согласилась ехать, но ее так и не взяли.
Шли годы, менялось лицо великой стройки, менялись и условия культурного обслуживания. В Ставрополе, Жигулевске, поселке Комсомольском возникли хорошо оборудованные вместительные клубы, наши представления шли на сценических площадках и на эстраде «Зеленого театра», но удобнее всего было, конечно, выступать на стадионе, так как это давало возможность показывать крупные цирковые аттракционы и охватывать огромное количество зрителей,
В последние годы при поездке в Жигулевск по Волге цирк арендовал катер «Москвич», который был в нашем распоряжении целые сутки, что позволяло делать в пути остановки для отдыха и купания. Таким образом, полезное дело — обслуживание строителей — совмещалось с приятным — отдыхом на лоне природы.
Все эти годы культурное шефство не прерывалось. Каждый коллектив считал своим долгом побывать на стройке. Представления открывались парадами-прологами на темы: «Дружба народов», «Волго-Дон», «Мир победит войну», «Куйбышевская ГЭС».
Осенью 1955 года русло Волги было перекрыто, стало накапливаться Куйбышевское море. К весне 1956 года оно затопило старый Ставрополь. Скрылось под водой и то место, на котором артисты цирка впервые выступали перед строителями.
Но очередное представление состоялось. Манеж был оборудован на стадионе, который «переехал» на новое место вместе с городом. Здесь показывал искусство дрессировки заслуженный артист РСФСР Н. П. Гладильщиков, выступали украинский цирковой коллектив и цыганский ансамбль. Так культурное шефство было продолжено вплоть до окончания строительства. Последнее цирковое представление состоялось в августе 1957 года, а 14 октября Куйбышевская ГЭС достигла проектной мощности — был пущей последний двадцатый гидроагрегат.
За семь лет строителям показали свое мастерство заслуженные артисты РСФСР М. Золло, И. Бугримова, Ю. Дуров, И. Рубан, Н. Гладильщиков, П. Чернега, С. Разумов, Л. Танти, Б. Вяткин, азербайджанский цирковой коллектив, ансамбль донских казаков, Ван Ю-ли, Ван Зе-вей, В. и А. Макеевы, 3. Махлин и многие другие мастера нашего цирка.
Культурное шефство над гидростроителями должно быть продолжено, и предстоящим летом мы, несомненно, будем устраивать выездные представления на стадионе и в клубах строек Ставрополя и Жигулевска.

Представление на стадионе открылось парадом 1958 год. Куйбышев
В. МУСАТОВ,
директор Куйбышевского цирка
sЖурнал « Советский цирк» май 1958 год