В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Открытые тайны древних магов


Открытые тайны древних магов

К чему-то прислушиваясь, неизвестный оглядел комнату. Лицо его тщательно забинтовано, глаза невидимы за темными стеклами очков, но все это не может скрыть тревожной насто­роженности незнакомца. Нет, очевидно, ему что-то показалось, все в порядке. Опустившись в кресло, он снимает перчатки. Вме­сте с ними исчезают кисти рук... Да! Пустые рукава пиджака умело разбинтовывают лицо. Но под бинтами нет лица, нет голо­вы. Пусто! Стук в двери. Странный незнакомец вскакивает. Дей­ствительно, в комнату пытается кто-то войти. Дальше происходит совершенно необъяснимое. Неизвестный сбрасывает костюм, сороч­ку, туфли и — нет его, исчез, растворился в воздухе!

«Зачем это нужно! — воскликнет нетерпеливый читатель.— Уэллс! Вы пересказываете его «Человека-невидимку».

Но погодите, дайте досказать! Действительно, наш незнакомец очень похож на героя Уэллса. Куда больше — он так же невидим! Почему же тогда кофейник, поднятый со стола его невидимыми руками, превратился вдруг в громадный букет цветов, а в вазе вместо исчезнувших фруктов заплескались золотые рыбки?

Читатель требует объяснения? Пожалуйста! Для этого посетим Александра Алексеевича Вадимова. Он живет на Арбате.

Вам знакомо его лицо, говорите? Не обознались: Вадимов — известный в нашей стране артист иллюзионного жанра, высту­павший в первые годы под псевдонимом Алли-Вад. А то, что вы приняли за эпизод из романа Уэллса,— иллюзионный аттракци­он, описание которого вы прочитали в одной из книг, знакомясь с обширной библиотекой Вадимова.

Александр Алексеевич — обладатель уникального собрания книг по иллюзионизму. Вот они эти книги — увесистые фолиан­ты в старых кожаных переплетах, на английском, французском, немецком, русском языках.

«Отрытые тайны древнихъ маговъ и чародъевъ, или волшебныя силы натуры въ пользу и увеселеше употребленныя» — эти девять больших томов с витиевато-таинственным названием из­даны в Москве в 1798 году. Рядом с ними редчайшая по иллю­зионизму книга—«Will Goldstons exlusive magical secrets», изданная в Лондоне. Она посвящена памяти знаменитого иллюзиониста Гарри Гудини.

Вот редкая книга на французском языке — «Les grand trucs de la Prestigitation» Альбера, изданная в Париже. В ней описа­но много оптических иллюзионов. «Magic stage illusions and scientific cliversions» — объемистый труд Альберта и Гопкинса, изданный в Нью-Йорке. В нем помещены очерки по истории иллюзионно­го искусства, описано много разных фокусов, иллюзионов и дано опи­сание сценической машинерии и опытов по фотографии.

Д-р Леманн «Иллюст­рированная исторiя суевърiй и волшебства от древности до наших дней» — эта интересная книга издана в Москве в 1900 году.

Старая книга «Die spielende Magie» в пяти частях вышла в Берли­не в 1790 году. В ней много иллюстраций на отдельных листах, отпе­чатанных с медных гра­вированных от руки клише. А вот эти десять томов в кожаных пере­плетах изданы в Берли­не и Штеттине в 1789 году. Это библиографическая редкость — «Die naturliche Magie, aus allerhand belustigenden und nutzlichen kunststiiken bestehend zusammentragen von lohann Christian Wiegleb». Здесь много фокусов, основанных на оптике, магнетиз­ме, математике и химии, много разных забав и автоматов, широко применявшихся в то время. Много рисунков — ручных гравюр.

Небольшая книжечка в изящном переплете — «Kartenkunste»— издана в 1910 году в Вене и Лейпциге под № 75 тиражом всего в несколько сот экземпляров. Это труд знаменитого немецкого фокусника, «короля карт», Гофцинзера, придумавшего около 5000 карточных фокусов. На оборотной стороне ее титульного листа напечатано: «Эта книга определенно не для любителей, но опытным артистам доставит радость».

Вот книги известного иллюзиониста и фабриканта иллюзион­ной аппаратуры Карла Вильманна, изданные в Гамбурге.

Следующие пять книг написаны учителем Вадимова профес­сором иллюзии Ф. В. Конради-Хорстер. Они подарены Вадимову в 192Т году с портретом и надписью автора.

На одной из полок мы находим еще две очень любопытные книги на русском языке: «Пioбб. Древняя высшая магiя. Теорiя и практическiя формулы» и «Рассказы о темныхъ предметахъ, о волшебствъ, натуральной магiи, обманахъ чувствъ, суевърiяхъ, фокусничествъ, колдунахъ, въдьмахъ и т. п.», изданную в С.-Петербурге в 1861 году.

А вот эта маленькая книжечка с черной рукой и красными шариками на обложке вышла уже в наше время. Она издана в Москве в 1929 году. На обложке фамилия автора и название: «Н. Н. Ознобишин. Иллюзионы».

Не будем перечислять всех изданий, прочитаем с разрешения владельца, один абзац из книги «Открытыя тайны древнихъ магиковъ». Здесь описание опытов Шевалье-Пинетти, знаменито­го иллюзиониста конца XVIII века, умершего в России в 1802 го­ду. Страница 452 I тома: «Выставляетъ поcлъ того Пинетти ли­монное деревцо, свежими листьями одътое. Въ некотором отстоянiи отъ него находится нашъ рыцарь, держащiй въ рукахъ стаканъ с таинственною водою. Когда музыка начнетъ играть, поливаетъ рыцарь оною деревцо; послъ чего начинаютъ на немъ показываться цвъты и плоды, соразмернoй величины по дереву, и столько естественного виду, как бы к«отоящiе». Далее идет объяснение этого интересного фокуса с приложенными и конце книги чертежами.

1 «Необыкновенные секреты магии Уилла Гольдстона».

2 «Трюки фокусников

3 «Сценические иллюзии с техническими объяснениями».

4 «Натуральная магия — всевозможные увеселения и фокусы, со­бранные Иоганном Христианом Биглебом».

5 «Карточные фокусы».

А. Вадимов

А. Вадимов

Эту книгу в желтом красочном переплете — New and easy Magic liy orman Hunter», изданную в 1925 году в Лондоне,— раскроем на странице 113. Здесь описан очень эффектный номер — «Девушка на лестнице». Ставят простую лесенку-стремянку. По знаку ил­люзиониста выходит ассистентка, одетая в китайский костюм, с большим китайским зонтиком. Девушка поднимается на лесенку и, крутя зонт, закрывается им от зрителей. Зонт опускается все ниже и ниже и, продолжая крутиться, снижается до верхней пло­щадки стремянки. Иллюзионист, подойдя к стремянке, быстро снимает зонт. Ассистентка исчезла, а лестницу складывают, и один человек уносит ее за кулисы. Смотрим на приложенные три рисунка: они очень просто объясняют секрет этого оригиналь­ного аттракциона.

У нас в руках «More magic» — труд классика иллюзионизма профессора Гоффмана, изданный в Лондоне. На 428-й странице находим интересное описание иллюзии «Золотой водопад». На круглый, ничем не покрытый стол ставится предварительно осмот­ренная зрителями хрустальная ваза с крышкой. Вазу покрывают небольшим платком с вырезанным посередине отверстием, сквозь которое выступает наружу верхушка крышки вазы. К вазе больше никто не подходит. Иллюзионист идет в публику и там отовсюду достает серебряные монеты. Достает он их из карманов, из про­грамм, причесок зрителей и просто из воздуха. Целыми горстя­ми бросает иллюзионист монеты в воздух по направлению к вазе, и зрители ясно слышат, как монеты, падая, звенят в вазе. По окончании трюка иллюзионист, подойдя к вазе, срывает с нее пла­ток. Ваза оказывается до краев наполненной монетами.

Смотрим описание и четыре рисунка механики этого трюка и нам становится ясно устройство аппарата, однако исполнение номера очень сложно.

В книге Гольдстона на странице 314 описан один из удиви­тельнейших иллюзионов. Его изобрел и собственноручно построил трагически кончивший свою жизнь знаменитый французский иллюзионист Бутье де Кольта. Этот интереснейший иллюзионист сам изобретал и делал все свои иллюзионы. Его знаменитый номер «Растущий кубик», описанный в книге Гольдстона, очень сложен и имеет несколько вариантов решения. Трюк состоит в следую­щем. Зрителям показывают кубик размером 10х10х10 санти­метров. После осмотра кубик ставится на простую прозрачную подставку. Выстрел — и кубик на подставке, совершенно ничем не прикрытый, молниеносно превращается в большой куб, каждая сторона которого равна одному метру. Еще мгновение — куб рас­крывается, и из него выходит ассистентка — помощница иллюзи­ониста. 25 подробных рисунков и чертежей объясняют устройство этого замечательнейшего иллюзиона.

Достаточно примеров, дальше читать не будем. Ясно одно — перед нами замечательное собрание редчайших книг. Неутомимые поиски уникальных книг по иллюзионному жанру продолжаются. Вадимов собирает их не для коллекции, не держит их под спу­дом. Его литература к услугам товарищей по профессии. В свое время Н. Ознобишин, работая над книгой «Иллюзионы», пользо­вался библиотекой Вадимова.

Читателю, вероятно, интересно познакомиться не только с книгами, а и с самим владельцем библиотеки.

— В марте прошлого года исполнилось сорок лет, как мы с женой впервые вышли на профессиональную сцену. Да, не на манеж, а на сцену. Прежде чем стать иллюзионистом, я был Восьмибратовым в «Лесе» Островского, Лукой «На дне», Горностаевым в «Любови Яровой». Очень много сыграно ролей... — Вадимов улыбнулся жене, Вере Георгиевне Мировой. — Есть что вспомнить...

Лист бледно-зеленой бумаги. На нем замысловатая вязь готи­ческого шрифта. Это — диплом, который Вадимов получил в 1927 году, окончив Академию магических искусств Конради-Хорстера в Берлине.

- Вернулся в Россию - не признают меня, вспоминает Вадимов.— В то время иллюзионный жанр представляли в на­ших цирках иностранцы. А тут — русский иллюзионист! При­шлось перерождаться в индуса. Так возник Алли-Вад — «Че­ловек с таинственными руками».

В любом цирковом жанре каждый исполнитель работает по-своему. Но иллюзию в те годы все преподносили одинаково — под маской этакой таинственности, с помощью якобы каких-то сверхъестественных сил. По-иному демонстрировал свои иллю­зионные номера Алли-Вад — Вадимов. Каждый трюк он препод­носил как своеобразную шараду, ребус, с подтекстом: «А ну, попробуй, догадайся, как это получается?»

Творческая жизнь артиста Вадимова богата интересными встречами, он является непосредственным участником знамена­тельных событий. Вот документ, подписанный легендарным Ча­паевым. В его дивизии Вадимов возглавлял фронтовой театр, ор­ганизовал в Уральске фронтовой цирк. Листаешь альбом — и, как в калейдоскопе, мелькают многочисленные города — Ленин­град, Ростов, Ижевск, Грозный, Баку, Тбилиси, Минск, Брянск, Москва, Магнитогорск... В каждом из них артист демонстрировал свое искусство.

В суровые годы Великой Отечественной войны Вадимов по­могает создать в разрушенном врагом Сталинграде цирк и воз­главляет его художественную часть.

В марте 1956 года Александр Алексеевич и Вера Георгиевна после сорокалетнего совместного творческого труда ушли на пенсию.

В библиотеке, с которой мы знакомимся, не только специаль­ная литература. Немало места на полках занимают собрания со­чинений французских, английских, немецких, русских классиков. Чувствуется, что их владелец любит и ценит книгу. Но особенно дороги Вадимову два томика. Один из них — небольшой сборник стихов в простеньком переплете. На титульном листе выцвет­шие голубоватые буквы:

«Мир тебе, полевая солома,

Мир тебе, деревянный дом.

Со всем уважением к актерскому искусству Вадимова — С. Есенин».

Вот второй томик: «М. Горький. Заметки из дневника. Воспо­минания». А рядом столь знакомые, прямые и чуть округлые, словно бы окающие в своем начертании, строчки: «Земляку Александру Алексъевичу Вадимову. М. Горький. 3.VIII.27. Сорренто».

Скоро библиотека пополнится новыми произведениями. Их автором явится сам А. А. Вадимов. В творческом багаже старого артиста около сорока изобретенных им самим иллюзионов. Опи­раясь на богатый артистический и жизненный опыт, он рабо­тает сейчас над созданием собственных трудов. Первый из них — «Искусство иллюзии» — подготавливается к печати.

Г. Кочетков

Журнал « Советский цирк» март 1958 год

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100