Впервые. Написать на щите. Слон из цветов. Из уцелевшего в столетиях
Летом 1873 года в Саратове открылся русский цирк братьев Никитиных.
20 октября 1880 года в Москве начал функционировать цирк Альберта Саламонского (ныне Московский цирк).
Одними из первых партерных и воздушных турнистов были гимнасты братья Аволо и Петр Никитин. Их блестящий успех способствовал утверждению и развитию этого жанра в 70-х годах прошлого столетия.
Первый международный чемпионат французской борьбы в России был объявлен петербургским цирком Чинизелли в 1904 году.
Посетители пражского кафе Тиши осенью 1903 года, сами того не подозревая, присутствовали при рождении нового жанра. Акробаты Вотперт продемонстрировали работу с подкидной доской.
Велосипед, появившийся в конце 90-х годов XIX века, дал толчок развитию нового жанра в цирке. Профессиональный велосипедный гонщик и механик Шарль Нуазетт продемонстрировал первый механический цирковой аттракцион — вело-корзину. Она была сконструирована таким образом, что работа в ней шла как в партере, так и в воздухе.
Музыкальная клоунада родилась в середине XIX столетия. Первыми лучшими представителями этого жанра были разносторонне одаренные музыканты, прыгуны, эквилибристы, клоуны братья Джон и Вильям Прайс.
НАПИСАТЬ НА ЩИТЕ
В одном передвижном цирке, над входом, устанавливался щит, состоящий из 10 досок. Обычно на нем вывешивалась реклама. В дни революции, выступавший в этом цирке знаменитый клоун и прыгун — Виталий Лазаренко, поместил на досках этого щита свое четверостишие, которое он читал на манеже.
При переезде в другой город плотник перепутал доски и сбил щит так, что доски оказались расположенными в следующем порядке:
СЛОН... ИЗ ЦВЕТОВ
Перед фасадом Львовского цирка, как завершение цветочной клумбы, весь из разноцветной зелени водружен слон.
Садоводы бережно ухаживают за цветущим «животным», которое пользуется большой популярностью среди посетителей Львовского цирка, привлекает своей оригинальностью. Им любуются, его фотографируют, а многие фотографируются около него сами.
К. ГЕБЕЛЬ
ИЗ УЦЕЛЕВШЕГО В СТОЛЕТИЯХ
Осенью текущего года в Москве и Ленинграде экспонировались перед возвращением в музеи Германской Демократической Республики принадлежащие им художественные ценности.
Не только немецкое и даже не только европейское, но и мировое искусство оказалось представленным на этих выставках в образцах высокого совершенства. Хронологически экспозиция охватила много веков.
Наша печать посвятила выставке немало разборов, как общих, так и специальных — по эпохам, по странам, по видам изобразительных искусств. Но в этой маленькой заметке мы остановимся лишь на отдельных, разбросанных по разным залам (в данном случае в здании музея имени Пушкина) изящных предметах, связанных с искусством цирка.
Вот бронзовая статуя итальянского скульптора шестнадцатого столетия Доменико Поджини «Акробат, стоящий на руках».
Вот цветная гравюра японского мастера Киенага (1752 — 1815) «Кинтаро — мальчик-силач». Неподалеку, среди дивных индийских миниатюр того же и несколько более раннего времени, полное экспрессии и выразительности изображение всадНика - укротителя фантастического животного.
Десятки тысяч зрителей, сменяя друг друга, непрерывно толпятся у витрин с изделиями немецкого знаменитого мейссенского фарфора. Здесь работы тонкого мастера восемнадцатого века Кендлера — «Арлекин», «Шут Фрёбих» и другие. Прославленный в Саксонии шут короля Августа Фрёбих воссоздается в искусстве уже третье столетие. Превосходна и кендлеровская статуэтка «Фрёбих со своим другом».
Художник французской школы Анри Тулуз-Лотрек представлен как блестящий искусник эстрадного и циркового плаката. Его работы относятся к концу прошлого столетия. Среди них «Эстрадный певец Аристид Брюан в своем кабаре «Эльдорадо», «Клоунесса в Мулен-Руж».
Вл. ПОКРОВСКИЙ
Журнал «Советский цирк» ноябрь 1958 г