В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Новогодние пожелания зрителей

Мощные софиты, только что освещавшие огромное цилиндрическое здание, гаснут и повергают зрителей в темноту. Когда яркие прожекторы вдруг прорезают мрак, вверху, под куполом, зрители замечают изящные фигурки двух гимнасток. Под звуки музыки они начинают проделывать головокружительные трюки, то цепляясь носками за трапецию, то повисая над зияющей черной пропастью и лишь зубами удерживаясь за ремень, также закрепленный в зубах партнерши. Смелость гимнастов захватывает зрителей, и они награждают артисток взрывом аплодисментов. Таков цирк — древнейшее из искусств, демонстрация изобретательности, смелости, ловкости. Кто из нас не любит цирк, кто не смеется над проделками клоунов, не умиляется умными животными, кто не восхищается ловкостью акробатов? И мы любим наш цирк за то, что он дает нам отдых, веру в здоровье и силу человека, радует торжеством человеческой изобретательности. Лично у меня заведено правило: не реже раза в месяц бывать в цирке. Я рад знакомству со многими цирковыми артистами — Константином Берманом, труппой Свириных, Григорием Новаком. Есть один интересный вид циркового представления, который в последнее время почему-то стал исчезать. В дни моей молодости в Туле мне приходилось участвовать в большом цирковом представлении — «живых шахматах». Интересно построенное, оно проходило с большим успехом у зрителей, и мне хочется верить, что в будущем этот вид зрелища найдет себе место в разнообразном репертуаре цирка. Я посещаю не только Московский цирк. Бывая за границей, я первым долгом стараюсь посмотреть цирк или цирковые аттракционы в парках. Порой это ужасное зрелище, вызывающее чувство омерзения и жалости к исполнителю. Более всего запомнились два таких номера в парке Копенгагена: в первом — изможденный старик демонстрировал блошиные бега и другие трюки с насекомыми, тут же пряча их в специальную повязку на руке, чтобы «артисты» питались его кровью; во втором — женщина, с выпавшими волосами, высохшая, подвергалась действию рентгеновских лучей, и публика видела ее скелет. Может быть, это был всего навсего трюк, но вид исполнительницы был ужасен. Конечно, не все номера в зарубежных цирках таковы. Приходилось мне видеть превосходные акробатические ансамбли, изобретательных иллюзионистов, талантливых комиков. Кстати, на мой взгляд, наши клоуны часто совершенно зря стараются подчинить все свои номера дурно понимаемой назидательности. Я ни в коем случае не отрицаю необходимости подобных номеров, но, к сожалению, наши клоуны часто стараются все без исключения номера сопровождать поучением. Это снижает юмористическую ценность номеров, ограничивает возможности комиков. Можно показывать и просто смешные сценки. Нужно помнить простую истину: если публика смеется — значит, она отдыхает, а если человек хорошо отдохнет — завтра он будет хорошо работать. Я сел писать эту статью с целью похвалить наш цирк, но не удержался и от критики. Прочтя написанное, я хотел было исправить, но потом подумал: если я пишу, что не пропускаю ни одной цирковой программы, — значит, люблю цирк. А ведь любишь всегда только то, что хорошо и что нравится. И решил оставить, как написано.

А. КОТОВ, международный гроссмейстер

Я всегда восторгаюсь высоким профессионализмом цирковых артистов, четкостью, точностью, филигранной отделкой их движений и. полнейшим отсутствием дилетантизма. Здесь все строго выверено, рассчитано, многократно продумано. Чувствуется результат огромной напряженной работы над каждым номером. Да иначе и быть не может: малейшая небрежность привела бы к печальным последствиям. Искусство цирка достигло высокого совершенства и пользуется огромным успехом, вызывая восхищение самых искушенных зрителей. У меня до сих пор сохранились самые теплые воспоминания о моей работе по созданию фильма «Цирк». У меня и сейчас такое ощущение, что, если бы мне представилась возможность снова участвовать в фильме, посвященном цирку, я бы с удовольствием готовила свою роль в содружестве с артистами цирка. Дорогие друзья! Примите от меня, горячей поклонницы вашего прекрасного, поистине народного искусства, сердечные пожелания безостановочного артистического роста, успешного отыскания новых форм художественной выразительности, новых увлекательных представлений, особенно новых сатирических клоунад. Пусть звучит с арены советского цирка гневная, бичующая, яркая и остроумная речь, беспощадно разящая бюрократизм, зазнайство, грубость, бездушие, черствость и прочие доставшиеся нам в наследие от старого мира а бытующие и по сей день отвратительные пережитки прошлого, стоящие на пути воспитания нового человека коммунистического общества. От души желаю нашему цирку и его мастерам блестящих достижений во славу родного советского искусства.

Л. ОРЛОВА, народная артистка СССР

 Цирк... Я попал туда впервые десятилетним мальчишкой в своем родном городе Новосибирске. Помню, на меня произвел огромное впечатление полет под куполом артиста Ф. Морозова. Вместе с братом я решил повторить этот номер. Опыт кончился для меня неудачно: сорвавшись с трапеции, я сильно расшибся. Но падение не охладило моего пыла: я решил стать таким же сильным и ловким, как те цирковые артисты, за выступлениями которых мы следили, затаив дыхание. В школе, затем в авиаучилище я много занимался гимнастикой на снарядах, и, хотя, может быть, не достиг той степени мастерства, о какой мечтал, все же эти занятия, любовь к которым пробудил во мне цирк, очень помогли в жизни, в моей профессии. Я летчик. Может быть, поэтому мне больше всего нравятся в цирке выступления воздушных гимнастов и полеты под куполом. Этот «высший пилотаж» циркового искусства эффектен и смотрится с большим вниманием. Только не напрасно ли в последнее время уделяется так много внимания различным «страховкам»? Я не сторонник «смертных» номеров, во время исполнения которых публика обеспокоена лишь одним — сорвется или не сорвется артист; но, по моему мнению, цирковой номер должен в большей мере зависеть от смелости и ловкости исполнителя, чем от точности расчетов конструктора. Сейчас советский цирк очень помолодел, и в этом — залог его дальнейших успехов. Поздравляю с Новым годом мастеров благородного, вечно юного искусства — искусства цирка!

А. ПОКРЫШКИН, трижды Герой Советского Союза

Приветствую наш замечательный советский цирк. Цирк пользовался моей любовью с самого детства, и эта любовь не остыла до сих пор. В молодости я посвятил несколько картин изображению наездников и наездниц на цирковых лошадях, клоунов на ярко освещенной арене со всеми живописными прелестями цирка. И сейчас мечтаю написать картину, характеризующую наш замечательный советский цирк. Приветствую его от всего сердца. Приветствую его мастеров и желаю больших творческих успехов.

Б. ИОГАНСОН, народный художник СССР

Цирковое искусство — это Древнейший вид художественной деятельности человека. Его истоки, так же как истоки танцевального искусства, находятся в глубинах народного творчества, и это роднит нас, деятелей балета, с деятелями цирка. Фантастическое владение мастеров цирка своим телом, движения которого подчинены точному математическому расчету, ловкость жонглеров, остроумный юмор клоунады, искусство дрессировщика — все это в сочетании с красочным оформлением увлекает зрителя, то приводя его в трепет, то вызывая безудержный смех. Советский цирк шагнул далеко вперед по пути своего совершенствования как в отношении техники циркового искусства и исполнительского мастерства, так и в содержании, в тематике своих представлений. Он воспитал плеяду блестящих мастеров. Нам, работникам советского балета, очень приятно, чтo в комплекс цирковых представлений начинает входить и танец, в частности народный танец. Мне думается, что синтез многочисленных видов циркового искусства и нашего балетного искусства может привести к созданию на арене цирка нового вида театрального зрелища — циркового спектакля, — которое явится ценным вкладом в дело развития лрбимого народом циркового искусства. Поздравляю деятелей советского цирка с Новым годом и желаю им больших творческих успехов.

ИГОРЬ МОИСЕЕВ, Народный артист СССР

Кто не знает, как любит наша детвора цирк, каким радостным трепетом наполняются ребячьи сердца в ожидании посещения цирка. От кого, как не от наших ребят, мы узнаем все подробности новой цирковой программы и слышим подробные отзывы об артистах цирка?.. Именно поэтому нам, учителям и родителям, следует время от времени предъявлять цирку наш счет. Многие ребята еще за школьной партой мечтают стать артистами цирка; значит то, что делается на арене, увлекает школьников, и потому к программам детских утренников надо быть очень требовательным. Пусть шутка, которую услышат в цирке, будет не просто веселой, но и остроумной и тонкой. Пусть чаще в клоунских сценках ребята видят свои недостатки — это поможет нам в воспитании наших детей. В программах детских утренников еще мало шуточного, клоунского репертуара, рассчитанного на детей. Смелость мужество, ловкость, физическая сила артистов цирка являются для ребят примером, достойным подражания. И потому пусть чаще дети видят в цирке замечательных советских гимнастов — они прививают ребятам любовь и интерес к спорту. Нам, учителям, очень помогает в воспитательной работе с ребятами показ работы дрессировщиков домашних и диких животных. Это воспитывает у детей стремление к изучению их природы и повадок. Мне кажется, что на детских утренниках не следует показывать номера, слишком возбуждающие нервную систему. Это, безусловно, вредно для ребенка. Недавно мне пришлось слышать в школьном коридоре такой разговор. «А ты не плакал, когда разбился гуттаперчевый мальчик?» — спросила своего товарища ученица 5-го класса. И мальчик ответил ей: «Нет, я не плакал, потому что он разбился в кино. Теперь не разбиваются. Теперь все так сделано, чтобы и интересно было и все живые остались»! «Правда? — радостно прозвучал голос девочки. — А я всегда боюсь, когда вижу такие номера в цирке...» Детям следует давать живую, веселую, остроумную программу с шутками на школьные темы, с показом умных дрессированных животных, с показом жонглеров, гимнастов, иллюзионистов и обязательно при участии выдающихся, талантливых комиков. Цирк должен вселять в сердца ребят радость, бодрость, мужество и оптимизм, тем самым участвуя в общем большом деле коммунистического воспитания наших детей и молодежи.

 Р. БРУСНИЧКИНА, Директор школы №605 г.

Москвы Цирк!.. Какое множество ярких впечатлений, связанных с цирком хранит каждый из нас с детских лет. Какой большой и славный путь прошел наш цирк, воспитывая в советская человеке смелость, отвагу, мужество и подлинно художественный вкус. Нельзя переоценить того огромного многолетнего, упорного труда: любви к своей профессии, которые рождают подлинное мастерство и кажущуюся легкость исполнения сложнейших номеров. В 1957 году советский цирк завоевал международную арену, получив мировое признание. Советские люди любят цирк за присущую ему атмосферу героической романтики, отточенное мастерство исполнителей. Хотелось бы в цирковых представлениях видеть больше номеров конного цирка, несомненно, украшающих программу. Желаю артистам цирка новых дерзаний — поисков новых тем, новых жанров. Желаю, чтобы чудесные традиции русских клоунов-трибунов были продолжены молодыми мастерами клоунады, чтобы слово в цирке звучало ярко, остроумно, жизнеутверждающе!

А. РАЙКИН, народный артист РСФСР

Люблю искусство цирка, искусство, столь ярко показывающее красоту, силу и ловкость человека. Поздравляем мастеров советского цирка с Новым годом, хочется вместе с пожеланиями всяческих успехов в их замечательном творчестве сказать: почаще приезжайте, товарищи, к нам в колхозы и совхозы. У тружеников социалистического сельского хозяйства вы найдете горячий прием. Здесь, так же как везде, оценят и здоровую шутку клоуна, и мастерство акробата или жонглера, и отвагу дрессировщика. Мы ждем вас, дорогие друзья! И. БУЯНОВ, председатель колхоза им. Владимира Ильича Московской области, дважды Герой Социалистического Труда. Поздравляя артистов советского цирка с Новым годом, хочу сказать о своей любви к цирковому искусству, к вам, покорившим мир своим талантом и мастерством! С цирком я связан многолетней творческой дружбой — двадцать лет назад я уже писал музыку для цирка. И сейчас я всегда с удовольствием пишу музыку для самых разнообразных жанров циркового искусства. Желаю вам, дорогие друзья, новых успехов, новых творческих побед в вашей трудной, интересной, несущей радость людям работе!

Н. БОГОСЛОВСКИЙ, Композитор

Желаю советскому цирку не замыкаться в тесных рамках цирковой арены, крепить связь с массами и почаще выносить свое прекрасное искусство за стены цирка. Недавняя кавалькада артистов цирка из столицы в Донбасс прошла очень успешно. Надо почаще культивировать такие походы, в частности на целину. Особенно полезно устраивать массовые цирковые зрелища в дни, молодежных, студенческих, физкультурных и. других празднеств. Отлично владея средствами художественной выразительности и, спецификой цирковых приемов, артисты советского цирка в состоянии решать сейчас сложные задачи. Шлю самые горячие пожелания всесторонних успехов талантливым, смелым, изобретательным мастерам советского цирка и глубоко надеюсь, что они еще больше прославят родное советское искусство.

С. ГИАЦИНТОВА, народная артистка СССР

Я всегда с удовольствием посещаю цирк. Искусство цирка очень трудное. Оно требует повседневной самой тщательной работы над собой. Здесь нужны и четкость и точность движений. В этом у нас, артистов балета, с артистами цирка много общего. Так же как и они, мы нуждаемся в ежедневной тренировке, которая является непременным условием развития техники танца. Цирковые артисты всех жанров демонстрируют не только красоту человеческого тела вообще, но и такие прекрасные его свойства, как доведенную до совершенства пластику, грациозность, изящество, стройность и ритмичность движений. Все это роднит цирк с нашим балетным искусством. От души желаю моим товарищам по искусству самых больших успехов в развитии и обогащении цирка новыми приемами художественного творчества. Желаю советскому цирку еще большего приближения к народу, который цирк любит и ценит.

М. ПЛИСЕЦКАЯ, народная артистка РСФСР

Журнал «Советский цирк» январь 1958
 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100