Печальный конец цирка Ринглинг
По сообщению американского журнала «Лайф», летом 1956 года, в разгар циркового сезона в Соединенных Штатах Америки, всемирно известный цирк-шапито братьев Ринглинг отказался от продолжения гастролей и вернулся на свою базу в Сарасоте (штат Флорида).
Чем же было вызвано закрытие цирка? Почему администрация пошла на такие крайние меры?
Директор цирка братьев Ринглинг Джон Ринглинг Норе заявил, что «цирки-шапито представляют собой пройденный этап». При наличии широко развитой телевизионной сети любители представлений на открытом воздухе остаются в меньшинстве, говорил он, поэтому в своих турне цирки должны играть в стационарных помещениях, наподобие крупнейших европейских цирков.
«Но для американцев, — пишет «Лайф»,— цирк — это, прежде всего шапито и все, что с ним связано: прибытие на рассвете, слоны в вольерах, приятные резкие запахи, опилки, джунгли мачт и снастей под брезентовым куполом. Все это уже принадлежит прошлому. В глубокой печали цирки-шапито совершают свой скорбный путь к забвению».
Первым создателем цирка в Америке был Финеас Барнум. Барнум основал цирк в 1871 году, а в 1880 году, объединившись со своим основным конкурентом Джеймсом Бейли, создал крупный цирк-шапито. После смерти Бейли в 1906 году цирк Барнума и Бейли купили братья Ринглинг. Цирк братьев Ринглинг быстро завоевал симпатии американцев. Не имея постоянного помещения, цирк разъезжал по всей стране, выступая в различных городах Америки. Кроме американских артистов, братья Ринглинг приглашали в свою труппу известных европейских мастеров арены. Так, долгое время в цирке с большим успехом работали известная наездница Мэй Вирт, воздушные гимнасты итальянцы Лилиан и Альфредо Кодона, канатоходцы Валленда и многие другие, принесшие своим мастерством славу цирку.
Шло время. В последние годы гастрольные поездки приносили все меньше и меньше доходов. Директор цирка Джон Ринглинг Норе делал все возможное для того, чтобы оттянуть катастрофу. Он модернизировал программу своего цирка, превратив ее сперва в музыкальное обозрение, а затем и в бродвейское ревю. Мужчины в элегантных костюмах, молодые женщины в очень открытых блестящих трико, современная джазовая музыка — вот что характеризовало новый репертуар цирка. Но и это не помогло. Джон Ринглинг Норе закрыл свой цирк.
Печально прошло последнее представление. Хотя слухи о закрытии цирка с утра носились в воздухе, официально об этом Норе объявил только перед представлением. Восемьсот человек — артисты и рабочие труппы — в полном молчании выслушали это известие. Ведь потерять работу в самый разгар сезона, когда другие труппы набраны и укомплектованы, означала для них голодное существование
«Это была тяжелая картина, — пишет «Лайф».— Многие заплакали. Остальные, ошеломленные этим известием, с трудом могли работать на манеже. Все артисты труппы сгрудились в проходе, чтобы в последний раз взглянуть на работу своих коллег. Один из клоунов взял на руки маленького мальчика из публики и сказал: «Постарайся запомнить надолго этот печальный вечер, сынок». После окончания представления артисты вышли на арену попрощаться со зрителями навсегда. Оркестр сыграл заключительный марш, шталмейстер пытался объявить реквием, но рабочие уже опускали брезент. Цирк-шапито братьев Ринглинг умер навсегда».
Уволенные с мизерным восьмидневным выходным пособием в разгар сезона, когда найти работу почти невозможно, многие артисты оказались вынуждены вернуться на базу цирка в Сарасоте (штат Флорида). На протяжении трехдневного путешествия поезд, который вез остатки имущества и артистов, останавливался лишь по ночам на пустынных полустанках.
«Во время этих редких остановок,— пишет «Лайф»,— артисты стремглав бросались к телефонным будкам, безуспешно обращаясь в посреднические конторы с отчаянными просьбами о работе. А в поезде они старались говорить о сенокосе, рыбной ловле и других посторонних предметах. Но это была хорошая мина при плохой игре: все понимали, что для большинства из них эта поездка является путешествием в «никуда».
Лев Петров
По поводу сообщения журнала «Лайф»
О конце гастрольного турне цирка Ринглинг журнал «Лайф» сообщает под сенсационными заголовками:
«Реквием американскому цирку»,
«Цирк-шапито закрывается навсегда»,
«После последнего, печального представления отжившее зрелище держит путь в небытие».
Правда, владелец цирка, Джон Ринглинг Норе, объясняя корреспондентам «Лайф» причины прекращения гастролей, ссылался на плохую погоду, различные происшествия и затруднения, вызвавшие необходимость прекращения турне цирка Ринглинг. Однако и он не отрицал того, что цирк в США переживает острый кризис.
На протяжении своего долголетнего существования антреприза
Барнума, впоследствии перешедшая к братьям Ринглинг, пользовалась мировой известностью и постоянно рекламировалась под широковещательным анонсом: «Цирк братьев Ринглинг, Барнума и Бейли величайшее зрелище на земле».
Основатели и владельцы этого предприятия вели его с подлинным размахом, вложили в дело колоссальные средства и, привлекая к сотрудничеству артистов мирового класса, немало сделали для развития циркового искусства в США.
В то же время, с самого начала и до конца, цирк Барнума—Ринглинга был типичной американской антрепризой, для которой искусство всегда служило лишь средством наживы. Молва приписывает основателю цирка Барнуму классический в своем роде афоризм: «В этом мире на каждого умного человека приходится по меньшей мере десять дураков, которых можно выпотрошить для собственной выгоды».
Основатель всемирно известного Гамбургского зоосада дрессировщик животных Карл Гагенбек, лично знавший Барнума, дает ему в своей книге «О зверях и людях» очень выразительную характеристику:
«Самым крупным американским предпринимателем в области цирка был Финеас Тейлор Барнум, который после длительной борьбы со своим конкурентом Бейли в конце концов объединился с ним в «Цирк Барнума и Бейли — величайшее зрелище мира». Он начал свою карьеру как типичный американский балаганщик, выстазив для обозрения кормилицу Вашингтона — стошестидесятилетнюю негритянку Джойс Хет. В этом деле были только две небольшие неточности: во-первых, негритянке было всего семьдесят лет, а во-вторых, она никогда не была кормилицей первого американского президента. Позднее лозкач раздобыл сирену и другие «зоологические драгоценности», которые наряду с подлинными интересными раритетами заполняли помещения его музея на нью-йоркском Бродвее. Три раза он прогорал и, как ванька-встанька, снова поднимался. И каждый раз этот нозоязленный Одиссей своей необыкновенной изобретательностью и поразительным хитроумием привлекал к себе и своему предприятию внимание всего мира.
Не было на свете такой редкости или злободневного происшествия, на котором этот гроссмейстер шарлатанов не сделал бы долларов. С лилипутом Томом Самб он посетил Англию и был принят королевой Викторией. В гигантских аквариумах он первым показывал публике китов и акул и, наконец, основал свое зрелищное предприятие — американскую смесь цирка со зверинцем и паноптикумом».
Отдавая должное меткой образности этой характеристики, хочется особо отметить весьма удачное определение предприятия Барнума—Бейли как «американской смеси цирка со зверинцем и паноптикумом».
Потворствуя в погоне за прибылью худшим вкусам публики, Барнум, а позднее и братья Ринглинг включали в цирковые программы демонстрацию явлений, которые по своему характеру ничего общего с искусством не имеют.
На двух страницах журнала «Лайф» помещены иллюстрации, изображающие артистов и животных, которые создали успех и славу «величайшего зрелища на земле». Карлики и гигантские обезьяны, редкие экземпляры животных и уроды демонстрировались зрителям наряду с величайшими звездами мирового цирка.
Искусство и антреприза — вещи разные. Грандиозный размах предприятия Барнума—Ринглинг свидетельствовал, в первую очередь, о процветании антрепризы; образцовая организация дело. прежде всего оставалась образцом эксплуатации искусства бизнесом.
Антреприза Барнума—Ринглинг постоянно ориентировалась на конъюнктуру и в большой степени зависела от меняющихся вкусов и прихотей своей аудитории.
Стремясь повысить или сохранить доходность предприятия, Дж. Ринглинг Норе в последнее десятилетие «модернизировал» его. Крупнейший американский цирк постепенно превращался в арену для демонстрации обозрений и опереточно-мюзикхолльных ревю.
Накладывая свою печать на характер зрелища, все это, без сомнения, подрывало самые основы американского циркового искусства.
Характерно, что лишь за две недели до закрытия цирка Ринглинг прекратила свое существование .другая крупнейшая антреприза — «Цирк братьев Кинг». Большое количество артистов и рабочих этого цирка тоже были выброшены на улицу — явление для «американского образа жизни повседневное.
Можно сколько угодно ссылаться на количество атмосферных
осадков и другие неприятные, но преходящие обстоятельства. Не они заставили «Лайф» говорить о кризисе американского цирка. Действительные причины кризиса связаны с самой природой капиталистической цирковой антрепризы. Отданное на откуп Желтому
дьяволу, искусство падает жертвой бизнеса.
Б. Сергеев
Журнал « Советский цирк» март 1958 год