В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Печальный конец цирка Ринглинг

 

По сообщению американского журнала «Лайф», летом 1956 года, в разгар циркового сезона в Соеди­ненных Штатах Америки, всемирно известный цирк-шапито братьев Ринг­линг отказался от продолжения гаст­ролей и вернулся на свою базу в Сарасоте   (штат  Флорида).

Чем же было вызвано закрытие цирка? Почему администрация пошла на такие крайние меры?

Директор цирка братьев Ринг­линг Джон Ринглинг Норе заявил, что «цирки-шапито представляют со­бой пройденный этап». При наличии широко развитой телевизионной се­ти любители представлений на от­крытом воздухе остаются в меньшин­стве, говорил он, поэтому в своих турне цирки должны играть в стаци­онарных помещениях, наподобие крупнейших  европейских  цирков.

«Но для американцев, — пишет «Лайф»,— цирк — это, прежде всего шапито и все, что с ним связано: прибытие на рассвете, слоны в волье­рах, приятные резкие запахи, опил­ки, джунгли мачт и снастей под бре­зентовым куполом. Все это уже при­надлежит прошлому. В глубокой пе­чали цирки-шапито совершают свой скорбный путь к забвению».

Первым создателем цирка в Аме­рике был Финеас Барнум. Барнум основал цирк в 1871 году, а в 1880 го­ду, объединившись со своим основ­ным конкурентом Джеймсом Бейли, создал крупный цирк-шапито. После смерти Бейли в 1906 году цирк Барнума и Бейли купили братья Ринглинг. Цирк братьев Ринглинг быстро завоевал симпатии американцев. Не имея постоянного помещения, цирк разъезжал по всей стране, выступая в различных городах Америки. Кро­ме американских артистов, братья Ринглинг приглашали в свою труппу известных европейских мастеров аре­ны. Так, долгое время в цирке с большим успехом работали известная наездница Мэй Вирт, воздушные гим­насты итальянцы Лилиан и Альфредо Кодона, канатоходцы Валленда и многие другие, принесшие своим ма­стерством   славу    цирку.

Шло время. В последние годы гастрольные поездки приносили все меньше и меньше доходов. Директор цирка Джон Ринглинг Норе делал все возможное для того, чтобы оттянуть катастрофу. Он модернизировал про­грамму своего цирка, превратив ее сперва в музыкальное обозрение, а затем и в бродвейское ревю. Муж­чины в элегантных костюмах, моло­дые женщины в очень открытых бле­стящих трико, современная джазовая музыка — вот что характеризовало новый репертуар цирка. Но и это не помогло. Джон Ринглинг Норе закрыл свой цирк.


Печально прошло последнее представ­ление. Хотя слухи о закрытии цирка с утра носились в воздухе, официально об этом Норе объявил только перед представле­нием. Восемьсот человек — артисты и рабо­чие труппы — в полном молчании выслуша­ли это известие. Ведь потерять работу в самый разгар сезона, когда другие труппы набраны и укомплектованы, означала для них голодное существование

«Это была тяжелая картина, — пишет «Лайф».— Многие заплакали. Остальные, ошеломленные этим известием, с трудом могли работать на манеже. Все артисты труппы сгрудились в проходе, чтобы в по­следний раз взглянуть на работу своих кол­лег. Один из клоунов взял на руки малень­кого мальчика из публики и сказал: «По­старайся запомнить надолго этот печальный вечер, сынок». После окончания пред­ставления артисты вышли на арену попро­щаться со зрителями навсегда. Оркестр сыграл заключительный марш, шталмейстер пытался объявить реквием, но рабочие уже опускали брезент. Цирк-шапито братьев Ринглинг   умер   навсегда».

Уволенные с мизерным восьмидневным выходным пособием в разгар сезона, ко­гда найти работу почти невозможно, мно­гие артисты оказались вынуждены вер­нуться на базу цирка в Сарасоте (штат Флорида). На протяжении трехдневного пу­тешествия поезд, который вез остатки иму­щества и артистов, останавливался лишь по   ночам   на пустынных полустанках.

«Во время этих редких остановок,— пишет «Лайф»,— артисты   стремглав бросались к телефонным будкам, безуспешно обращаясь в посреднические конторы с отчаянными просьбами о работе. А в поез­де они старались говорить о сенокосе, рыб­ной ловле и других посторонних предме­тах. Но это была хорошая мина при плохой игре: все понимали, что для большинства из них эта поездка является путешествием в «никуда».

Лев Петров

 

По поводу сообщения журнала «Лайф»

 

О конце гастрольного турне цирка Ринглинг журнал «Лайф» сообщает под сенсационными заголовками:

«Реквием американскому цирку»,

«Цирк-шапито закрывается  навсегда»,

«После последнего, печального представления отжившее зре­лище держит путь в небытие».

Правда, владелец цирка, Джон Ринглинг Норе, объясняя кор­респондентам «Лайф» причины прекращения гастролей, ссылался на плохую погоду, различные происшествия и затруднения, вызвавшие необходимость прекращения турне цирка Ринглинг. Однако и он не отрицал того,  что цирк в США переживает острый кризис.

На протяжении своего долголетнего существования антреприза
Барнума, впоследствии перешедшая к братьям Ринглинг, пользова­лась мировой известностью и постоянно рекламировалась под ши­роковещательным анонсом: «Цирк братьев Ринглинг, Барнума и Бейли  величайшее зрелище на земле».

Основатели и владельцы этого предприятия вели его с подлин­ным размахом, вложили в дело колоссальные средства и, привле­кая к сотрудничеству артистов мирового класса, немало сделали для развития циркового искусства  в США.

В то же время, с самого начала и до конца, цирк Барнума—Ринглинга был типичной американской антрепризой, для которой ис­кусство всегда служило лишь средством наживы. Молва приписы­вает основателю цирка Барнуму классический в своем роде афо­ризм: «В этом мире на каждого умного человека приходится по меньшей мере десять дураков, которых можно выпотрошить для собственной  выгоды».

Основатель всемирно известного Гамбургского зоосада дресси­ровщик животных Карл Гагенбек, лично знавший Барнума, дает ему в своей книге «О зверях и людях» очень выразительную характе­ристику:

«Самым крупным американским предпринимателем в области цирка был Финеас Тейлор Барнум, который после длительной борь­бы со своим конкурентом Бейли в конце концов объединился с ним в «Цирк Барнума и Бейли — величайшее зрелище мира». Он начал свою карьеру как типичный американский балаганщик, выстазив для обозрения кормилицу Вашингтона — стошестидесятилетнюю негри­тянку Джойс Хет. В этом деле были только две небольшие неточ­ности: во-первых, негритянке было всего семьдесят лет, а во-вто­рых, она никогда не была кормилицей первого американского пре­зидента. Позднее лозкач раздобыл сирену и другие «зоологиче­ские драгоценности», которые наряду с подлинными интересными раритетами заполняли помещения его музея на нью-йоркском Бродвее. Три раза он прогорал и, как ванька-встанька, снова под­нимался. И каждый раз этот нозоязленный Одиссей своей необык­новенной изобретательностью и поразительным хитроумием при­влекал к себе и своему предприятию  внимание всего мира.

Не было на свете такой редкости или злободневного происше­ствия, на котором этот гроссмейстер шарлатанов не сделал бы дол­ларов. С лилипутом Томом Самб он посетил Англию и был при­нят королевой Викторией. В гигантских аквариумах он первым пока­зывал публике китов и акул и, наконец, основал свое зрелищное предприятие — американскую смесь цирка со зверинцем и панопти­кумом».

Отдавая должное меткой образности этой характеристики, хо­чется особо отметить весьма удачное определение предприятия Барнума—Бейли как «американской смеси цирка со зверинцем и паноптикумом».

Потворствуя в погоне за прибылью худшим вкусам публики, Барнум, а позднее и братья Ринглинг включали в цирковые програм­мы демонстрацию явлений, которые по своему характеру ничего общего с искусством не имеют.

На двух страницах журнала «Лайф» помещены иллюстрации, изображающие артистов и животных, которые создали успех и сла­ву «величайшего зрелища на земле». Карлики и гигантские обезь­яны, редкие экземпляры животных и уроды демонстрировались зри­телям  наряду с величайшими звездами  мирового цирка.

Искусство и антреприза — вещи разные. Грандиозный размах предприятия Барнума—Ринглинг свидетельствовал, в первую оче­редь, о процветании антрепризы; образцовая организация дело. прежде всего оставалась образцом эксплуатации искусства биз­несом.

Антреприза Барнума—Ринглинг постоянно ориентировалась на конъюнктуру и в большой степени зависела от меняющихся вку­сов и прихотей своей  аудитории.

Стремясь повысить или сохранить доходность предприятия, Дж. Ринглинг Норе в последнее десятилетие «модернизировал» его. Крупнейший американский цирк постепенно превращался в арену для демонстрации обозрений    и опереточно-мюзикхолльных   ревю.

Накладывая свою печать на характер зрелища, все это, без сомнения, подрывало самые основы американского циркового ис­кусства.

Характерно, что лишь за две недели до закрытия цирка Ринглинг прекратила свое существование .другая крупнейшая антреприза — «Цирк братьев Кинг». Большое количество артистов и рабочих этого цирка тоже были выброшены на улицу — явление для «американ­ского образа жизни повседневное.

Можно сколько угодно ссылаться на количество атмосферных
осадков и другие неприятные, но преходящие обстоятельства. Не они заставили «Лайф» говорить о кризисе американского цирка. Действительные причины кризиса связаны с самой природой капи­талистической цирковой антрепризы. Отданное на откуп Желтому
дьяволу,  искусство  падает жертвой  бизнеса.

 

Б. Сергеев

Журнал « Советский цирк» март 1958 год

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100

Удобрения для С/Х - фунгицид фитолавин.;Пальто зимнее шерстяное милицейское женское.;www.sinupret-extract.com.ua сколько пить синупрет