Иосиф Ефремович Сосин
В первом томе Большой Советской Энциклопедии в заметке об акробатике можно прочесть: «В числе наиболее известных акробатов прошлого — русские артисты И. и А. Сосины, выполнявшие так называемое двойное сальто-мортале, показанное ими во всех лучших цирках мира»,
В свое время делалось немало попыток установить мировой рекорд исполнения двойного сальто-мортале, но почти все они кончались неудачами, притом нередко трагическими. В справочнике, написанном немецким историком цирка Сальтарино, упоминается несколько смертельных случаев, происшедших на репетициях этого трудного акробатического упражнения.
Первым исполнителем двойного сальто явился Иосиф Ефремович Сосин. Он выступал в различных цирках мира.
Лучшие акробатические трюки И. Е. Сосина, в частности исполнение двойного сальто, освоил его сын, Александр Иосифович, выдающийся мастер циркового искусства.
— Однажды, — рассказывает Александр Иосифович Сосин, — во время гастролей во Владивостоке, на воскресном представлении, присутствовала команда русского военного корабля и иностранные моряки. Двойное сальто, только что мною освоенное, я решил исполнить в конце номера.
Перед этим с манежа объявили, что будет исполнен рекордный трюк. Зрители шумно аплодировали, прыжок пришлось повторить.
Цирк — область искусства, в которой начинают трудиться с малолетнего возраста. Александр Сосин с пяти лет работал акробатом, совершенствуясь под руководством своего отца. Мальчик мечтал стать таким же прыгуном, как отец, и благодаря упорной долголетней тренировке ему удалось этого достичь. Восемнадцати-девятнадцати лет Александра Сосина считали одним из лучших русских мастеров данного жанра. За короткий срок он объездил почти всю Европу, выступая в составе труппы Азгарц.
Возвратившись на родину, он продолжал работать на манеже советского цирка. С 1937 года Сосин руководил классом акробатики в Государственном училище циркового искусства.
В последние годы двойное сальто-мортале, некогда представлявшее собой редкое, трудно осваиваемое достижение, стало исполняться большинством молодых прыгунов, выпускников Государственного училища циркового искусства.
Последние годы Александр Сосин работал в Ленинградском цирке в качестве второго режиссера-инспектора манежа.
Более пятидесяти пяти лет Александр Иосифович Сосин отдал любимому делу.
Журнал «Советский цирк» январь 1958