В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Тамара Буслаева и аттракцион "Львы на лошадях"


В одной из последних программ Ростовского цирка впервые была показана зрителям новая работа заслуженного артиста РСФСР А. Н. Буслаева, которую он в содружестве с дрессировщицей Тамарой Буслаевой подготовил к славной юбилейной дате 40-летия Октября. Само название нового аттракциона не дает полного представления о нем. Название лишь кратко определяет одну из его особенностей: сочетание львов и лошадей в едином действии.

Тамара Буслаева и аттракцион «Львы на лошадах»
Тамара Буслаева и аттракцион «Львы на лошадах»
В этом масштабном аттракционе представлены различные разновидности дрессировки. В сущности, это смешанная дрессировка лошадей, львов и догов, показанная в своеобразной последовательности, в непривычных сочетаниях. Аттракцион начинается выездом Тамары Буслаевой в кабриолете с расположившимися по его бокам двумя догами. Ее сопровождает А. Н. Буслаев верхом на школьной лошади. После этого краткого вводного эпизода начинается демонстрация высшей школы верховой езды, сменяющаяся показом дрессировки на свободе, которую также ведет А. Н. Буслаев. Следующая затем краткая пауза, предшествующая выходу хищников, используется для установки предохранительной клетки оригинальной, впервые примененной конструкции. Перед выпуском львов в манеж, его быстро опоясывает круглая металлическая клетка. Она «намотана» на двух барабанах, размещенных за барьером у форганга. Отсюда, постепенно развертываясь и охватывая изнутри барьер манежа, клетка, как лента, плавно движется двумя полукружиями и у главного входа соединяется в стык.

Механизированная установка легкой ажурной клетки занимает несколько секунд и производит большой зрелищный эффект. Как только клетка сомкнулась, в ней появляется Тамара Буслаева в сопровождении четырех львов и двух догов. По сигналу дрессировщицы животные рассаживаются в креслах вокруг большого стола, как бы ожидая лакомого угощения. Появляется проворный поваренок — коверный комик Игорь Капитанов. Стремительно двигаясь и балансируя на ходу подносом с жареным петухом, он обходит манеж, дразня каждого из «гостей» лакомым блюдом. Сцена выхода коверного полна забавных положений и также относится к числу интересных находок. Несомненно, в дальнейшем она должна получить еще более полное развитие. Эпизод, разыгрываемый с помощью коверного комика, прерывается неожиданным появлением на столе крупного живого петуха... Вокруг стола — оживление... Происходит «знакомство» львов и догов с чинно расхаживающим по столу петухом, который смело обходит по кругу львов, разевающих пасти и готовых проглотить его... Во избежание соблазна петуха водворяют на кольцо, и, к удивлению восседающих за столом хищников, петух плавно поднимается на кольце под купол. Вздернув морды, львы следят за петухом, как бы досадуя, что они упустили добычу... Этим завершается эпизод несостоявшейся львиной трапезы. Обстановка в манеже меняется. Кресла трансформируются в тумбы, львы занимают на них свои места. Появляются четыре лошади, на которых одеты предохранительные чепраки.

Начинается основная часть аттракциона, посвященная демонстрации львов и лошадей в совместных сочетаниях. Как бы знакомясь со своими будущими седоками, четыре лошади поочередно делают красивые фигурные обходы вокруг каждой тумбы с сидящим на ней львом. Закончив обход, каждая лошадь занимает место возле тумбы. Следует посадка львов на лошадей. Кони, выстроившись в одну линию, размеренным шагом, а затем и рысью делают несколько кругов по манежу. В заключение этих эволюции лошади со своими «всадниками» выстраиваются в одну линию в центре манежа, после чего львы спрыгивают с коней и усаживаются на тумбы. Освободившиеся от непривычных седоков лошади, как бы утомленные прогулкой, располагаются на отдых, укладываются «спать», каждая возле своей тумбы. Манеж медленно затемняется, что хорошо согласуется с характером этой «сцены отдыха». Финал аттракциона интересно разрешен на фигурном пьедестале. На нем быстро возникает пирамида, сгруппированная из львов и догов. Пирамида начинает вращаться, тогда, как группа лошадей кружится по манежу в противоположном направлении. На этом заканчивается демонстрация аттракциона, выделяющегося изобретательностью и хорошей выдумкой (в осуществлении постановки, подготовленной Центральной студией циркового искусства, принял участие режиссер Н. Н. Зиновьев). Основную нагрузку в демонстрации нового аттракциона несет Тамара Буслаева. Простота и четкость движений, мягкость общения с животными выгодно характеризуют ее манеру работы. А. Н. Буслаеву удалось осуществить интересный замысел.

Творческий облик этого артиста многогранен. Зрители еще помнят первые выступления А. Н. Буслаева в созданном им спортивном аттракционе «Прыжок на санях из-под купола цирка», в котором он участвовал со своей партнершей, ныне известной дрессировщицей заслуженной артисткой РСФСР Ириной Бугримовой. Свежи а памяти зрителя и их совместные выступления в аттракционе «Круг смелости», памятен и созданный А. Н. Буслаевым в содружестве с молодой дрессировщицей Тамарой Буслаевой аттракцион «Группа дрессированных львов». Новая работа достойно продолжает эти поиски нового. Аттракцион «Львы на лошадях» привлекает внимание зрителя новизной замысла, оригинальностью композиции и занимательным разнообразием. Оживляют его клоунские интермедии, органически вплетенные в действие, способствуют успеху и технические новшества, создание механизированной аппаратуры, легкой и ажурной по своей конструкции. В дальнейшей работе над аттракционом следует сократить отдельные эпизоды с целью придать его композиции большую стройность, освободиться от некоторых повторений и достичь более быстрого темпа всего действия. Говоря об аттракционе, впервые показанном на арене Ростовского цирка, нельзя хотя бы вкратце не сказать и о самом цирке.
Заслуженный артист РСФСР А. Н. Буслаев
Заслуженный артист РСФСР А. Н. Буслаев


Каждый зритель, побывавший в недавно открытом новом здании Ростовского цирка, покидает его с чувством большого удовлетворения. Его монументальное архитектурное оформление сочетается с уютностью внутренних помещений. В амфитеатре, вмещающем 1500 мест, обеспечены все условия для хорошей видимости происходящего в манеже действия. Чтобы дать представление о масштабе здания, следует сказать, что объем его достигает 50 000 кубических метров. Диаметр зрительного зала — 34 метра, высота купола — 19 метров.
В фасадной части здания расположены залы, фойе и променуары, в закулисной части размещены отлично оборудованные артистические гардеробные, количеству которых позавидуют в любом цирке, так как в них одновременно может разместиться артистический состав двух полных цирковых программ. Авторы проекта архитекторы Г. А. Петров и А. В. Барулин создали замечательное цирковое здание (проект разработан по технологическим данным Г. А. Алиева), которое может считаться лучшим в стране. Тем более досадны отдельные второстепенного характера недочеты, которые необходимо устранить. К их числу относится система электроосвещения манежа. Если мощность света вполне достаточна, то сосредоточение освещения главным образом в подкуполной части делают его недостаточно эффективным. Необходима перемонтировка электросети с целью частичного приближения источников света к манежу. Явно недостаточны подсобные закулисные помещения для животных и реквизита: они малы и неудобны, не соответствуют масштабам и потребностям большого цирка. И, конечно, руководству надо приложить все усилия, чтобы у ростовского зрителя не снижался интерес к своему цирку, чтобы его репертуар всегда стоял на уровне программ ведущих цирков страны. В то же время в Ростовском цирке должна забиться творческая жизнь, должна развернуться систематическая, планомерная постановочная работа по подготовке новых цирковых номеров и аттракционов. Ростовский цирк должен стать показательным во всех отношениях.




А. ВОЛОШИН
Журнал «Советский цирк» январь 1958 г
 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100