В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Некоторые итоги и перспективы

Развитие и рост советского циркового искусства выдвигают новью задачи подго­товки и воспитания молодых артистов цир­ка. Эти задачи приобретают особую ак­туальность в свете партийного документа — статьи Н. С. Хрущёва «За тесную связь ли­тературы и искусства с жизнью народа».

За тридцать с лишним лет своего суще­ствования Государственное училище цир­кового искусства пополнило цирки значи­тельным числом молодых артистов. Многие из них занимают сейчас ведущее положе­ние. В программе цирка любого города или в группе артистов, направляющихся на га­строли за границу, исполнителями большин­ства номеров являются воспитанники Государственного училища циркового искус­ства. Новые кадры создали возможность обновления цирковых представлений и ре­шения более сложных художественных задач.

Все же достигнутого нами далеко недо­статочно. Жизнь выдвигает немало важных творческих проблем. Последовательная и настойчивая борьба за высокую идейность, художественное и техническое мастерство, новаторство — вот основные требования, которые предъявляются Государственному училищу циркового искусства.

Формирование молодого артиста еще на школьном манеже должно способство­вать утверждению в искусстве цирка ду­ховной красоты и величия советского че­ловека.

Одной из давно назревших и требую­щих разрешения проблем циркового искус­ства в СССР является, по-моему, создание постоянно действующих цирковых коллекти­вов. Попытки такого рода известны, но они, как правило, сводились лишь к механиче­скому соединению в одной программе ар­тистов различных жанров, и творческого единства не достигалось. Такое представле­ние ничем не отличалось о? обычных цир­ковых программ.

По мере углубления и расширения про­фессиональной подготовки на базе учили­ща становится вполне реальной возмож­ность осуществлять ежегодные школьные выпуски цирковых коллективов с полной и разнообразной программой. Такой коллек­тив  будет располагать не только дополнительными номерами, но сможет подготовить одну-две пантомимы, что даст возможность менять программу, удлиняя срок работы артистов в одном городе.

Именно в училище режиссеры-педагоги, работая с молодыми исполнителями в те­чение нескольких лет, в подлинно творчес­кой обстановке, выявляя и определяя сос­тавы номеров, смогут подготовить закон­ченную программу, создать продуманный и полноценный цирковой спектакль.

Организованные таким образом выпуски дадут возможность изменить существую­щую систему планирования разрозненных номеров.

По-прежнему советский цирк испытыва­ет необходимость в артистах разговорного жанра — клоунах и сатириках. Пресса и об­щественность справедливо отмечают сла­бость этих номеров и закономерно требуют настоящих, талантливых современных кло­унов.

Мы с сожалением констатируем, что с манежа советского цирка меткое и острое слово клоуна звучит далеко не в полный голос. Наши клоуны зачастую не смешны. Неоднократные попытки организовать раз­личные студии разговорного жанра, гото­вящие молодых цирковых клоунов, как правило, кончались неудачей. Работа этих сту­дий проходила оторванно от манежа, клоу­ны, вышедшие из этих студий, игнориро­вали средстве циркового искусства, были неубедительны  и  неинтересны.

Подготовка кадров артистов разговорного жанра в цирке представляет наибольшие трудности. И решать этот вопрос так, как он решался до сих пор, просто несерьезно. Ни повышение квалификации заведомо бес­таланных людей, ни написание нового для них репертуара, ни привлечение в цирк ар­тистов эстрады не может сформировать настоящего циркового клоуна. В старые ме­ха нельзя вливать новое вино.

Слово, идущее с манежа, может быть действенно, когда оно подкреплено сред­ствами  цирка.

Учебный процесс на отделении клоуна­ды и музыкальной эксцентрики училища тесно связан с изучением различных цирко­вых дисциплин, таких, как акробатика, гим­настика, жонглирование, эквилибр и т. п., и проходит на манеже. Здесь будущие кло­уны имеют возможность с самого начала овладеть особенностями работы в цирке, тем, что составляет цирковую специфику. Цирк — это цирк, и в нем все должно быть подчинено, законам циркового искусства.

Организация отделения клоунады и му­зыкальной эксцентрики в Государственном училище циркового искусства реальнее, чем предшествующие опыты подобного рода вне цирковой атмосферы. Но учебный про­цесс и учебные планы этого отделения да­леко не упорядочены. На отделении клоу­нады и музыкальной эксцентрики следует удлинить срок обучения, к преподаватель­ской деятельности надо привлечь старых мастеров клоунады, высококвалифицирован­ных режиссеров из смежных видов ис­кусства.

Делу подготовки клоунских кадров при­дан характер планомерности, оно подчине­но системе школьного обучения. Нужно еще многое, чтобы советский цирк увидел на своем манеже молодого талантливого кло­уна-современника, легко и свободно поль­зующегося  всеми   средствами  цирка.

Насущнейшей задачей училища должна явиться подготовка национальных цирко­вых кадров. Здесь таятся неисчерпаемые и вполне реальные возможности. Изуче­ние творчества народов СССР, националь­ного искусства приведет к созданию ори­гинальных, самобытных номеров, принесет жанровое   разнообразие,   К  практическому осуществлению этого необходимо присту­пить в самое ближайшее время, органи­зуя периодические приемы учащихся из национальных   республик.

Этой же цели может послужить под­готовка в училище цирковых кадров из стран народной демократии, а существую­щую практику их подготовки следует рас­ширить.

Само собой разумеется, что большое учебно-практическое значение имеет для выпускников и учащихся последних курсов училища правильно поставленная системати­ческая производственная практика.

Организация ее мыслится на базе пе­редвижного, облегченного цирка-шапито, созданного при училище на каникулярное летнее время. В этом цирке должны да­ваться представления силами студентов. Униформа и весь обслуживающий персонал также должны формироваться из студентов. Учебно-воспитательное и практическое зна­чение таких представлений бесспорно. Яв­ляясь завершением профессионального школьного обучения, они дадут студентам возможность совершенствовать свои номе­ра в общении со зрителями (включая и ос­воение всего технического процесса — сборка и разборка конструкции шапито, заправка манежа, прохождение службы в униформе и т. д.). Такая практика ранее существовала в училище и полностью се­бя оправдала.

Само собой разумеется, что для разре­шения этих давно назревших задач нужна материально-техническая база. Надо всячес­ки форсировать реконструкцию и расшире­ние помещений училища, чтобы в ближай­шие годы оно могло приступить к реализа­ции намеченных планов.

Это тем более важно, что в ближайшее время срок обучения в училище увеличит­ся с 4 до 7 лет, количество учащихся до­стигнет 300 человек, и в училище будут при­ниматься лица, окончившие 4 класса сред­ней школы. Располагая достаточным поме­щением, училище сможет восстановить хорошую практику прошлых лет — регу­лярную организацию на школьном манеже цирковых  представлений.

Важной задачей является организация 8 училище научной базы. Представляется не­обходимой организация при училище науч­но-методического кабинета, который рас­полагал бы большим иконографическим и литературным материалом, чтобы педагоги получали возможность знакомиться с трю­ковым репертуаром цирковых номеров прошлого и критически осваивать его. Сле­дует создать фильмотеку учебных процес­сов по всем жанрам, фиксируя технологи­ческий процесс подготовки трюков. Необ­ходим также научно-медицинский кабинет, который изучал бы физическую нагрузку, ее нормы, профилактику, обобщал наблю­дения и занимался систематизацией мате­риалов, столь важных для подготовки бу­дущих артистов.

Все это позволит цирковому искусству стать на уровень других видов искусства, шагнувших далеко вперед.

Несколько слов о так называемой поли­технизации.

Многие студенты, выходя из училища с вполне законченным, хорошим номером, обладая профессиональными данными, час­то не разбираются в технологии окружаю­щих их в цирке предметов производствен­ного обихода. Многие из них не знают, что такое «затростить конец», как это сделать, как «заграбить» манеж, чем манеж заправ­ляется, не могут справиться с установкой собственной аппаратуры, исправить легкую поломку в своем реквизите и т. д. Внедре­ние «политехнизации» в цирковом смысле, безусловно, необходимо.

Преподаватели и бывшие студенты ГУЦИ в гостях у А. А. Луначарской — первого директора  циркового  училища.

Преподаватели и бывшие студенты ГУЦИ в гостях у А. А. Луначарской — первого директора  циркового  училища.

 

А. ВОЛОШИН

 Журнал «Советский цирк» октябрь 1958 г.

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100