В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Развивать национальное искусство

 

На страницах «Советского цирка» часто публиковались статьи о творческой деятельности национальных коллекти­вов, а в № 7 за 1959 год, в статье А. Георгиева «Больше внимания развитию национальных цирков» предпринята попытка обобщить накопленный опыт.

Оценивая состояние национального искусства, необходи­мо конкретно проследить процесс его развития в каждой национальной республике.

Нам хотелось бы рассказать об азербайджанском цирко­вом коллективе, организованном в 1945 году.

В подготовке первой программы коллектива приняли участие народный артист Азербайджана режиссер С. Дадашев, народный артист СССР композитор У. Гаджибеков, заслуженный деятель искусств Азербайджана поэт Сулейман Рустам, балетмейстер (ныне заслуженная артистка Азербайджанской ССР) А. Дильбази и другие.

Первое отделение занимала этнографическая картина «Той» (азербайджанская национальная свадьба). Второе от­деление являлось как бы продолжением праздника. Третье — «Зорхана» (азербайджанский силовой жонгляж, за­вершаемый национальной борьбой «Гюлляш»).

С этой программой азербайджанский коллектив выехал  гастрольную поездку по стране.

А. Георгиев утверждает, что национальные коллективы создавались к декадам литературы и искусства республики. Он, в частности, пишет; «Азербайджанский цирковой кол­лектив, просуществовав после первой Декады азербай­джанского искусства в Москве несколько лет, дошел до полного развала. Когда стало известно о второй декаде, срочно приступили к созданию азербайджанского цирково­го коллектива заново».

По всей вероятности, А. Георгиев недостаточно знаком с историей азербайджанского циркового коллектива, Пер­вая Декада литературы и искусства Азербайджана состоя­лась в 1939 году, а цирковой коллектив в республике был организован в 1945 году. Вторая Декада азербайджанского искусства состоялась в 1959 году.

Отмечая неточность утверждения А. Георгиева, мы от­нюдь не умаляем значения подчеркнутых им недостатков в творческом и организационном руководстве националь­ными коллективами. Республиканские организации дейст­вительно интересуются своими коллективами только в период подготовки к декадам. Так получается главным обра­зом потому, что национальные коллективы непосредствен­но подчинены Союзгосцирку, осуществляющему как административно-хозяйственное, так и творческое руковод­ство   коллективами.

В подготовке новых программ национальных цирков обычно принимают участие творческие работники респуб­лик: писатели, режиссеры, композиторы, художники. Их работа внештатная, разовая. Поэтому после выпуска про­граммы они отходят от работы с коллективом.

К тому же, включившись в конвейер Союзгосцирка, на­циональный коллектив на долгие годы прерывает связь со своей республикой и руководство творческой деятельно­стью коллектива сосредоточивается в Союзгосцирке. А это руководство, к слову сказать, оставляет желать лучшего.

В портфеле репертуарно-художественного отдела Со­юзгосцирка несколько лет хранится сценарий сюжетной пантомимы «Похищение Гюлли», написанный для азербай­джанского коллектива. Но меры к постановке пантомимы не принимаются.

В 1957 году для азербайджанского коллектива была на­писана сюжетная пантомима «Победители смеются послед­ними», приуроченная к 40-летию Великой Октябрьской со­циалистической революции. Для ее постановки планиро­вался приезд коллектива в Баку. Но коллектив направили в Казань. Сценарий остался нереализованным.

Думается, что следует найти более совершенные формы руководства национальными коллективами. Необходимо, чтобы национальные столичные цирки стали подлинными творческими центрами и работали в постоянном контакте со своими коллективами. Это позволит успешно готовить новые программы, тематические представления, парады, прологи и создавать злободневный репертуар.

Подготовка национальных артистов требует, знания на­циональных особенностей. На наш взгляд, студентов из на­циональных республик было бы целесообразно после про­хождения общего курса в ГУЦИ направлять для оформле­ния номера на творческую базу своей республики.

Полноценная организационная и творческая работа Ба­кинского цирка даст возможность формировать и нацио­нальные цирковые труппы для обслуживания сельских рай­онов республики, включая в труппы участников самодея­тельности и артистов вновь подготавливаемых националь­ных  номеров.

Нам думается, что эти мероприятия будут содействовать росту творческого и профессионального мастерства нацио­нальных цирков.

 

ВЛ. ЛАРИН

г. Баку

  Журнал «Советский цирк» март 1961 г

 

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100