В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Ленинградский цирк. Памятная премьера

 

Ленинградский цирк. Привыч­ное круглое здание на Фон­танке. Яркие огни реклам, пестрые плакаты. Надпись у кассы: «На сегодня все билеты проданы».

И я вспоминаю Ленинград 1944 го­да: замаскированные дома, знакомые памятники, заботливо скрыты ленин­градцами от вражеских обстрелов и бомбежек. Серое здание цирка с пробоинами от снарядов, вместо ярких реклам — суровая надпись: «Эта сторона улицы при артобстреле наиболее опасна».

Но даже в эти дни были люди, ко­торые охраняли цирк, берегли его для будущих зрителей, для его хо­зяев — мастеров арены. Начальник пожарной охраны цирка Лавров все долгие дни блокады находился на своем посту. Маленькая «буржуйка» в гардеробной, которую занимал Лав­ров, была единственным источником тепла и света. Директор А. Я. Василь­ев, еще служа в армии на Ленинград­ском фронте, бывал в цирке каждую свободную минуту. После его возвра­щения из армии развернулись восста­новительные работы. Были заделаны пробоины от снарядов, починена кры­ша, произведен внешний и внутрен­ний ремонт.

Цирк нуждался в людях. Не было мужчин — униформистов, осветителей и, наконец, билетеров — всех этих скромных   работников,   без   которых невозможна нормальная деятельность цирка. Многие ленинградцы еще не вернулись в свой родной город, а те, кто оставался в Ленинграде, были заняты на оборонном производстве. Тогда на помощь пришли женщины. Женщины-униформисты, женщины — работники электроцеха самоотверженным трудом помогали подгото­вить все необходимое к открытию цирка.

И вот 28 ноября 1944 года — премь­ера! Лучшие мастера советского цирка приехали показать свое искус­ство героям-ленинградцам. Народный артист СССР Ю. М. Юрьев читал текст в прологе, поставленном заслужен­ным деятелем искусств Е. М. Кузне­цовым. Хор Ленинградской капеллы пел    на   сцене.

Популярный клоун Карандаш раз­резает ленточку — первое пред­ставление начинается. Программу от­крывают наездники Королевы — но­мер, выдержанный в лучших тради­циях цирка; их сменяют «веселые повара» Хвощевский и Будницкий. Программа большая и разнообразная. В ней и старые друзья Ленинградско­го цирка сатирики Григорий Рашковский и Николай Скалов. Заканчивают первое отделение «стальные капита­ны» — эквилибристы   Мирославские.

Во втором отделении среди других артистов выступали внуки известного Чинизелли, много лет представляв­шего  в  Петербурге   цирковое  искусство, — Виолетта и Александр Кисс. Большим успехом пользовался эксцентрический полет Анатолия Вязова с партнерами. Завершала программу веселая и жизнерадостная «Штраусиана» в исполнении музыкального ансамбля лилипутов под руковод­ством М. С. Качуринера. В паузах выступал Карандаш. Его острая, поли­тически направленная сатира пользо­валась заслуженным успехом.

Все мы, участники первого пред­ставления, очень волновались. Это состояние я, пожалуй, могу сравнить с тем волнением, какое испытывал в последние дни войны, объявляя с манежа Ленинградского цирка о   взятии  нашими    войсками   Берлина.

Почетными гостями на премьере были защитники Ленинграда — командующий Ленинградским фронтом маршал Говоров, командующий Балтийским флотом адмирал Трибуц и много других дорогих гостей.

Честь написать первую рецензию на программу была предоставлена народной артистке СССР В. А. Мичу­риной-Самойловой. «Когда курьер принес мне пригласительный билет в цирк — ярко раскрашенную кни­жечку, извещающую о веселом праздничном зрелище, я от души порадовалась, — писала Вера Ар­кадьевна. — И не только потому, что вступил в строй еще один Ленинград­ский театр, а потому, что искусство цирка в подлинном смысле слова на­родно и любимо массами. Тот, кто был на открытии цирка, в том числе и я, еще у входа испытали на себе этот жгучий интерес, с которым ленинградцы устремлялись в раскры­тые двери. Все сразу поскорее хотели пройти в зал, в котором они не были более трех лет. Каков-то цирк сего­дня? Нас охватила знакомая празд­ничная атмосфера. Арена, искусно украшенная цветами, узором из опи­лок. Масса света. Все было ярко, празднично, нарядно».

Заканчивалась рецензия следую­щими словами: «Руководители цирка отдали много труда, чтобы сделать первую программу красочной и зани­мательной. И это им в полной мере удалось».

Много лет прошло с тех пор. Ленинградский цирк по-прежнему остается любимым зрелищем ленин­градцев, которые, независимо от возраста, проводят там свой досуг.

 

Р.  БАЛАНОВСКИЙ,

режиссер-инспектор Ленинградского цирка

 Журнал «Советский цирк» февраль 1961 г.

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100