Ленинградский цирк. Памятная премьера
Ленинградский цирк. Привычное круглое здание на Фонтанке. Яркие огни реклам, пестрые плакаты. Надпись у кассы: «На сегодня все билеты проданы».
И я вспоминаю Ленинград 1944 года: замаскированные дома, знакомые памятники, заботливо скрыты ленинградцами от вражеских обстрелов и бомбежек. Серое здание цирка с пробоинами от снарядов, вместо ярких реклам — суровая надпись: «Эта сторона улицы при артобстреле наиболее опасна».
Но даже в эти дни были люди, которые охраняли цирк, берегли его для будущих зрителей, для его хозяев — мастеров арены. Начальник пожарной охраны цирка Лавров все долгие дни блокады находился на своем посту. Маленькая «буржуйка» в гардеробной, которую занимал Лавров, была единственным источником тепла и света. Директор А. Я. Васильев, еще служа в армии на Ленинградском фронте, бывал в цирке каждую свободную минуту. После его возвращения из армии развернулись восстановительные работы. Были заделаны пробоины от снарядов, починена крыша, произведен внешний и внутренний ремонт.
Цирк нуждался в людях. Не было мужчин — униформистов, осветителей и, наконец, билетеров — всех этих скромных работников, без которых невозможна нормальная деятельность цирка. Многие ленинградцы еще не вернулись в свой родной город, а те, кто оставался в Ленинграде, были заняты на оборонном производстве. Тогда на помощь пришли женщины. Женщины-униформисты, женщины — работники электроцеха самоотверженным трудом помогали подготовить все необходимое к открытию цирка.
И вот 28 ноября 1944 года — премьера! Лучшие мастера советского цирка приехали показать свое искусство героям-ленинградцам. Народный артист СССР Ю. М. Юрьев читал текст в прологе, поставленном заслуженным деятелем искусств Е. М. Кузнецовым. Хор Ленинградской капеллы пел на сцене.
Популярный клоун Карандаш разрезает ленточку — первое представление начинается. Программу открывают наездники Королевы — номер, выдержанный в лучших традициях цирка; их сменяют «веселые повара» Хвощевский и Будницкий. Программа большая и разнообразная. В ней и старые друзья Ленинградского цирка сатирики Григорий Рашковский и Николай Скалов. Заканчивают первое отделение «стальные капитаны» — эквилибристы Мирославские.
Во втором отделении среди других артистов выступали внуки известного Чинизелли, много лет представлявшего в Петербурге цирковое искусство, — Виолетта и Александр Кисс. Большим успехом пользовался эксцентрический полет Анатолия Вязова с партнерами. Завершала программу веселая и жизнерадостная «Штраусиана» в исполнении музыкального ансамбля лилипутов под руководством М. С. Качуринера. В паузах выступал Карандаш. Его острая, политически направленная сатира пользовалась заслуженным успехом.
Все мы, участники первого представления, очень волновались. Это состояние я, пожалуй, могу сравнить с тем волнением, какое испытывал в последние дни войны, объявляя с манежа Ленинградского цирка о взятии нашими войсками Берлина.
Почетными гостями на премьере были защитники Ленинграда — командующий Ленинградским фронтом маршал Говоров, командующий Балтийским флотом адмирал Трибуц и много других дорогих гостей.
Честь написать первую рецензию на программу была предоставлена народной артистке СССР В. А. Мичуриной-Самойловой. «Когда курьер принес мне пригласительный билет в цирк — ярко раскрашенную книжечку, извещающую о веселом праздничном зрелище, я от души порадовалась, — писала Вера Аркадьевна. — И не только потому, что вступил в строй еще один Ленинградский театр, а потому, что искусство цирка в подлинном смысле слова народно и любимо массами. Тот, кто был на открытии цирка, в том числе и я, еще у входа испытали на себе этот жгучий интерес, с которым ленинградцы устремлялись в раскрытые двери. Все сразу поскорее хотели пройти в зал, в котором они не были более трех лет. Каков-то цирк сегодня? Нас охватила знакомая праздничная атмосфера. Арена, искусно украшенная цветами, узором из опилок. Масса света. Все было ярко, празднично, нарядно».
Заканчивалась рецензия следующими словами: «Руководители цирка отдали много труда, чтобы сделать первую программу красочной и занимательной. И это им в полной мере удалось».
Много лет прошло с тех пор. Ленинградский цирк по-прежнему остается любимым зрелищем ленинградцев, которые, независимо от возраста, проводят там свой досуг.
Р. БАЛАНОВСКИЙ,
режиссер-инспектор Ленинградского цирка
Журнал «Советский цирк» февраль 1961 г.