В редакцию журнала «Советский цирк» идут письма
Недавно в гостях у горняков шахты № 2 «Северная» треста Краснодон-уголь побывал коллектив артистов Киевской группы «Цирк на сцене» под руководством Михаила Волынского.
Наша шахта находится далеко от города и поэтому хорошие представления и концерты для нас большая редкость. Прибытие в наш горняцкий поселок артистов цирка очень обрадовало шахтеров.
Представление прошло с большим успехом. Особое впечатление произвело на всех присутствующих политическое обозрение артиста М. Волынского «Музей в чемодане», сатира на гнусную банду поджигателей войны. Зрители горячо аплодировали артисту.
Большим успехом пользовались акробаты О. и И. Иванченко, жонглер А. Асланьян, воздушный гимнаст Л. Антонов, эквилибристы Г. и В. Маренковы, иллюзионист Ж. Асмоловская и гимнаст Ю. Савинов.
Мне хочется через журнал «Советский цирк» выразить сердечную благодарность коллективу артистов Киевской группы «Цирк на сцене».
Всесоюзному объединению государственных цирков не мешало бы почаще устраивать такие же хорошие встречи тружеников советской арены с тружениками-горняками, какая состоялась на нашей шахте.
Выступления артистов цирка всегда найдут радушный прием у горняков Донбасса.
Николай МАМАЙ,
бригадир бригады коммунистического труда шахты № 2 «Северная» треста Краснодонуголь, Герой Социалистического труда, депутат Верховного Совета СССР
ДОРОГУ НОВОМУ
Не так давно я побывал на представлении в Рижском цирке. Весь вечер на манеже выступал клоун Борис Вяткин. Однако отдельные номера этого артиста не имели успеха у зрителей. Сценка с воздушным шариком, который лопается, когда о него спотыкается Вяткин, не была смешна. Свыше пяти лет видят зрители, как собачка клоуна Манюня просит «на чай».
Был случай, когда Вяткин вообще не вышел на манеж во время паузы между номерами. Около десяти минут зрители в гробовом молчании смотрели, как монтировали семафор для выступления сестер Кох. Молчал оркестр, молчал и пропавший за кулисами Борис Петрович Вяткин. Униформисты искали какой-то болтик и, не найдя его, привязали рычаг семафора тряпочкой. Кто-то из публики неуверенно крикнул: «Вяткин, на манеж!» Но Вяткин не вышел. То ли он исчерпал свой репертуар, то ли считал, что выход из создавшегося положения должны найти сами сестры Кох, с волнением наблюдавшие из-за кулис за тем, как медленно устанавливали аппаратуру. Их волнение не могло не сказаться на работе. Номер исполнялся на лонжах, без обычной легкости и грации.
Странное впечатление вызвало выступление музыкальных эксцентриков Гуменюк. Их номер, на мой взгляд, мало музыкальный и мало цирковой.
Вообще в представлении было много старых номеров. Прав один из зрителей, заметивший, что в программе «много седых номеров и артистов с сединой». Примечательно, что одобрение зрителей в основном вызывали молодые артисты (О. Лапиадо. Л. Правоторова, труппа Плинера). Пускай у них пока еще не все четко, зато живо, увлекательно, действительно ловко и смело. Но, увы, таких номеров мало. Только этим можно объяснить, что подчас представления в цирке идут при полупустом амфитеатре.
М. Титов
НЕВЕРНАЯ ПРАКТИКА
Реклама в цирке занимает большое место. К сожалению, в ряде цирков укоренилась неверная практика рекламировать один какой-либо аттракцион и не упоминать в афишах остальных участников спектакля.
В прошлом году в Свердловском цирке гастролировал аттракцион под руководством народного артиста РСФСР Кио. Весь город был наводнен афишами, рекламирующими этот аттракцион. И даже на фасаде здания цирка были вывешаны только афиши Кио. Между тем в программе участвовало много артистов, пользующихся заслуженной любовью зрителей.
Мы не оспариваем права выдающихся мастеров арены на особую рекламу. Но нельзя оставлять в тени всех выступающих в той же программе.
Н. Семин
О ДИРЕКТОРАХ ЦИРКА
От энергии, деловитости и знаний директора зависит состояние производственно-творческой работы в цирке, выполнение финансовых планов.
Вот Свердловский цирк. Директором в нем числится Н. И. Слаутин, а работу за него выполняет администратор С. Я. Лаевский. Он отправляет артистов, работавших в закончившейся программе, и встречает новый коллектив, а директор сидит «навеселе» в своем кабинете. Слаутин не создает артистам условий для работы и отдыха. В цирке был красный уголок, но затем его не стало. Есть душ, а пользоваться им нельзя. Замечательный двор цирка можно было бы привести в порядок и озеленить — этого не делается.
Иначе поставлено дело в Сочинском и во Фрунзенском цирках. В Сочинском цирке всегда порядок, чистота, есть красный уголок, хороший буфет. Все делается для того, чтобы создать удобства для артистов. Директор цирка С. А. Пищик ежедневно следит за тем, как принимает программу зритель. Директор Фрунзенского цирка Л. В. Иванова — хороший производственник. Она выезжает в колхозы, организует культпоходы в цирк, заботится о наибольшем привлечении зрителей. С. А. Пищик и Л. В. Иванова любят свое дело, во все вникают и могут работать без заместителей. Они чутко и внимательно относятся к артистам и обслуживающему персоналу. С таких директоров надо брать пример и учиться у них руководителям многих цирковых предприятий.
У нас еще есть директора цирков, которые работают только летом, а заработную плату получают полностью весь год. Может быть, в некоторых цирках следует отказаться от должности заместителя директора и за счет освобождаемых фондов зарплаты увеличить штаты электриков, униформистов, уборщиц.
Исмар Маслянов, артист
КИНОАППАРАТ — НА СЛУЖБУ ЦИРКУ
Просмотры номеров артистов цирка обычно связаны с большими трудностями, расходованием денежных средств. Артистов отрывают от работы на манеже, и бывает, что на просмотре они работают ниже своих возможностей.
Между тем просмотр номеров можно упростить, если использовать киноаппарат. Мне кажется, что крупным циркам страны надо иметь свои кинокамеры. Тогда можно будет заснять любой номер и отослать пленку в Союзгосцирк для приемки номера или тарификации артиста. В этом случае работники художественного отдела получат представление о номере и мастерстве каждого участника.
Наиболее интересные номера можно будет демонстрировать студентам циркового училища для ознакомления с техникой исполнения отдельных трюков.
В. Лунего, артист
Журнал «Советский цирк» март 1961 г