Вольтиж на лошади - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Вольтиж на лошади

 

В числе номеров конного жанра незаслуженно забытым оказался вольтиж.

Вольтиж представляет собой раз­личные гимнастические упражнения, выполняемые на движущейся по кругу лошади. В период расцвета конного цирка его по традиции де­монстрировали начинающие артисты. Вольтиж занял видное место в ре­пертуаре    цирка.

И действительно, движения кон­ного вольтижера эмоционально насы­щенны и зрелищно весьма эффект­ны.

В настоящей статье кратко рас­скажем об основных элементах вольтижа и  приемах   его   исполнения.

Предварительно несколько общих замечаний.

В отличие от довольно резких дви­жений джигита, вольтижер должен быть пластичным, подчеркивая мяг­кость и закругленность жеста. Боль­шое значение при этом имеет уме­ние использовать силу тяжести и инерцию   своего   тела.

Обязательным условием является полная согласованность движений вольтижера с движениями галопи­рующей лошади (работать с ней в одном   темпе).

Вытянутая в носок нога и прогну­тая поясница сидящего на лошади также  обязательны.

Комбинации упражнений вольтижа состоят из разнообразных элементов.

При составлении комбинации не­обходимо учитывать особенности пола исполнителей. В трюковых уп­ражнениях для женщин не должны превалировать силовые элементы, а в мужских не нужна излишняя гиб­кость.

Основными элементами вольтижа являются (названия даются по общепринятой гимнастической терминоло­гии): прыжки (вскоки), упоры, стойки, вертушки,  перемахи,  кульбиты.

Прыжки (вскоки) на лошадь про­изводятся   толчком   в   момент,   когда лошадь ставит на землю переднюю левую ногу, ноги вольтижера при толчке соединены вместе, носки вы­тянуты. Толчок следует де­лать в сторону от опорной ноги ло­шади и, чтобы не отстать, — несколь­ко вперед.

При обычном прыжке в сед вер­хом после толчка, используя движе­ние лошади, выжимаясь, выходить в упор на прямые руки.

Прыжки (толчки) выполняются с бега рядом с лошадью или после соскока с седа на правом бедре (из дамского седла слева). При зад­нем прыжке (вскоке) вольтижер са­дится на лошадь через круп в сед верхом или в сед на левом бедре. Усложняя задний прыжок, можно переносить правую ногу из седа верхом через шею лошади (с под­сечкой рук) в сед на правом бедре (дамское   седло   слева).

Задний прыжок с подсечкой рук обеими ногами исполняется как пры­жок в сед на левом бедре, после чего немедленно следует отклонить свой корпус назад и перенести перемахом обе ноги через шею лошади в сед на правом бедре,  задний прыжок a la Robert Rentz. Для исполнения этого прыжка после толчка нужен сильный взмах ногами спереди назад и вверх с одновременным значитель­ным прогибом спины и выходом в cтойку на вытянутых руках (притяги­ваясь     к     лошади).    

Перевернуться через голову почти невозможно, поэтому не следует торопиться опу­скаться  в сед.

Прыжок «ножницами» ведет к положению вольтижера лицом к хвосту лошади. Главное при исполнении этого прыжка — энергич­ное перекрещивание ног в воздухе, передний пры­жок achampiren. Выполняя его, вольтижер держится правой рукой за правую ручку гурты, левая рука свободно опущена вниз. Отталкива­ние производится левой ногой с одновременным быстрым выносом вытянутой правой ноги вверх и влраво через шею лошади; тяжесть тела при этом должна быть передана назад на правую выпрямленную ру­ку. Переходя в сед, следует быстро отпустить правой рукой ручку гурты. Подобный прыжок, но более труд­ный, можно сделать, перенося обе ноги через шею лошади и опустив­шись в сед на левом бедре (дамское седло  справа).

Прыжки на лошадь со стороны крупа относятся к так называемому вольтижу – у хвоста. Впервые подоб­ные трюки были продемонстриро­ваны в 1866 году Д. Ришардом и А. Крембзером.

Прыгая с хвоста, вольтижер кладет свои руки на круп и отталкивается несколько влево от задней ноги ло­шади. В момент отталкива­ния в темп с постановкой лошадью задней левой ноги выйти в упор на круп. Прыжками с крупа лошади можно переходить в различные седы и другие элементы вольтижа.

После прыжков опускаться в сед на спину лошади следует мягко с прогнутым туловищем. Различают следующие виды седов: сед верхом лицом по ходу движения лошади, обратный сед — верхом, лицом к крупу лошади; седы на правом и ле­вом бедрах (дамское седло слева и справа); обратные седы — лицом к крупу.

Перемахи (переносы) ног из седов через шею и через круп лошади выполняются с легким замахом. Ту­ловище несколько отклоняется назад, ноги переносятся прямыми. На перемах обеи­ми ногами из седа на левом бедре в сед на правое бедро через шею. Перемах справа налево из седа на левом бедре в сед на правом бедре.

Упоры на спине или крупе харак­теризуются положением вольтижера, при котором его плечи выше точек хвата. Статическое положение при упорах следует выдерживать не менее четырех галопад лошади. Из числа упоров можно рекомендовать для циркового вольтижа следующие: упор на одном или на двух коленях, горизонтальный упор на локте и упор вдоль спины лошади прогнувшись (обе  ноги  вместе).

Стойки. Выход на стойку произво­дится махом или силой. Статическое положение выдерживать не менее четырех галопад. Различают стойки на голове, на плечах, на лопатках, на предплечьях, на руках и на груди. В стойке туловище вольтижера про­гнуто, за исключением стойки на ло­патках, где оно должно, быть пря­мым.

Ножницы из седа можно делать в обе стороны на прямых полусог­нутых руках и с опорой плечом.

Вертушка (повороты кругом). Вы­полняется в следующей последовательности: из упора на колено сде­лать движение вытянутой ногой вверх а сторону. Сохраняя прогнутое поло­жение тела и опуская хват, повернуться на колене на 180 градусов, а затем, разгибая опорную ногу, плавно сесть в сед верхом.

Вертушка на бедре — выйдя после толчка в сед на левое бедро (пра­вое) и не задерживаясь, отклоняя туловище назад и внутрь (наружу), сделать в темпе поворот через ле­вое (правое) плечо на 360 градусов. Для исполнения этой вертушки гурта должна быть с чепраком, за края которого вольтижер удерживается при  повороте.

Соскоки на землю бывают: соскок прогнувшись рывком из разных се­дов; соскок назад из седа лицом к крупу; соскок с поворотом на 360 градусов; соскок переворотом боком из стойки; соскок назад переворотом через голову. Этот соскок исполня­ется следующим образом: из седа верхом лечь на спину, сгруппи­роваться, ладонями упереться а круп лошади за своими плечами, после чего резко разогнуться, пере­вернуться через голову и, оттолкнув­шись руками, перегибаясь, соскочить. Кульбит представляет собой соскок вперед через голову в один или два темпа.   В   первом   случае  кульбит делают из седа верхом, во втором — вольтижер предварительно переходит в упор коленями на круп лошади. Задний кульбит производится из дамского седла справа. Вольтижер при этом ложится на спину поперек лошади головой внутрь крупа и в темп с лошадью переворачивается через голову (сгруппировавшись). Вольтижировочные прыжки для более эффектной подачи можно вы­полнять   с   барьерами.

Искусство вольтижа требует про­извести отталкивание в последний темп галопады лошади перед барь­ером.

Специальный барьерный прыжок заключается в том, что вольтижер, держась за ручки гурты и сильно упираясь в спину лошади правым предплечьем, оттолкнувшись, не «приходит» на лошадь, а проносит ноги через барьер с прыжком ло­шади, как бы пропуская барьер. В барьерном прыжке можно пропускать не один, а два или три барьера, стоящих в темп. В манеже можно установить один барьер, два взаимно-противоположных, три в темп на расстоянии один от другого, рав­ным длине одной галопады лошади, в три угла — на равном расстоянии один   от  другого.

Артист, демонстрирующий вольтиж, имеет возможность создавать бесчисленное множество комбина­ций. Конечно, при этом композицион­ное построение номера должно от­вечать общим требованиям, прису­щим цирку.

Примерное чередование элементов вольтижа может быть следующее: выезд в манеж в седе верхом или в седе на левом бедре (правом). Прыжок в стойку на одном колене. Сед верхом. Задний прыжок — нож­ницами. Круги одной ногой. Сед на правом бедре. Пауза. Передний прыжок achampiren. Барьерный волтиж. Закончить  кульбитом.

На да-капо. Задний прыжок в стойку. Сед верхом. Соскок назад переворотом через голову.


Г. РОГАЛЕВ

 Журнал «Советский цирк» февраль 1961 г.

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования