| 12:46 | 1.08.2010
Цирк придумали Шаманы?
Небольшая предыстория этого газетного материала. Беседуем с генеральным директором Росгосцирка, народным артистом России Александром Калмыковым.
Разговор, понятно, идет о цирковом искусстве, успехах и проблемах, которые это искусство сопровождают. Проблемы, понятно, есть в любой области, если она стремится развиваться. А у циркового хозяйства страны проблем сегодня тоже немало.
Но вот заглядывает в кабинет девушка-секретарь: - Александр Дмитриевич, подошел Сергей Михайлович… - На ловца и зверь бежит, - шутит гендиректор.
- Пришел Макаров. Вы, наверное, с ним не знакомы?
Сейчас познакомлю. Этот человек известен в наших кругах – хорошо знает цирк и, более того, историю циркового искусства.
Доктор искусствоведения, ведущий научный сотрудник Государственного института искусствознания, автор весьма интересной книги «Шаманы, масоны, цирк». Кстати, мой учитель.
Так мы познакомились с человеком, который, изучая историю циркового искусства, заглянул в далекие времена. До него этого никто не делал. Ну, считалось, что цирк возник с бродячих комедиантов несколько веков назад, да и ладно. Были же скоморохи, веселившие народы и знать, чего же искать самые истоки? Но выяснилось, что Макаров - человек дотошный, взялся за изучение цирковой истории весьма серьезно. Наверное, потому и преуспел. Предлагаем:
«Хотим, Сергей Михайлович, воспользоваться случаем, чтобы пополнить свои знания. Расскажите нам о своих исследованиях?» Отвечает: «Почему же нет?» Думаем, что и читателю, интересующемуся цирковым искусством, будет это интересно, да и тем, кто не слишком силен в такой науке.
Исследование, проведенное московским ученым, основано на знании циркового искусства - истории, теории и практики. Выясняется, что это не просто искусство, а удивительное соединение тайных знаний, сакральных символов и знаков, обрядовых действий, которые сформировались в самобытный художественный мир, ставший интересным цирковым искусством. В начале его - тотемистические действия, религиозные обряды, оккультные теории, действия масонов.
Как утверждает автор, он изложил свой материал повествовательно, чтобы сделать свою книгу доступной для читателя.
Раньше в нашей стране, утверждает Макаров, цирковые номера символизировали трудовые народные подвиги, утверждалось, что цирк – пролетарское искусство. Но как тут не вспомнить цирки Древней Греции и Рима?
Обращаешься к древним источникам и убеждаешься - все начиналось с шаманизма. Современное цирковое искусство, если вникнуть в суть, это отголоски генетической памяти - цирковое представление есть некое шаманское действо. Шаманы поклонялись Небу и Солнцу, представляя небо куполообразным, а солнце круглым.
Белые лошади несли по небу солнце. Белых лошадей приручали. Потом возник обряд жертвоприношения Белого коня. Избранного коня водили по весям, потом приносили его в жертву. Само священнодействие проходило внутри очерченного круга.
Или другое. Мы уверены, что акробатика – простая молодецкая забава. А нет. В древние времена такие прыжки, тот же кульбит приводил в восторг солнцепоклонников. Выполняя прыжок, человек описывал круг, а это был символ Солнца. Шаманы подметили, что светило проделывает такие трюки - восходит, скользит по небу и закатывается.
А теперь о дрессуре. Устанавливая контакты со зверем, шаманы приобретали навыки общения с животными. Искусство общения с ним передавалось в роду шаманов. Макаров видит нечто подобное в сегодняшнем цирке: секреты дрессуры передаются в цирковых династиях от старших к младшим.
Видит он и другие сравнения. Вращения против часовой стрелки - древнейшее заклинание.
Когда-то человек был уверен, что именно так движется светило, и он верил, что это движение рождает магическую силу, которая не пускает злых демонов в круг. А номер без наездника пошел от поверья, что если приснится свободно бегающая лошадь - это исполнение заветного желания.
А как же быть с масонами, о которых упоминает автор книги?
И на этот вопрос у знатока истории цирка есть ответы. Первый стационарный цирк был построен во Франции в 1807 году братьями Франкони на деньги масонов. С тех пор эталон для всех цирков - диаметр манежа в 13 метров.
Есть этот знак в древних картах Таро. В одном смысле - это смерть, в переносном - означает смерть одной личности и появление новой. Артист, вышедший на манеж, уже бне просто человек, он герой, который подвергается смертельному риску.
Обратите внимание, говорит Сергей Михайлович, что в цирке никто не садится на барьер спиной к манежу.
Это неуважение к другим артистам и к манежу, который кормит циркового человека. И у этой приметы, оказывается, есть древний магический смысл. Когда шаманы очерчивали круг, это обозначало, что они находятся в безопасном месте.
Можно было не бояться бзлых духов - они не могли проникнуть в такой круг.
Если же остановиться на черте, то, по их убеждению, это могло открыть проход злым духам. Так и в цирке: манеж - круг, бортик - черта.
Если сядешь спиной к манежу, значит, откроешь путь всем несчастьям. Когда бываете в цирке, никогда не садитесь на барьер спиной к манежу. Чтите местные суеверия.
Виктор ДЖАНИБЕКЯН, Эдуард ЛУНЕВ
обсудить на форуме